Личность и качества предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:16, контрольная работа

Описание

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности.
Актуальность выбранной темы обосновывается на том, что обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому личность и качества предпринимателя играю важнейшую роль в успешном развитии предпринимательской деятельности.

Работа состоит из  1 файл

К.Р. Личность и качества предпринимателя.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Важнейшим признаком  предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности.

Актуальность выбранной темы обосновывается на том, что обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому личность и качества предпринимателя играю важнейшую роль в успешном развитии предпринимательской деятельности.

 

  1. Личность предпринимателя определяет успешность его бизнеса

 

“Именно определенные личностные характеристики позволяют предпринимателям проходить кризис, не склонив голову”, – к такому выводу пришли авторы исследования “Портрет владельца малого бизнеса в России”.

В ходе опроса 46% представителей малого и среднего бизнеса заявили, что их бизнес даже в кризис вполне успешен, а 19% респондентов отметили, что  кризис никак не сказался на финансовом состоянии их предприятий [4].

Портрет владельца малого бизнеса

Как выяснилось, 75% собственников  малого и среднего бизнеса в России составляют мужчины в возрасте от 33 до 46 лет. Женщины в свой бизнес идут позже, чем мужчины. 50% владельцев малых предприятий – это мужчины в возрасте до 37 лет, в то время как половина женщин-предпринимателей старше 43 лет.

Большинство предпринимателей имеет высшее образование, правда, в  основном, техническое:  

  • 46% владельцев бизнеса обладают высшим техническим образованием;
  • 29% – высшим экономическим;
  • 17% – гуманитарным.

Экономическое образование  положительно сказывается на эффективности  бизнеса. По мнению представителей Ситибанка, принимающих участие в исследовании, 63% малых и средних предприятий, возглавляемые “экономистами”, успешны.

Малый бизнес переносит  кризис легче

Проведенный обзор подтвердил, что компании малого и среднего бизнеса  являются более конкурентоспособными и приспособленными к резким изменениям на рынке, чем крупные игроки.

В ходе опроса 46% респондентов заявили, что их бизнес вполне успешен (как до кризиса, так и сейчас), а 19% посчитали, что кризис никак не отразился на финансовом состоянии их предприятий.

В то же время, 51% предпринимателей отметили, что почувствовали снижение спроса на свою продукцию во время  кризиса, а 42% ощутили сокращение собственных доходов.

Предприниматели активно  поддерживают и развивают свой бизнес (в среднем, такие вложения увеличились  на 20%) и оптимизируют затраты.

Авторы обзора также  отмечают, что владельцы малого бизнеса  в Москве и Санкт-Петербурге тратят в 2 раза больше денег, чем обеспеченные россияне, работающие наемными менеджерами, и в 3 раза чаще пользуются кредитными картами.

Малый бизнес продолжает расти

Несмотря на нестабильную финансовую ситуацию, за последний  год число малых предприятий увеличилось на 11,5%.

Основными причинами, по которым россияне уходят в свое дело, названы “стремление к финансовой независимости” и “возможность самореализации”.

Большинство респондентов считает, что “семейный бизнес”  в 2 раза успешнее, чем тот, где родственники владельца компании не работают (62% против 36%). А бизнес, возглавляемый собственниками, приехавшими из регионов, успешнее, чем бизнес коренных москвичей и петербуржцев.

Согласно результатам  исследования, российский малый бизнес в основном работает в отраслях с быстрой окупаемостью вложений: 43% компаний занимаются оптовой и розничной торговлей. На долю строительства и недвижимости приходится 30% компаний малого бизнеса (скорее всего, кризис подкорректировал число компаний в данных сегментах) [4].

 

 

  1. Социально-психологический портрет предпринимателя

 

 

Социально-психологические  качества успешных предпринимателей давно  служат объектом исследования для биографов, психологов и социологов. С целью  разгадать секрет успеха рассматриваются  их характеры, способности, социальные характеристики. Так, исследования показали, что зависимость между IQ предпринимателя и эффективностью его деятельности криволинейная.

Отдельные усилия были посвящены выявлению качеств, характеризующих предпринимателя, выделяющие его из ряда других людей. Прежде всего, среди таких субстанциональных качеств нужно назвать следующие умения (способности): принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и особенно в неопределенных ситуациях; генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода; оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности;  оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли; рисковать; анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной конъюнктуры выводы.

Социально-психологический  портрет типичного предпринимателя, согласно классификации Й. Шумпетера  предполагает: особый взгляд на вещи, волю и способность выделять наиболее важные моменты действительности и реально их оценивать; способность идти в одиночку, не боясь неопределенности и возможного сопротивления; способность воздействовать на других людей (иметь авторитет и уметь заставить повиноваться).

Портрет предпринимателя по данным Американской Ассоциации управления  составляет: поиск возможностей и инициативность (использует новые и необычные деловые возможности); упорство и настойчивость (готов к многократным попыткам; постоянно корректирует стратегию); готовность к риску (предпочитает ситуации умеренного риска, заботиться, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты); ориентация на эффективность и качество (стремится к совершенствованию стандартов эффективности); вовлеченность в рабочие контакты (принимает ответственность на себя, идет на личные жертвы для выполнения работы); целеустремленность (ясно формулирует цели, характерно долгосрочное видение; постоянная корректировка краткосрочных задач ); стремление быть информированным (постоянный сбор информации о клиентах и поставщиках, использование личных и деловых контактов); систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи, следит за финансовыми показателями и ориентируется на них при принятии решений; разрабатывает и применяет процедуры слежения за выполнением работы); способность убеждать и устанавливать связи (способность к методам убеждения, использует деловые и личные контакты как средства достижения своих целей); независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от управления и контроля, полагается на себя в случае неудачи, верит в способность решать сложные задачи).

Некоторые недостатки предпринимателей составляют: тяготение  к краткосрочным решениям (обычно это связано с ограниченными  ресурсами роста); тенденция завышать оценку достигнутых или ожидаемых результатов; консерватизм стиля и неспособность пересматривать свои взгляды в условиях расширения и усложнения организации.

К характеристикам  лидерства относят такие черты  как: стремление к самостоятельности, автономности, независимости, к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти, а также решительность и уверенность в себе. При этом отмечают также и особые деловые качества - как "особую энергетику" предпринимателя: это несомненно инициативность и предприимчивость, деловая активность, умение действовать в условиях недостатка информации (авторы называют это особым "чутьем", которое вырабатывается в самом процессе предпринимательской деятельности), настойчивость и умение брать ответственность на себя.

Особые интеллектуальные способности предпринимателя характеризуются  таким образом: гибкость мышления и  аналитический склад ума, умение думать, генерировать идеи, в том  числе коммерческие, это творчески  мыслящий человек, обладающий смекалкой  и широтой мировоззрения, умеющий находить нестандартные решения. 

Как предрасположенность  к предпринимательской деятельности отмечаются также и особые психологические  характеристики личности: восприимчивость  к переменам, склонность к новаторству, инновациям, риску и одновременно устойчивость к стрессам.

И последнюю  группу особых качеств предпринимателя  составляют так называемые коммуникативные  способности, к ним относят: умение понимать людей и выстраивать  с ними взаимоотношения, то есть и  быть коммуникативным, умение подбирать себе компаньонов и исполнителей и также выстраивать отношения в интересах дела. Некоторые авторы указывают также на важность такой поведенческой характеристики как агрессия, другие же, напротив, считают характерным стремление к сотрудничеству.

Агрессивное предпринимательское поведение чаще все же отмечается у западных бизнесменов. В принципе западный предприниматель обладает схожими с отечественным чертами. Зарубежные авторы их характеризуют следующим образом, группируя в три совокупности.

Экономические характеристики: стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия по соединению материальных и денежных средств, а также труда с целью возрастания их совокупной стоимости [5].

Социальные  характеристики: инициативность, организаторский талант, включая умение осуществлять организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, готовность рисковать.

И психологические  характеристики: присутствие творческого  начала и стремление к новизне, к  самостоятельности, желание чего-либо добиться или достигнуть.

Здесь же определяется и понятие предпринимательства  как, во-первых, "динамичный процесс  наращивания богатства", а во-вторых, как "процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, поглощающего время и силы, предполагающего принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности, процесса, приносящего в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым".

Предприниматель по западному - это новатор, реформатор и революционер в способах производства.

Главное отличие  отечественного и зарубежного предпринимателя  может состоять в том, что стремление к умножению богатства не является главной целью деятельности. И  это можно увидеть, анализируя значимость для российского предпринимателя тех или иных ценностей.

К попыткам описания типологии предпринимателей можно  отнести исследование Новожиловой  Ю.Б.. На основе эмпирических данных она  выделяет следующие типы предпринимателей:

Новатор. Он озабочен идеей о товаре или услуге. Новатор  предпочитает, чтобы идея уже была где-то реализована. Повторение его не смущает, ему нужна не сколько оригинальность, сколько успех. Таких предпринимателей около 30%. 

Нетерпеливый. Быстро улавливает проблемы или недостатки в организации или системе. Не ограничиваясь анализом, он решает заняться их исправлением в своей собственной службе или фирме. Этот тип бизнесмена представлен 22%.

Ремесленник. Если о предпринимателе сказать, что  он ремесленник, это не воспринимается как комплимент, а указывает, скорее, на то, что ему трудно одолеть высоту. Однако те из них, кто сумел вырасти, оставаясь «ремесленником», имеют навыки, которые невозможно приобрести ни в какой школе бизнеса, - знание производства. Таких производственников около 29%.

Сын. На Западе, где малый бизнес имеет длительное существование, в бизнесе существуют семейные традиции. Около 7% малых предприятий перешли к их владельцам по наследству.

Хитрец. В школе  жизни он усвоил две – три полезные вещи о профессии и о деловом  мире и, судя по проведённому анализу, стремится сделать всё, чтобы обойти закон. Хитрецов в мире бизнеса не так уж и много, всего 12%.

Эти типажи не исчерпывают  палитру предпринимательских характеров, а шансы на успех зависят от способности будущего предпринимателя  составить из всех этих компонентов  хитроумный коктейль. 

Предпринимательская деятельность весьма многообразна. Поэтому  предприниматель должен обладать способностями, которые реализуются в практической деятельности. Кроме того, существуют самые разнообразные формы предпринимательской  деятельности, выбор которых продиктован как объективными, так и субъективными (мотивы и психологические особенности предпринимателя) причинами.

Попытки составить  социально-психологический портрет  предпринимателя предпринимались  как за рубежом, так и в нашей  стране. В основном они сводятся к попыткам выделения и описания различных типов предпринимателей (новатор, хитрец, ремесленник) или к описанию различных характеристик предпринимателя (лидерских, интеллектуальных, психологических, экономических, социальных) [5].

Информация о работе Личность и качества предпринимателя