Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:16, контрольная работа
Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности.
Актуальность выбранной темы обосновывается на том, что обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому личность и качества предпринимателя играю важнейшую роль в успешном развитии предпринимательской деятельности.
Введение
Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности.
Актуальность выбранной темы обосновывается на том, что обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому личность и качества предпринимателя играю важнейшую роль в успешном развитии предпринимательской деятельности.
“Именно определенные личностные характеристики позволяют предпринимателям проходить кризис, не склонив голову”, – к такому выводу пришли авторы исследования “Портрет владельца малого бизнеса в России”.
В ходе опроса 46% представителей малого и среднего бизнеса заявили, что их бизнес даже в кризис вполне успешен, а 19% респондентов отметили, что кризис никак не сказался на финансовом состоянии их предприятий [4].
Как выяснилось, 75% собственников
малого и среднего бизнеса в России
составляют мужчины в возрасте от
33 до 46 лет. Женщины в свой бизнес
идут позже, чем мужчины. 50% владельцев
малых предприятий – это мужчин
Большинство предпринимателей имеет высшее образование, правда, в основном, техническое:
Экономическое образование
положительно сказывается на эффективности
бизнеса. По мнению представителей Ситибанка,
принимающих участие в
Проведенный обзор подтвердил, что компании малого и среднего бизнеса являются более конкурентоспособными и приспособленными к резким изменениям на рынке, чем крупные игроки.
В ходе опроса 46% респондентов заявили, что их бизнес вполне успешен (как до кризиса, так и сейчас), а 19% посчитали, что кризис никак не отразился на финансовом состоянии их предприятий.
В то же время, 51% предпринимателей отметили, что почувствовали снижение спроса на свою продукцию во время кризиса, а 42% ощутили сокращение собственных доходов.
Предприниматели активно поддерживают и развивают свой бизнес (в среднем, такие вложения увеличились на 20%) и оптимизируют затраты.
Авторы обзора также отмечают, что владельцы малого бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге тратят в 2 раза больше денег, чем обеспеченные россияне, работающие наемными менеджерами, и в 3 раза чаще пользуются кредитными картами.
Несмотря на нестабильную финансовую ситуацию, за последний год число малых предприятий увеличилось на 11,5%.
Основными причинами, по
которым россияне уходят в свое дело,
названы “стремление к
Большинство респондентов считает, что “семейный бизнес” в 2 раза успешнее, чем тот, где родственники владельца компании не работают (62% против 36%). А бизнес, возглавляемый собственниками, приехавшими из регионов, успешнее, чем бизнес коренных москвичей и петербуржцев.
Согласно результатам исследования, российский малый бизнес в основном работает в отраслях с быстрой окупаемостью вложений: 43% компаний занимаются оптовой и розничной торговлей. На долю строительства и недвижимости приходится 30% компаний малого бизнеса (скорее всего, кризис подкорректировал число компаний в данных сегментах) [4].
Социально-психологические качества успешных предпринимателей давно служат объектом исследования для биографов, психологов и социологов. С целью разгадать секрет успеха рассматриваются их характеры, способности, социальные характеристики. Так, исследования показали, что зависимость между IQ предпринимателя и эффективностью его деятельности криволинейная.
Отдельные усилия
были посвящены выявлению качеств,
характеризующих
Социально-психологический
портрет типичного
Портрет предпринимателя по данным Американской Ассоциации управления составляет: поиск возможностей и инициативность (использует новые и необычные деловые возможности); упорство и настойчивость (готов к многократным попыткам; постоянно корректирует стратегию); готовность к риску (предпочитает ситуации умеренного риска, заботиться, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты); ориентация на эффективность и качество (стремится к совершенствованию стандартов эффективности); вовлеченность в рабочие контакты (принимает ответственность на себя, идет на личные жертвы для выполнения работы); целеустремленность (ясно формулирует цели, характерно долгосрочное видение; постоянная корректировка краткосрочных задач ); стремление быть информированным (постоянный сбор информации о клиентах и поставщиках, использование личных и деловых контактов); систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи, следит за финансовыми показателями и ориентируется на них при принятии решений; разрабатывает и применяет процедуры слежения за выполнением работы); способность убеждать и устанавливать связи (способность к методам убеждения, использует деловые и личные контакты как средства достижения своих целей); независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от управления и контроля, полагается на себя в случае неудачи, верит в способность решать сложные задачи).
Некоторые недостатки предпринимателей составляют: тяготение к краткосрочным решениям (обычно это связано с ограниченными ресурсами роста); тенденция завышать оценку достигнутых или ожидаемых результатов; консерватизм стиля и неспособность пересматривать свои взгляды в условиях расширения и усложнения организации.
К характеристикам лидерства относят такие черты как: стремление к самостоятельности, автономности, независимости, к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти, а также решительность и уверенность в себе. При этом отмечают также и особые деловые качества - как "особую энергетику" предпринимателя: это несомненно инициативность и предприимчивость, деловая активность, умение действовать в условиях недостатка информации (авторы называют это особым "чутьем", которое вырабатывается в самом процессе предпринимательской деятельности), настойчивость и умение брать ответственность на себя.
Особые интеллектуальные
способности предпринимателя
Как предрасположенность
к предпринимательской
И последнюю группу особых качеств предпринимателя составляют так называемые коммуникативные способности, к ним относят: умение понимать людей и выстраивать с ними взаимоотношения, то есть и быть коммуникативным, умение подбирать себе компаньонов и исполнителей и также выстраивать отношения в интересах дела. Некоторые авторы указывают также на важность такой поведенческой характеристики как агрессия, другие же, напротив, считают характерным стремление к сотрудничеству.
Агрессивное предпринимательское поведение чаще все же отмечается у западных бизнесменов. В принципе западный предприниматель обладает схожими с отечественным чертами. Зарубежные авторы их характеризуют следующим образом, группируя в три совокупности.
Экономические характеристики: стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия по соединению материальных и денежных средств, а также труда с целью возрастания их совокупной стоимости [5].
Социальные характеристики: инициативность, организаторский талант, включая умение осуществлять организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, готовность рисковать.
И психологические характеристики: присутствие творческого начала и стремление к новизне, к самостоятельности, желание чего-либо добиться или достигнуть.
Здесь же определяется и понятие предпринимательства как, во-первых, "динамичный процесс наращивания богатства", а во-вторых, как "процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, поглощающего время и силы, предполагающего принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности, процесса, приносящего в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым".
Предприниматель по западному - это новатор, реформатор и революционер в способах производства.
Главное отличие
отечественного и зарубежного предпринимателя
может состоять в том, что стремление
к умножению богатства не является
главной целью деятельности. И
это можно увидеть, анализируя значимость
для российского предпринимател
К попыткам описания типологии предпринимателей можно отнести исследование Новожиловой Ю.Б.. На основе эмпирических данных она выделяет следующие типы предпринимателей:
Новатор. Он озабочен идеей о товаре или услуге. Новатор предпочитает, чтобы идея уже была где-то реализована. Повторение его не смущает, ему нужна не сколько оригинальность, сколько успех. Таких предпринимателей около 30%.
Нетерпеливый. Быстро улавливает проблемы или недостатки в организации или системе. Не ограничиваясь анализом, он решает заняться их исправлением в своей собственной службе или фирме. Этот тип бизнесмена представлен 22%.
Ремесленник. Если о предпринимателе сказать, что он ремесленник, это не воспринимается как комплимент, а указывает, скорее, на то, что ему трудно одолеть высоту. Однако те из них, кто сумел вырасти, оставаясь «ремесленником», имеют навыки, которые невозможно приобрести ни в какой школе бизнеса, - знание производства. Таких производственников около 29%.
Сын. На Западе, где малый бизнес имеет длительное существование, в бизнесе существуют семейные традиции. Около 7% малых предприятий перешли к их владельцам по наследству.
Хитрец. В школе жизни он усвоил две – три полезные вещи о профессии и о деловом мире и, судя по проведённому анализу, стремится сделать всё, чтобы обойти закон. Хитрецов в мире бизнеса не так уж и много, всего 12%.
Эти типажи не исчерпывают
палитру предпринимательских
Предпринимательская
деятельность весьма многообразна. Поэтому
предприниматель должен обладать способностями,
которые реализуются в
Попытки составить
социально-психологический