Малое предпринимательство в общественном питании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение сущности малых предприятий и их место в экономике России.
Задачи курсовой работы:
 изучить теоретические аспекты малого бизнеса;
 определить сущность и особенности малого предпринимательства;
 раскрыть преимущества и проблемы малого предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ…………………………………………………………5
1.1 Сущность и особенности малого предпринимательства…………………5
1.2. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…………10
1.3. Организационно-правовые формы малых предприятий в России……...15
ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РОССИИ ………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ИГРУНЁВ.docx

— 44.47 Кб (Скачать документ)

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

«Ленинградский  социально-педагогический колледж»

Краснодарского  края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

Малое предпринимательство  в общественном питании

 

 

 

 

 

                                Выполнил: Игрунёв Даниил Сергеевич

                                                        3 курс,  группа «П»

лингвистического отделения

                       Научный руководитель:

                                     Салий Виктория Викторовна

                      

 

 

 

 

 

                                                            2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ…………………………………………………………5

    1.    Сущность и особенности малого предпринимательства…………………5

1.2.     Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…………10

1.3.     Организационно-правовые формы малых предприятий в России……...15

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

В РОССИИ ………………………………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Малый бизнес в рыночной экономике страны — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Актуальность  темы курсовой работы определена ролью  малых предприятий в масштабах  экономики страны.

Каждое  предприятие, будь оно малое или  крупное, в ходе своей деятельности, стремится получить как можно  большую прибыль при минимальных  затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует  глубоко анализировать сложившуюся  ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной  цели - максимизации прибыли, возможно только при правильном и продуманном  планировании деятельности торгового  предприятия, повышения внимания к  оценке эффективности торговой деятельности, анализу экономических показателей  и выявлению резервов улучшения  их состояния.

Важная  роль в реализации этой задачи отводится  анализу хозяйственной деятельности торговых предприятий. С его помощью  вырабатываются отражения и тактика  развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением, выявляются резервы повышения эффективности  торговой деятельности, осуществляются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

 

 

Целью данной курсовой работы является определение сущности малых предприятий и их место в экономике России.

      Задачи курсовой работы:

  • изучить теоретические аспекты малого бизнеса;
  • определить сущность и особенности малого предпринимательства;
  • раскрыть преимущества и проблемы малого предприятия.

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛЫХ   ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 

1.1.   Сущность и  особенности малого предпринимательства

Экономическая и социальная роль малого предпринимательства  заключается в праве граждан  на свободное использование своих  способностей и имущества для  осуществления предпринимательской  деятельности. Сущность малого предпринимательства  заключается в следующем: малым  предпринимательством называется деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные  законом признаки.

Основными экономическими чертами малого предприятия  являются:

    • Обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);
    • Специализация на каком-либо виде деятельности;
    • Реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на:

    • Личном труде владельца и членов его семьи;
    • Использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи). [20]

Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства. Отсюда следует, что малое предпринимательство – особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть предпринимателя. Предприниматель – это субъективный фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход [11, стр.69]

Согласно  Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся: коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

    • в промышленности – 100 человек;
    • в строительстве – 100 человек;
    • на транспорте – 100 человек;
    • в сельском хозяйстве – 60 человек;
    • в научно технической сфере – 60 человек;
    • в оптовой торговле – 50 человек;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек” [16, статья 3]
    • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Средняя численность работников за отчетный период малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в  том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица. [16, статья 3]

Малое предпринимательство  имеет свои особенности и следующие  преимущества:

    • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
    • большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
    • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
    • большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
    • более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;
    • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.[5, стр. 89]

Наряду  со всеми своими преимуществами, малому предпринимательству присущи и  определенные недостатки, которые определяются как внутренними, так и внешними причинами, а также условиями  функционирования малого предприятия :

    • более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке;
    • большая зависимость от крупных компаний;
    • ошибки в управлении собственным делом;
    • слабая компетентность руководителей;
    • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
    • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
    • неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. [6, стр. 92]

Сущность  малого предпринимательства проявляется  в его экономических и социальных функциях:

1. Формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных  отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  и общества в товарах (работах,  услугах)

2. Расширение  ассортимента и повышение качества  товаров, работ, услуг. Стремясь  к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению  качества товаров (работ, услуг)  и культуры обслуживания

3. Приближение  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям

4. Содействие  структурной перестройке экономики.  Малое предпринимательство придает  экономике гибкость, мобильность,  маневренность

5. Привлечение  личных средств населения для  развития производства. Партнеры  в малых предприятиях вкладывают  свои капиталы в дело с большей  заинтересованностью, чем в крупных

6. Создание  дополнительных рабочих мест, сокращение  уровня безработицы

7. Более  эффективное использование творческих  способностей людей, раскрытие  их талантов, освоение различных  видов ремесел, народных промыслов

8. Вовлечение  в трудовую деятельность отдельных  групп населения, для которых  работа на крупном производстве  имеет определенные ограничения  (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся)

9. Формирование  социального слоя собственников,  владельцев предприятий, фирм, компаний

10. Активизация  научно-технического прогресса

11. Освоение  и использование местных источников  сырья и отходов крупных производств

12. Содействие  деятельности крупным предприятиям  путем изготовления и поставки  комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих  производств

13. Освобождение  государства от низкорентабельных  и убыточных предприятий за  счет их аренды и выкупа. [11, стр. 75-79]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.     Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике

 

      Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определюящий темпы экономического роста,  структуру и  качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП. 

    Поэтому абсолютное  большинство  развитых  государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

          В мировой  экономике  функционирует  огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн.,  а в Японии 9 млн.  Этот малый бизнес,  например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка,  придает рыночной экономике необходимую гибкость.

          Существенный вклад вносит малый бизнес в  формирование  конкурентной среды,  что для нашей высокомнополизированной экономики имеет первостепенное значение.

        Нельзя также забывать,  что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

          Немаловажна роль  малого  бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования  экономики России.

          Чтобы глубже  и  подробнее  разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Информация о работе Малое предпринимательство в общественном питании