Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:19, реферат
В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово – кредитной, материально – технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.
ВВЕДЕНИЕ…..…………………….…………………………….…………………..…3
1 ЗНАЧЕНИЯ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………….........4
2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………………………....10
3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ….…...12
4 ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………..….14
5 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ…………………………………………………………………..…...19
6 ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………………………………..…………..…...25
7 СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ……………………………………...........…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……………….…………....34
Рассмотрение состояния и
1) Малые предприятия и проблемы рынка рабочей силы
2) Структурные изменения о деятельности малых предприятий
3) Оценка эффективности деятельности малых предприятии
4) Воспроизводственный аспект деятельности малых предприятий
5) Малое предпринимательство и проблема насыщения рынка товарами и услугами, реализуемыми непосредственно населению
При проведении анализа экономической деятельности малых предприятий важно обеспечить методологическую сопоставимость показателей, характеризующих состояние и развитие малого бизнеса.
5 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Малые предприятия в России в
своей деятельности сталкиваются с
большими трудностями. Основная проблема
малых предприятий –
Положение едва ли может серьезно
измениться в позитивную сторону, если
не перейти, наконец, от слов к делу
в общественной поддержке конструктивного
малого бизнеса. На существенный рост
имеющихся для этого
Для этого требуется
Следующая проблема – это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во–первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во–вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
В настоящее время малое
Отсутствует система проведения глубокого
анализа деятельности малых предприятий.
Нет надлежащего учета
Материально – техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
1) Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во–первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во–вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
2) Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.
Общеизвестно, что снижение доходов
населения привело к
К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно – правовое обеспечение, финансово – кредитное обеспечение, информационно –техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской
Федерации возложена разработка
основ политики государственной
поддержки малого предпринимательства,
а также координация
Так называемая малая экономика
– важный сектор полноценного рынка.
Без малого бизнеса невозможно становление
цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или
предприятий малого бизнеса, являются:
– активизация структурной перестройки
экономики;
– насыщение потребительского рынка товарами;
– преодоление отраслевого и регионального
монополизма;
– расширение конкуренции;
– создание материальной основы для трудоустройства
работников, высвобождающихся с действующих
предприятий;
– укрепление экономической базы местных органов власти;
– развитие сел, небольших городов;
– возрождение художественных промыслов.
Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса.
Многочисленные публикации последнего времени – влияние эволюции новой банковской системы на развитие в России крупного предпринимательства. При этом как–то забывается: «в пике» рыночных преобразований именно связка «коммерческие банки – малое предпринимательство» представлялась наиболее мобильной силой системной экономической трансформации. Отправляясь от того факта, что ежегодный прирост объема производства малых предприятий в иные годы достигал 25%, а объема реализации – 37 %, многие ученые и специалисты видели в сближении сектора малого бизнеса и банковского сектора ту магистральную дорогу, которая выведет Россию как минимум к потребительскому изобилию.
Трудности, возникающие на пути развития малого бизнеса, можно с определенной долей условности подразделить соответствующие проблемы на четыре основные категории. Это проблемы:
1) Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке, и т.п..
2) Материально – технического обеспечения: нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий и др.
3) Финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья.
4) Кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т. п.)
При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условия кредитования, независимый малый бизнес вынужден обращаться за ссудами под оборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в сферу жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального, профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Все перечисленные выше группы проблем, естественно резко обостряются: в период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок; в условиях макрофинансовых кризисов. Очевидно в том, что и в других случаях малые предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороны государства, его специальных фондов и иных институтов, а также со стороны кредитных организаций.
По мнению руководителей малых предприятий, главный камень преткновения для развития – чрезмерно высокие налоги. Что касается наиболее желательных конкретных видов помощи со стороны региональных администраций и муниципальных (городских) властей, то о них можно судить по следующим итогам базового опроса: 29,2% респондентов отдали приоритет прямой финансовой помощи (целевому льготному кредитованию и т. п.); 48,9% – налоговому льготированию; 7,9% – предоставлению гарантий по кредитам коммерческих банков; 5,9% – содействию в получении необходимого оборудования по лизингу; 17,1% – обеспечению безопасности бизнеса в своей личной безопасности; 17,2% - привлечению их бизнеса к выполнению госзаказов; 8% – облегчению доступа к неиспользуемым производственным помещениям; 4,2% – содействию в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями; 9 % – информационной поддержке; 37,7% – упрощению налогообложения; 35,7% – общему снижению налоговых ставок; 6,7% – отмене лицензирования; 2,9% – бизнес – обучению; 6,9% – защите прав собственности, улучшению работы суда и иным правообеспечивающим аспектам.
6 ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса – одно из серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности, хотя стимулирование последней банками, несомненно, является существенным условием продвижения к высокоэффективной рыночной экономике. Отсутствие у малых предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системы гарантий и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость региональных и даже столичных кредитных организаций, спекулятивный и корпоративно – политизированный характер их рыночных стратегий, – с другой, – все это предопределяет фактическую отчужденность в отношениях между сектором малых предприятий и банковским сектором.
И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения испытывают более 70% малых предприятий, то банковскими кредитами пользуются лишь 27,9% из них, в том числе 14,1% для финансирования капиталовложений и 13,8% для кредитования оборотных средств.
При этом в 1998г. такими кредитами пользовались 37,1%, в 1996г. – 45,3%, в1995г. – 57,7% малых предприятий. Печальным следует также признать обстоятельство высокой и возрастающей роли в кредитовании малого бизнеса физических лиц и предприятий – партнеров: в настоящее время львиную долю совокупных кредитных ресурсов малый бизнес получает именно от первых и от вторых; на долю же кредитных организаций приходится лишь чуть больше 23%, тогда как во втором полугодии 1998г. приходилось не менее 36% общей массы кредитов, запрошенных малыми предприятиями.