Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:19, реферат
В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово – кредитной, материально – технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.
ВВЕДЕНИЕ…..…………………….…………………………….…………………..…3
1 ЗНАЧЕНИЯ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………….........4
2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………………………....10
3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ….…...12
4 ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………..….14
5 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ…………………………………………………………………..…...19
6 ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………………………………..…………..…...25
7 СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ……………………………………...........…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……………….…………....34
В качестве главных факторов (причин) отчуждения предпринимателей малого бизнеса от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных услуг сами респонденты отмечают:
1) Дороговизну этих услуг – высокий процент по ссудам;
2) Длительность процедуры оформления кредитов;
3) Краткосрочность последних;
4) Требование залога;
5) Нежелание банков работать с малыми предприятиями. Первая из перечисленных позиций –ключевая, причем уровень процента по ссудам банков примерно вдвое превышает его уровень по ссудам физических лиц (40–60 против 20–30%).
Дополнительные мотивы, по которым малые предприятия предпочитают покупать кредитные услуги у физических лиц, меньшие затраты времени на оформление кредита, более длительные сроки кредитования, отсутствие требования залога, возможность получения ссуды наличными, дружеские отношения с заимодавцами.
Факторами, ограничивающими возможности
получения малыми предприятиями
банковского кредита, являются особо
жесткие требования к ним со стороны
банков в отношении обеспечения
ссуд (включая гарантии); дело в том,
что у многих из этой категории
заемщиков отсутствует солидная
кредитная история, для них характерны
повышенные производственные риски (из–за
недостаточной мобильности
Анализ состава использовавших
банковские кредиты малых предприятий
с точки зрения их рентабельности
выявляет устойчивость предрассудка наших
предпринимателей, согласно которому
заимствовать средства необходимо лишь,
если дела идут плохо, тогда, как при
устойчивости финансового положения
потребность в привлечении
Отношения между малым бизнесом и банками лишены твердых оснований взаимного доверия. Надежды на то, что между становлением коммерческих банков и развитием малых предприятий автоматически, под воздействием долгожданной свободы предпринимательства, торговли и кредитного дела, возникает органическая взаимосвязь, оказались иллюзорными. Однако они способствовали игнорированию нашими практическими политиками необходимости специальной кропотливой и многоаспектной работы в направлении гармонизации интересов двух неотъемлемых секторов становящейся рыночной экономики.
7 СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий и занятых на них работников, в формировании нерациональной отраслевой и региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве» мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора современной российской экономики. Существуют более серьезные причинные основания, среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малого бизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и других приоритетов.
Решение назревших проблем видится в первую очередь в коренном улучшении управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема.
Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки признается и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении.
Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства можно объединить в две группы.
1) Первая – формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно – технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, консультационных пунктов и т.п.
2) Вторая задача – достижение положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства.
Следует восстановить те
источники финансирования, пусть
даже скудного, которые использовались
на начальной стадии рыночных
форм. Речь идет об определенном
проценте доходов от
В первоочередном порядке следует
поддержать и идею создания особой
финансовой базы государственного регулирования
и программирования и развитие малых
предприятий по внебюджетным направлениям,
к числу которых в первую очередь
относится система
Наконец наиболее перспективным и
в то же время малозатратным (в
отношении бюджетных средств) направлением
развития поддержки предпринимательства
является стимулирование самоорганизации
малых предприятий в различные
союзы, ассоциации и общества. Но все
это, к сожалению, пока лишь возможности
отдаленной перспективы. Сейчас же главное
внимание нужно уделять тем мерам,
которые реально можно
В настоящее время в ряде областей
уже разработаны на разнообразной
методической основе программы поддержки
малых предпринимательских
В региональных программах поддержки
малого бизнеса упор делается на приоритеты,
связанные с производственной деятельностью,
что особенно важно в условиях
засилья мелких посреднических структур.
Вместе с тем успешность развития
малого предпринимательства в
Малое инвестиционное предпринимательство уже по определению предполагает передовую, перспективную, обещающую выгоду деятельность. Поэтому государство для поддержки этой сферы бизнеса в феврале 1994 года утвердила Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно –технической сфере, который осуществляет свою деятельность совместно с Министерством науки и технологии РФ, в рамках единой программы поддержки малого предпринимательства. Фонд содействия предоставляет финансовую помощь для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства, финансирует мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства в научно–технической сфере. Источником формирования средств фонда содействия являются бюджетные ассигнования. Фонд содействия финансирует 40–50 проектов в год. Выбор проектов для финансирования осуществляет конкурсная комиссия на основании заключений экспертов. Средний «размер» проекта составляет около 100 млн. рублей. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно –технической сфере не является Фондом поддержки малых предприятий, поэтому помогает не всем малым предприятиям, а только тем, в уставном капитале которых доля госсобственности не превышает 25%. При этом финансирование открывается как начинающему свою деятельность и ничего не имеющему, кроме опытного образца, так и малому предприятию, уже серийно выпускающему продукцию, но которому не хватает, например, оборотных средств, какого–то оборудования для расширения своего производства. Фонд содействия финансирует малые предприятия, имеющие объем реализации от нескольких тысяч до 500 000 рублей. Фонд содействия создает свои региональные представительства, которым, начиная с 1996 года, было направлено на поддержку местного информационного бизнеса 50% средств фонда.
В целях усиления практического
взаимодействия руководителей предприятий,
банковских и предпринимательских
структур, научных организаций с
органами государственного управления,
консолидации их усилий для реализации
промышленной политики, развития производства
и выработки мер
В странах с развитой рыночной экономикой
малые предприятия производят значительную
часть валового национального продукта,
аккумулируют в себе значительные потоки
инвестиций, особенно требующих большого
риска, удерживают на своих рабочих
местах половину занятого населения. Поэтому
вся система глубокого
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование рынка – процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.
В настоящее
время вопрос развития сети малых
предприятий включен как один
из важнейших в программу
Социальная
функция малых предприятий
Малые предприятия
как неустойчивая предпринимательская
структура, наиболее зависимая от колебаний
рынка, нуждаются в разносторонней
государственной поддержке. В целях
развития малого бизнеса и обеспечения
государственной поддержки
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
хозяйственный механизм предпринимательства [Текст] – М.: 1996,- С. 12–17