Малый бизнес в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:21, реферат

Описание

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса.
«Малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Работа состоит из  1 файл

реферат малый бизнес в развитых странах.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

Институт региональной экономики и управления

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т

на тему: « Малый бизнес в  развитых странах».

 

 

 

 

Выполнила: Басангова  Булгун

студентка 4 курса, гр. 0605

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2011

Введение.

В современный  период перехода от плановой экономики  к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса.

 «Малый бизнес»  – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.

Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «малые предприятия».

Экономика большинства  крупных развитых стран основывается на предприятиях малого бизнеса. Доля малого бизнеса в ВВП крупнейших стран составляет более 50 %. Во многих европейских и азиатских  странах существует понятие «семейный бизнес». К такому бизнесу относятся небольшие ресторанчики, гостиницы или производства, которые сотни лет переходят по наследству от родителей к детям.

Малый бизнес в развитых странах в большей степени ориентирован на сферу обслуживания. Такие услуги очень востребованы населением, так как во многих странах не принято готовить дома, и большинство семей предпочитают питаться в ресторанах. Ремонт автомобилей многие европейцы также предпочитают доверять специалистам, а не проводить выходные со своим «четырехколесным другом».

Кроме сферы  обслуживания, малый бизнес в развитых странах активно работает в финансовой, производственной и научной сфере.

В настоящее  время в Китае существуют тысячи небольших предприятий, которые производят промышленную  продукцию, поставляемую в разные концы мира.

Малый бизнес в  Японии также имеет свою специфику, большинство крупных корпораций размещают заказы на опытно-конструкторские  разработки на небольших предприятиях, и, в случае успешной разработки, внедряют их в производство.

Практически в  любой развитой стране есть множество  малых предприятий, которые помогают людям составлять финансовую отчетность или оказывают подобные консультации.

Малый бизнес в развитых странах получает весомую помощь со стороны государства. Многие страны вводят налоговые льготы для определенных отраслей бизнеса, которые необходимы для  развития экономики государства, для создания удобных для работы предпринимателей создаются специализированные технопарки, где имеются все условия для творчества.

В развитых странах  малый бизнес также ориентирован на туристическую сферу. Во многих странах  работает обилие магазинчиков, где  можно приобрести различные сувениры, для туристов устраиваются различные шоу и другие развлекательные программы. 

По мнению экспертов, малый бизнес в развитых странах  также играет важную роль в снятии социальной напряженности, так как  обеспечивает рабочие места для  различных слоев населения.  В  свою очередь, доходы, которые государство получает от деятельности малых предприятий, направляются, в том числе, и на социальные проекты.

Малый бизнес во многих развитых странах  органично  соседствует с крупными корпорациями, правительства этих стран давно  пришли к выводу, что экономическое процветание государство базируется на органичном развитии малого и крупного бизнеса.

 

 

 

Причины культа малого бизнеса в высокоразвитых странах Запада

   Так почему же малый бизнес так популярен в западных странах, другими словами, какими преимуществами он обладает перед другими видами предпринимательства?

Эксперты Академии Masterforex-V назвали некоторые из причин:  

   ■ Создание новых рабочих мест. Как свидетельствует статистика и ленты новостей ведущих СМИ, ежегодно 2/3 рабочих мест создаётся за счёт мелкого предпринимательства. Понятно, что в этом смысле его роль особенно важна в кризисные годы, а также в депрессивных зонах. Таким образом, малый бизнес помогает выживать в трудные времена миллионам, а значит, способствует ослаблению социальной напряженности в обществе.

   ■ Эффективность малых фирм. Далеко не все знают, что они отличаются высокой эффективностью капиталовложений. К примеру, в американском малом бизнесе она почти в 9 раз выше, чем в сфере крупного предпринимательства. Речь идёт, прежде всего, о технологическом секторе малого предпринимательства. Уместно напомнить, что в последнее время в США почти 55% всех инноваций были созданы именно в этом бизнесе. В малых фирмах внедряется в 17 раз больше нововведений и разработок, чем на крупных предприятиях. В целом на Западе на высокотехнологичный сектор приходится до 60% от общего объёма малого бизнеса.

 Не случайно так популярной в последние десятилетия становится «японская модель» взаимодействия между малым и крупным бизнесом. Это когда вокруг чуть ли не каждого крупного предприятия создаётся множество мелких фирм и компаний, которые являются его поставщиками комплектующих, обеспечивают ремонтные услуги, отвечают за рекламу и пр.

   ■ Прибыльность. Известно, что малый бизнес зарабатывает больше крупного, в смысле с каждого вложенного доллара или евро его инвесторы получают больше доходов, чем инвесторы крупных производителей. Вот ещё почему даже в условиях экономического кризиса в той же Германии малое предпринимательство оказалось прибыльным (в 2009 году рост составил 1%). Причём, как писала Deutsche Welle, наиболее успешными были фирмы с числом сотрудников не более 10 человек.

    ■ Особое отношение к труду. В малых фирмах традиционно царит атмосфера творчества, заинтересованности и активности. И это понятно. Работа на себя, любимого, а не на того «парня», успех, построенный собственными руками, необходимость самому отвечать за свою жизнь и судьбу близких кардинальным образом меняет отношение к труду и бизнесу. Как тут не вспомнить знаменитое «заботься о бизнесе, и бизнес позаботится о тебе».

    ■ Большая конкурентоспособность. Это проистекает, прежде всего, из-за экономии на масштабах: за счёт меньших издержек, отсутствия лишнего бюрократического аппарата, снижения накладных расходов, менее охваченной профсоюзами рабочей силы. Но главный козырь небольших предприятий – это их способность к изменениям. Ведя бесконечную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться, быстро откликаться на изменение рыночной конъюнктуры, быть лучшими, чтобы преуспевать.

     ■ Мобильность. Благодаря своим малым формам они быстрее реагируют на всё убыстряющиеся перемены на рынках, легче проникают в незаполненные ниши. Вообще, малый бизнес – это часто нишевой бизнес, действующий по известной формуле: «Найди то, что надо потребителю, создай это и расскажи об этом как можно большему количеству потребителей». Эти преимущества малого бизнеса хорошо проявились в период экономического кризиса. Например, как оказалось, многие ниши, в которых они работают, были востребованы и в это непростое время (пекарни, парикмахерские, автомастерские и пр.), они проводили более гибкую ценовую политику, легче и быстрее меняли ассортимент товаров или своё местоположение. Не случайно же глобальный экономический кризис начался с краха крупных корпораций. Как известно, банкротство того или иного предприятия малого бизнеса не влечёт за собой больших рисков, ибо освободившаяся ниша тут же заполняется другими.

   ■ Глубокая специализация и востребованность, без чего сегодня немыслима высокая эффективность. Малый бизнес обладает удивительной способностью производить востребованные товары, удовлетворять потребности в дефицитных услугах, изготавливать штучную продукцию по требованиям заказчика. Только небольшим фирмам, часто семейным, под силу предложить покупателю от мебели ручной работы, потрясающего дизайна посуды, эксклюзивных ювелирных изделий до определенного сорта оливок, засоленных способом, передающимся из поколения в поколение, различных видов сыра и кондитерских изделий. Это происходит, в том числе, и из-за их непосредственной связи с потребителем. И ещё, только небольшие фирмы позволят вам купить хлеб в булочной в пяти шагах от дома или быстро отремонтировать отлетевший каблук от сапога.

   ■ Сравнительно быстро окупается, даёт возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом.

   ■ Качество продукции и услуг. Сегодня на Западе престижно ходить в семейные рестораны и кофейни, селиться в небольших (на 40–60 мест) гостиницах и т.д. Понятно почему. Меню и винные карты их никогда не дублируют друг друга, а кофе, пирожные по вкусу лучше не придумаешь, что же касается семейных гостиниц, то им удаётся наилучшим образом сочетать комфорт с покоем и уютом.

   ■ Большое начинается с малого. Достаточно напомнить, сколько их, сегодня всемирно известных монстров современной экономики, начиналось с малого бизнеса. Самый яркий пример – «Макдональдс», выросший из дешёвой закусочной братьев Макдональдс, позволившей клиенту перекусить, не выходя из машины. Или, например, история создания Apple, Hewlett Packard, Microsoft, Dell, Google, которая теперь звучит как сказка: «двое молодых людей в гараже…». Google, кстати, недавно приобрела тот самый гараж в Кремниевой долине, в котором началась история крупнейшей поисковой системы.

 

 

 

 

 

Малый бизнес в Европе

     Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.

 Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:

- укрепление  единого внутреннего рынка ЕС;

- устранение  административных барьеров;

- унификация  законодательной базы, усиление  взаимодействия стран ЕС для  более глубокого экономического  сотрудничества.

Уникальная  система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.

Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.

Государственное регулирование малого бизнеса в  Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых  программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

Политика поддержки  малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

 

В Англии к мельчайшим относят фирмы, в которых работают от 1 до 25 чел., к мелким — от 25 до 99 сотрудников, к средним — от 100 до 250 чел. При этом годовой оборот компании, претендующей на статус «малыша», не должен превышать 3 млн. фунтов стерлингов. На начало 2011 г. в стране работали 2,6 млн. небольших фирм (46 на каждую тысячу жителей), на которых занято 13,6 млн. чел., т. е. 49% жителей Великобритании трудоспособного возраста. Приоритетными для предпринимателей являются торговля, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, сельское хозяйство, сфера услуг.

Информация о работе Малый бизнес в развитых странах