Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:21, реферат
В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса.
«Малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Малый и средний бизнес обеспечивает 50–53% ВВП страны. Государство работает с бизнесом по принципу Think Small First (думай сначала о маленьких). Мелкие предприятия (штат до 50 чел.) имеют право на месячную отсрочку платежей за полученные товары и услуги, а также льготные кредиты (4–5% годовых).
В кризис правительство выделило на поддержку «малышей» 4 млрд. фунтов стерлингов.
В Великобритании нет какого-то единого определения малого предприятия. Малые и средние предприятия, как правило, подчиняются тем же правилам расчета и декларирования дохода, как и другие налогоплательщики, хотя и с небольшими исключениями.
В числе таких исключений выделяются менее строгие требования к отчетности. Согласно законодательству Великобритании, если доход предприятия составляет менее 15 тысяч фунтов стерлингов, то оно обязано всего лишь заполнить простую налоговую декларацию без приведения подробных данных о своей деятельности или активах/обязательствах.
Кроме того, если
суммарные обязательства
В нормативно-правовую
базу Великобритании заложено
действие прогрессивных ставок
налогообложения – шкалы
Так, например, при прибыли на уровне 0 - 1,520 ф.ст – ставка составляет 10%, при прибыли в размере 1,521 – 28,400 ф.ст – ставка составляет 22%, при прибыли свыше 28,400 ф.ст – ставка составляет 40%.
Также весьма значимую роль играет стимулирование капиталовложений в здания и сооружения.
Действующая в Великобритании налоговая система и правила амортизации зданий и оборудования в целях налогообложения позволяют производить списание по ставке 25% со стоимости приобретения с учетом снижающейся балансовой стоимости - так называемая “Налоговая скидка по списанию на износ”. Для ряда малых предприятий вычету может подлежать до 40% от стоимости новых зданий и оборудования. Для получения права на данную льготу, предприятие должно удовлетворять, по крайней мере, двум из следующих условий:
- годовой оборот компании не должен превышать 11.2 млн. ф.стерлингов;
- стоимость активов не должна превышать 5.6 млн. ф.стерлингов;
- штат предприятия не должен превышать 250 человек.
Также существуют и так называемые временные льготы, т.е. льготы, вводимые на определенный период времени. Так, в частности, до марта 2003 года в Великобритании действует налоговая льгота для малых предприятий, вкладывающих средства в приобретение высокотехнологичной продукции – компьютеров, современных средств связи, программного обеспечения, включая средства, направленные на создание web-сайтов.
Согласно текущему законодательству, 100% такого имущества можно вычитать из налогооблагаемой прибыли уже в год приобретения. Чтобы иметь на это право, малое предприятие должно удовлетворять хотя бы двум следующим критериям:
- годовой оборот не может превышать 2.8 млн. ф.стерлингов;
- активы не должны превышать 2.8 млн. ф.стерлингов;
- число сотрудников не должно превышать 50 человек.
С 1 апреля 2000 года в Великобритании введен в действие еще один стимул в виде налоговых скидок на связанные с НИОКР затраты. Основная цель – поощрение нововведения путем предоставления малым и средним предприятиям значительных стимулов, связанных с ростом инвестиций в НИОКР. В соответствии с данным законом, малое предприятие может списать 150% затрат с налогооблагаемого дохода. Компании, еще не получающие прибыли, могут получить кредит в наличной форме, составляющей порядка 24% понесенных издержек.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что в Великобритании действуют различные налоговые стимулы для инвесторов в акции малых предприятий.
Италия считается европейским лидером по развитию малого и среднего бизнеса. Из зарегистрированных в стране 4 млн фирм только 2% относят к крупным (более 1 тыс. работающих). Большую же часть (80%) составляют компании со штатом менее 250 чел. Если в среднем по ЕС на 1 тыс. населения приходится 45–50 малых предприятий, то в Италии — 68. Всего же в небольших компаниях трудятся более 13 млн чел., что составляет около 80% кадрового потенциала Италии. «Малыши» работают в сельском хозяйстве, мебельном производстве, легпроме, сфере услуг, торговле и формируют свыше 90% ВВП государства. Но «тепличных» условий для них в Италии не существует. Как и у нас, здесь наблюдается противостояние налоговых органов и предпринимателей, причем увиливание от уплаты налогов среди последних считается высшим пилотажем бизнес-мастерства (особенно популярно оно среди практикующих врачей, дизайнеров, художников и др.). Пожалуй, единственной мерой поддержки бизнесменов в кризис со стороны итальянского правительства стал годовой мораторий на выплаты по ипотеке. Успехи малого бизнеса поясняются высоким уровнем его самоорганизации. 90% компаний входят в различные профильные ассоциации. Кроме того, существует своего рода специализация разных регионов страны: родственные по сфере деятельности предприятия обмениваются подрядами, совместно продвигают свою продукцию за рубежом, лоббируют отраслевые интересы.
Во Франции созданы все условия для развития малого бизнеса. В первые 2 года предприниматели вообще освобождаются от уплаты налогов в местный бюджет и от сборов на акционерные общества, причём подоходный налог тоже считается по пониженной ставке.
Кстати, сверхмалыми предприятиями во Франции являются компании с числом работников меньше 10 человек и с годовым оборотом меньше 2 млн. евро, на малых предприятиях могут работать от 10 до 49 человек, а их оборот не должен превышать 10 млн. евро. Стоимость регистрации нового бизнеса в среднем составляет 84 евро.
Требования
к ведению учета на микро-предприятии
сводятся к обязанности
- учет закупок (с документальным подтверждением указанных сумм);
- учет поступлений (с документальным подтверждением указанных сумм);
- копии счетов на НДС (с указанием, что НДС не взимается, потому что минимальное пороговое значение оборота не превышено).
В Германии особенно популярен такой вид малого бизнеса, как семейное предприятие. Сейчас число таких компаний перевалило уже за 1 млн. Государство также пытается помогать молодым инициаторам. К примеру, получить долгосрочный кредит (примерно на 15 лет) можно под 5-8% годовых, а для тех, кто развивает своё предприятие в социальной сфере, действуют дополнительные льготы.
Малые (до 100 чел.) и средние (до 500 чел.) предприятия с годовым оборотом до 11,5 млн евро составляют 99% всех зарегистрированных немецких компаний. Их доля в ВВП страны достигает 50%. В небольших фирмах задействовано 70% всего трудоспособного населения. Ежегодно две трети новых рабочих мест открываются именно в малом бизнесе. Больше всего предпринимателей интересуют сфера услуг, торговля, сельское хозяйство. Но многие «малыши» работают в тесной связке с промышленными гигантами, получая от них подряды на производство комплектующих, сервисное обслуживание, логистику и пр. Особенно активно такая схема практикуется в машиностроении и пищепроме. В кризис, когда почти все крупные корпорации страны ушли в минус, задекларировав убыточность своего бизнеса на уровне 2–5% годовых, мелкие и средние предприятия остались прибыльными, улучшив свои показатели на 1%. Отчасти этому способствовала максимально лояльная политика властей.
После наступления кризиса руководство страны снизило для «малышей» налог на прибыль со стандартных 39 до 30% (в первые два года после регистрации для них действуют налоговые каникулы), а отчисления в фонды социального страхования — с 6,5 до 3,3%. За последний год бизнесмены получили порядка 15,5 млрд евро льготных кредитов (под 4–6% годовых). Многие федеральные земли компенсируют предпринимателям и часть расходов на посещение бизнес-семинаров, участие в отраслевых выставках, продвижение продукции за рубежом.
Одной из самых лучших государственных поддержек стартового бизнеса в Европе считается немецкая.
Развитие малого предпринимательства в США
Малое предпринимательство в США начало развиваться со времен Великой Депрессии, благодаря чему уровень его развития неизменно растет. Многие программы, разрабатываемые в настоящее время во многих странах, в США были введены с 1932 года. В то время правительство обеспечивало субсидиями субъекты малого предпринимательства, которые понесли убытки в результате войны. Благодаря функционированию малых предприятий создавались рабочие места, что подтверждало социальную значимость предпринимательства.
В 1953 году в США было создано Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, защищающая интересы малого предпринимательства на уровне государства и в наши дни. Все крупные города имеют отделения этой организации, благодаря чему происходит распространение поддержки малого предпринимательства во всех штатах. Администрация по делам малого бизнеса и ее филиалы выполняют следующие функции:
- содействие
в кредитовании малого
- обеспечение
технической и информационной
поддержки малого
- предоставление
гарантий для кредитования
- предоставление
субсидий и выдача кредитов
субъектам малого
США строго регулируют критерии определения малого предпринимательства, которые связаны с направлением деятельности предпринимателей. Они зависят от численности рабочих на предприятии, а также от величины дохода и оборота средств.
С целью соответствия законодательным нормам предпринимателей был организован Адвокатский отдел, отстаивающий интересы предпринимательства в суде и в Конгрессе. Правительство США придает большое значение малому предпринимательству при развитии экономики. Многие члены Правления считают, что малое предпринимательство способствует оздоровлению экономики всей страны.
Здесь мы видим основное отличие развития малого предпринимательства в США от нашей страны. В России Правительство начало придавать значение малому предпринимательству в течение последнего времени, поэтому предприниматели самостоятельно развиваются и разрабатывают различные схемы для снижения величины налогов.
В США малое предпринимательство всегда играло важную роль в развитии экономики и имело значительную поддержку государства. Опыт США в развитии малого предпринимательства имеет большое значение, поскольку разработанные Правительством страны программы поддержки малого предпринимательства доказали свою правильность и предусмотрены способы их реализации.
К мелким и средним
предприятиям в этой стране относят
компании, в которых работают до
100 и до 500 чел. соответственно. Таковых
в Америке насчитывается
Мелкий и средний бизнес считается флагманом экономики США, так как почти 55% всех инноваций внедряются именно на небольших предприятиях. Подсчитано, что эффективность вложений здесь почти в десять раз выше, чем в крупных компаниях. Неудивительно, что государство активно поддерживает предпринимателей. Так, налог на доходы для малых предприятий почти вдвое ниже стандартного — 19% против 33%. «Малышам» традиционно отдают около 23% госзаказов, а в кризис правительство увеличило этот показатель до 26%. Параллельно администрация Обамы открыла малому и среднему бизнесу кредитную линию в размере $30 млрд (кредитная ставка 4–6% против 8% для больших компаний). Согласно законодательству крупные американские предприятия, работающие в оборонке, обязаны размещать на малых и средних фирмах до 20% заказов.
В США отсутствуют какие-то особые налоговые режимы для малых и средних предприятий. Все предприятия, зарегистрированные в данной стране, обязаны вести полный бухгалтерский учет, который используется при расчете прибыли на целей налогообложения.
В США компании, имеющие низкие прибыли, платят подоходный налог по более низким ставкам. При годовой налогооблагаемой прибыли на уровне до 50 тыс. долларов США используется налоговая ставка на уровне 15%, при прибыли на уровне 50-70 тыс. долларов США – ставка составляет 25%, при прибыли в размере 75 тыс – 10 млн. долларов США – ставка 34%, при прибыли свыше 10 млн. долларов – ставка 35%.
Точно также имеется шкала ставок подоходного налога и с физических лиц, от 15 до 39,6%.
Некоторые мелкие налогоплательщики могут использовать кассовый метод учета, а не учет методом начисления, обычно используемый для декларирования доходов предприятия. К их числу относятся:
Физические лица, которые:
- занимаются сельскохозяйственным производством;
- занимаются любой хозяйственной деятельностью, если закупки и реализация товаров не являются существенным фактором для получения дохода (если налогоплательщики занимаются куплей-продажей товаров, то применяются специальные правила учета товарно-материальных ценностей по методу начисления).