Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:40, реферат
Задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.
Введение…………………………………………………………..3
1. Основные элементы системы внутрифирменного планирования………………….………………………………….5
2. Расчет баланса рабочего времени…………………………….23
Заключение……………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………29
Система планирования в межотраслевых компаниях во многом идентична системе, принятой во вспомогательных подразделениях крупных отраслевых и многоотраслевых концернов, которые производят продукцию в основном для нужд основных производственных подразделений и лишь частично реализуют ее другим компаниям. Однако при наличии унифицированных блоков планирования даже в однотипных субъектах хозяйствования имеются различия в средствах и методах их реализации, что говорит о постоянном развитии и совершенствовании системы планирования в соответствии с изменяющимися условиями производства и внешней среды.
Отличительной чертой плана является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству. Основной целью плана является реализованное событие. Основные характеристики плана:
– волевое и активное воздействие на будущее;
– отражение субъективного представления о будущем;
– является разновидностью управленческой деятельности;
– является дешифратором целевых установок;
– может использоваться для достижения любых целей, в том числе неправых или справедливых в понятиях отдельных групп людей;
– представляет собой числовую модель будущего развития;
– предполагает ответственность за осуществление будущего;
– отражает учет условий внешней среды хозяйствования, в том числе конъюнктуру рынка;
– учитывает возможности внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся ресурсы;
– должен быть реальным, то есть выполнимым;
– определяет представление о рациональном соотношении внешнего и внутреннего для субъекта хозяйствования;
– определяет порядок поведения для достижения лучших условий существования;
– является мотивированной схемой действий на будущее;
– является первопричиной мотиваций персонала и оценки его работы;
– должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;
– может предусматривать меры ответственности для исполнителей;
– должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;
– оформляется документально в письменной форме;
– является внутренним документом фирмы;
– может использоваться для установления контактов с партнерами и инвесторами, для чего обычно используется сокращенный вариант плана;
– утверждается руководством фирмы;
– должен быть достаточно стабильным по времени;
– должен иметь возможности корректировки и адаптации к новым условиям работы.
Планирование представляет
собой процесс формирования целей,
определение приоритетов, средств
и методов достижения. Оно зачастую
рассматривается как
Субъекты планирования – планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.
Методология планирования
Современные планы отличаются от прошлых прежде всего методологией обоснования. Повышение уровня обоснования планов свидетельствуют о накопленном и используемом опыте научного подхода к разработке образа будущего.
Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам, согласно логике обоснования показателя. То есть в соответствии с методологией планирования.
Методология планирования – это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер и действий, необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.
К основным принципам планирования относятся:
Принцип единства. Означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели.
Принцип непрерывности. Определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному плану приходит другой. Принцип касается прежде всего планов различного периода. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования.
Принцип гибкости. Означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Кроме того гибкость в планировании означает наличие определенных резервов, которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.
Принцип точности. Требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам. Напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны.
Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости и специалисты извне, партнеры по бизнесу.
Методы планирования
Второй существенный элемент методологии – это методы планирования. К основным методам планирования относят: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.
Балансовый метод планирования характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц). В оной части указываются ресурсы, а в другой направления их использования. В планировании часто применяют такие балансы, как: натуральный, стоимостной, трудовой, межотраслевой и т.д.
Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод имеет недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.
Нормативный метод планирования
(метод технико-экономических
Группа экономико-
Сущность экономико-
Следующий элемент методологии планирования – показатели плана. Показатель плана – это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным основаниям:
По роли в управлении:
– директивные – обязательные для исполнения;
– расчетные – необязательные для исполнения.
По экономическому содержанию:
– натуральные;
– стоимостные;
– трудовые.
По отношению к деятельности:
– объемные (количественные);
– качественные;
По отношению к соизмерителю:
– абсолютные;
– относительные (выраженные по отношению к другому показателю);
По роли в экономической работе:
– прогнозные;
– плановые;
– ожидаемого выполнения;
– фактические.
По направленности:
– адресные или индивидуализированные;
– обезличенные.
По критерию математических вычислений:
– объемные;
– средние;
– приростные;
– предельные;
– индексные.
По форме отчетности:
– оперативные;
– статистические;
– бухгалтерские.
Еще один элемент методологии планирования – система мер, необходимых для выполнения плана. Меры выполнения плана включают:
– развернутое описание необходимых действий;
– ресурсное обеспечение;
– перечень участвующих исполнителей;
– сроки выполнения расчетных показателей.
Порядок и последовательность разработки плана фирмы осуществляется в несколько этапов:
Обоснование целей деятельности.
Сбор информации.
Проведение экономического анализа.
Составление прогнозов.
Утверждение и доведение планов до исполнителей.
Выполнение плана
Мониторинг плана.
После разработки прогнозов спроса, сбыта, разрабатывается главный план фирмы – план маркетинга. Его параметры служат для разработки соответствующих планов:
– сбыта;
– производства;
– прибыли и рентабельности;
– издержек производства и обращения;
– финансового плана;
– инвестиций;
– по персоналу и др.
Планирование начинается с выбора приоритетов в развитии. Выбор полностью зависит от решения высшего руководства, которое определяет основные цели деятельности на будущее.
Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям.
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.
Анализ проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.
Поиск альтернатив. Среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.
Прогнозирование. Формируется представление о развитии планируемой ситуации.
Оценка. Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.
Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единственное плановое решение.
Средства, обеспечивающие процесс планирования позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия, от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит методическое, техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.
Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подраздела отдельно на определенный период; определении хозяйственных заданий, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые необходимы для решения поставленных заданий. Процесс планирования охватывает все уровни управления (от высшего до низшего) хозяйственной организации в чем и проявляется «сквозной» характер реализации функции планирования.[2]
2 Расчет баланса рабочего времени
Баланс рабочего времени - система показателей, характеризующих ресурсы рабочего времени работающих, их распределение по видам затрат и использования. Данный баланс составляется с целью выявления резервов роста производительности труда за счет более рационального использования фонда рабочего времени и определения численности рабочих. Рассчитывается баланс рабочего времени преимущественно на одного среднесписочного рабочего. Баланс рабочего времени составляется по предприятию, цеху, участку, иногда даже по группе рабочих, имеющих одинаковый график работы и одну и ту же продолжительность очередного отпуска. Баланс составляется в три этапа:
1) расчет среднего фактического числа рабочих дней;
Информация о работе Организация внутрифирменного планирования