Основные формы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:13, доклад

Описание

История предпринимательства – тема весьма актуальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Современная историческая наука проявляет большой интерес к развитию предпринимательства имеет свои задачи. Они заключаются в конкретном рассмотрении проблемы предпринимательства на основе исторических фактов в их хронологической взаимосвязи.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 Основные формы организации предпринимательской деятельности.docx

— 63.09 Кб (Скачать документ)

К географическим условиям относятся природно-климатические, в которых осуществляется предпринимательская  деятельность ( особенно важна их роль в аграрном предпринимательстве); масштабы территории, определяющие расстояние грузопотоков; наличие и доступность сырья и энергоресурсов; степень развитости транспортной инфраструктуры и др. эти условия в значительной мере определяют расходы на доставку сырья и распределение продукции, удельные затраты ресурсов на единицу продукта (в суровых климатических условиях значительные энергоресурсы тратятся на обогрев людей, животных и т.д.), использование рабочей силы. По многим их перечисленных факторов (особенно природно-климатическим) условия России значительно менее благоприятны, нежели большинства развитых стран.

Правовые условия - это  правила игры в деловой сфере (разрешенные или запрещенные), которые  установлены для предпринимателей законами и другими юридическими актами. Они определяют сущность предпринимательской  деятельности, регламентируют и регулируют ее, обозначают границы отношения  предпринимателя с другими участниками  экономического процесса. Юридическая  основа для предпринимательства  может быть достаточно или не достаточно полной, стабильной или изменчивой. Недостаточная регламентированность правового поля и его нестабильность, безусловно, негативно влияют на предпринимательскую активность. Так, в РФ сегодня действует правило: «Разрешено все, что не запрещено», однако для стимулирования или содерживания в интересах общества тех или иных тенденций в предпринимательстве (в том числе и в аграрном) требуются еще многие законодательные акты.

Важная характеристика правовой среды предпринимательства - уровень  правовой культуры, т.е. укоренившееся  в обществе отношение к законодательным  актам в хозяйственной деятельности и обыденной практике.

Экономические условия определяются комплексом факторов, формирующих порядок  ценообразования, уровень цен и  степень эквивалентности межотраслевого обмена продуктами труда. К этим факторам относятся прежде всего механизм регулирования рентных отношений (особенно в части регулирования цен и тарифов на ресурсы природных монополий), условия конкуренции, покупательная способность населения, состояние рынка труда, доступность финансирования и кредитования (наличие кредитных ресурсов, размер ставки ссудного процента и др.), уровень налогообложения и обязательных платежей. В значительной мере экономические условия определяются развитостью инфраструктуры бизнеса: наличием банков, оптовых и розничных рынков, специализированных организаций по предоставлению юридических, аудиторских и информационных услуг, рекламных агентов, контор по трудоустройству, страховых компаний, учебных заведений разного уровня и профиля, коммуникационных систем и др.

Политические условия  оказывают наибольшее влияние на предпринимательскую макросреду. Они  характеризуют отношение государства  к предпринимательским процессам, направленность его воздействия  на них, степень вмешательства в  деятельность коммерческих структур. Отношение государства к предпринимательской  деятельности может быть стимулирующим, негативным или нейтральным. Стабильность политической ситуации в обществе предрасполагает  предпринимателей к долгосрочным действиям (проектам) на основе стратегического  планирования, нестабильность, наоборот, к краткосрочным и высокодоходным операциям, не требующим существенных и долгосрочных вложений материально - денежных средств.

Социальные (социально - культурные) условия отражают уровень развития общества, который проявляется в  системе ценностей, разделяемой  ( поддерживаемой) сознанием основных социальных групп. Главные элементы этой системы: преобладающее в обществе представление о направлениях его развития; изменение потребностей людей в тех или иных товарах (услугах) с учетом множества факторов покупательского поведения; образовательный и профессиональный уровень нации; осознание людьми национальных традиций, ценностей, культуры, а также их отношение с общемировыми; доминирующее в обществе отношение к предпринимателям и их активности (в большинстве стран не особенно дружелюбное).

Технологические условия, отражающие общий уровень и тенденции  развития научно-технического прогресса  в стране, также в значительной мере формирует предпринимательскую  среду. С одной стороны, развитие этого процесса ведет к росту  производительности труда, с другой - обостряет проблему безработицы  и требует целенаправленной политики государства по обеспечению занятости  населения. С точки зрения конкретного  предпринимательского дела создание высокопроизводительной и надежной техники при развитой службе сервиса позволяет организовывать крупные и эффективные производства при малочисленном коллективе. Такие  организации, как правило, обладают потенциально высокой степенью устойчивости.

Медиасреда предпринимательства характеризуется совокупностью условий, определяющих деловой климат в масштабах региона. Она включает перечисленные выше факторы, которые формируются под влиянием макроусловий, но с учетом объективных особенностей регионов и политики областных (республиканских, краевых) администраций (правительств) и законодательных органов. Географическая специфика регионов, а также особенности региональных нормативных актов правового, экономического и социального характера в значительной мере трансформируют условия предпринимательской деятельности. Например, тарифы на электроэнергию по субъектам РФ существенно различаются (в частности, в Курганской области они примерно в 1,5-2 раза выше, чем в соседних субъектах Уральского Федерального округа), возможности местных бюджетов в отношении поддержки предпринимательства и развития социальной сферы практически не сопоставимы и т.д.

Микросреда предпринимательства  представляет собой совокупность поставщиков  ресурсов, инвесторов, потребителей продукции (работ, услуг), конкурентов и посредников, с которыми предприниматель (предприятие) вступает в те или иные отношения. Эта среда непосредственных контактов  формируется в результате выбора предпринимателя сферы деятельности, вида производимого продукта (услуг) и хозяйственных партнеров. При  этом важно оценить партнеров  с позиции объемов и устойчивости их деятельности, платежеспособности, культуры предпринимательства и  др. Однако под влиянием макро- и медиаусловий выбор микросреды может быть в значительной мере ограниченным и вынужденным.

Уровни предпринимательской  среды взаимозависимы. Под влиянием условий макросреды в значительной мере формируется медиасреда, в совокупности они предопределяют характер микросреды, а в конечном итоге - внутреннюю среду организации, а следовательно, и результаты ее деятельности, поскольку эффективность экономического процесса представляют собой сложную функцию от условий предпринимательской среды. В этой связи предприниматель должен постоянно следить за условиями предпринимательской среды, учитывать и моделировать возможные изменения и колебания, быстро адаптироваться к новым условиям. Вместе с тем общество (прежде всего государственные органы) призвано отслеживать предпринимательские процессы, реагировать на них реальными изменениями в политических, правовых и социально-экономических условиях. Количественное накопление противоречий и проблем на нижних уровнях предпринимательской среды должно трансформироваться в качественные изменения макроэкономических условий.

 

1.4 Основные организационные формы предпринимательской деятельности 
Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить  на: хозяйственные товарищества и  общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Наиболее  распространенными организационно-правовыми формы предприятия являются: 
— индивидуальный предприниматель; 
— общество с ограниченной ответственностью; 
— закрытое акционерное общество.

 

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Управление предпринимательской  деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного  товарищества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это утверждение означает неограниченную ответственность товарищей.

Полные товарищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве  и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия  и их деятельность контролировать достаточно просто.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Данная организационно-правовая форма  предприятия характерна для более  крупных предприятий из-за возможности  привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или  несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами  размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его  обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал общества с  ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма  распространена среди мелких и средних  предприятий.

Общество с дополнительной ответственностью – учрежденное одним или несколькими  лицами общество, уставный капитал  которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно  несут субсидиарную ответственность  по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном  размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами  общества. При банкротстве одного из участников его ответственность  по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально  их вкладам, если иной порядок распределения  ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Т. е. фактически общество с дополнительной ответственностью представляет из себя гибрид полного товарищества и общества с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное  общество (ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для  всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное  общество (ЗАО) – общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право  приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Учредительным документом акционерного общества является его устав. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций  данного акционерного общества, которые  приобрели акционеры. Высшим органом  управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеров может назначать совет  директоров с его председателем  в случае, когда общее число  акционеров превышает 50 человек.

Организационно-правовая форма акционерного общества распространена среди достаточно крупных предприятий, т. е. среди  тех предприятий, на которых существует большая потребность в значительных финансовых ресурсах.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Учредительным документом производственного кооператива по существу является его устав, который утверждает общее собрание его членов. Имущество, которое находится в собственности производственного кооператива, делится на части (паи) его членов в соответствии с уставом данного предприятия. Производственный кооператив не имеет права выпускать акции. Член производственного кооператива имеет один голос при принятии каких-либо решений общим собранием.

Информация о работе Основные формы предпринимательской деятельности