Основы конкуренции понятие и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание

Введение
стр
3
Глава 1
Основы конкуренции понятие и функции
стр
5
1.1
Сущность и понятие конкуренции
стр
5
1.2
Функции конкуренции
стр
8
Глава 2
Основные модели рынка. Формы и виды конкуренции
стр
10
2.1
Основные модели рынка
стр
10
2.2
Формы конкуренции
стр
13
2.3
Виды конкуренции
стр
21
Глава 3
Современная конкуренция и ведение конкурентной борьбы
стр
23
3.1
Современная конкуренция и ее значение конкуренции
стр
23
3.2
Формы современной конкуренции
стр
27
3.3
Способы ведения конкурентной борьбы
стр
29
3.4
Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством
стр
31
Заключение
стр
35
Список использованных источников
стр
36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 92.95 Кб (Скачать документ)

Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и  достижения лучших экономических условий  сбыта. Различают:

- прямую ценовую конкуренцию  с широким оповещением о снижении  цены;

- скрытую ценовую конкуренцию,  когда на рынок выпускается  новый товар с улучшенными  потребительскими свойствами при  сравнительно незначительном увеличении  цены.

 Ценовая конкуренция  — борьба между товаропроизводителями  за потребителя путем уменьшения  расходов производства, снижение  цен на товары и услуги без  важного изменения их качества и ассортименты.[8]

 

Глава 3 Современная конкуренция и ведение конкурентной борьбы

 

           3.1 Современная конкуренция и  ее значение конкуренции

 

Теперь  нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции  в современной экономической  системе.

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических  отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет  возможность выбрать определенного  контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой  ему продукции, такая же возможность  имеется и у продавца — добровольно  решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения  своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния  на контрагента. Если, например, вас  не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать  регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник  окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается  влиятельным инструментом воздействия  одной стороны обмена на другую.

Во-вторых, конкуренция создает одно из главных  условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование —  это основной элемент рыночного  механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок  может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции. 
Не вдаваясь в детали пестрого многообразия видов конкуренции, экономическая теория подразделяет конкуренцию на совершенную и несовершенную.

Рассматривая  совершенную конкуренцию, следует  заметить, что она представляет собой  лишь абстрактную, чисто теоретическую  модель, поскольку в реальной практике хозяйствования ее никогда не существовало. Однако эта научная абстракция, несомненно, важна для объяснения механизма  фактически действующей несовершенной  конкуренции.

Совершенная конкуренция есть неотъемлемый атрибут свободного (совершенного) рынка, который также является сугубо абстрактной конструкцией. Данная форма конкуренции предусматривает наличие шести ключевых условий (признаков): 1) полная атомизация рынка, заключающаяся в огромном множестве продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта; 2) абсолютная прозрачность (транспарантность) рынка, состоящая в получении каждым его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах); 3) невозможность любого отдельно взятого субъекта рынка оказывать влияние на решения других при исключении из правил рыночной игры каких-либо предпочтений и льгот; 4) полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства; 5) абсолютная однородность (гомогенность) реализуемых товаров и услуг; 6) отсутствие субъектного контроля (власти) над ценами со стороны агентов предложения (производителей), когда ценообразование предстает как объективный процесс.

Необходимо  подчеркнуть, что только наличие  суммы всех названных условий  позволяет создать идеальную  модель подлинно свободной (совершенной) конкуренции в рамках свободного (совершенного) рынка с механизмом свободного ценообразования.

Что же касается несовершенной конкуренции, то в  целом она характеризуется более  или менее активным вмешательством в конкурентные отношения монополистических  «начал» и установлением власти над ценами со стороны отдельных  субъектов рынка.

В ходе анализа  сложного переплетения чисто конкурентных отношений с процессами монополизации  следует обратить внимание на то существенное обстоятельство, что монополизация  не должна отождествляться лишь с  процессами укрупнения производства и  капитала, ведущими к установлению так называемого «всевластия» монополистических  объединений в экономике.

Современное рыночное хозяйство представляет собой  причудливый симбиоз большого, среднего и малого бизнеса. И было бы известным  упрощением считать всех представителей большого бизнеса (гигантские национальные и транснациональные корпорации) строго монополистическим сектором экономики, а фирмы среднего и малого калибра — немонополистическим.

В настоящее  время экономическая теория выделяет в рамках несовершенной конкуренции  три ее разновидности: 1) чистую (абсолютную) монополию; 2) олигополию, 3) дифференциацию продукции, благодаря которой складывается монополистическая конкуренция.

В первом варианте (сугубо монополистическая  ситуация) на каком-либо определенном товарном рынке устанавливается  господство одного производителя (продавца) или одного покупателя (в этом случае иногда используется термин «монопсония»), что порождает абсолютную власть такого монополиста над ценами. Подобный феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающийся на практике, означает полное отсутствие конкурентных отношений и вправе рассматриваться  как еще одна чисто абстрактная  модель рынка.

Во втором варианте (олигопольная структура рынка) относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной  отраслью, добиваясь в условиях конкуренции  частичного (и порой достаточно жесткого) контроля над ценами. Такая разновидность  несовершенной конкуренции типична  для ряда отраслей (нефть, автомобилестроение, электроника, химия и т.д.) в странах  с высокоразвитой рыночной экономикой.

И наконец, третий вариант, опирающийся на постоянно  прогрессирующую дифференциацию производимых продуктов, сводится к функционированию множества производителей (агентов  предложения), делающих ставку на расширяющееся  разнообразие благ (латинский термин «дифференциация» переводится как  «различие») и, следовательно, на удовлетворение растущего (не только количественно, но и качественно) объема человеческих потребностей. На смену унылой однородности (идентичности) товаров и услуг  приходит резкое возрастание их пестрого многообразия по самым разным параметрам, начиная от сорта, качества, торговой марки, уровня сервиса и кончая стилем оформления, привлекательностью упаковки, рекламой и даже местом нахождения фирмы. За усилением дифференциации продукции естественно следует  повышение степени контроля над  предложением и над ценами. Ведь каждый производитель (продавец) какого-либо особого (дифференцированного) товара стремится занять место своеобразного  монополиста, пытается создать даже на ограниченном рыночном пространстве ситуацию уникальности и неповторимости. Подобный монополизм может активно  произрастать и реально произрастает во всех сферах бизнеса — от большого до мельчайшего, а крупномасштабная концентрация производства и капитала перестает быть его единственной материальной основой.

Таким образом, монополистическая конкуренция, порождаемая  дифференциацией продукции, становится сегодня наиболее распространенной и даже ведущей формой конкуренции  несовершенной.

Естественно, что конкуренция, реализуемая через  соответствующие функции и проявляющаяся  в определенных формах, обнаруживается на поверхности рыночных отношений  в конкретных средствах (методах  и инструментах) ее ведения. Многообразие этих средств прошло длительный исторический путь развития, на котором встречались (да и продолжают порой встречаться) такие чисто насильственные, а  нередко и уголовно наказуемые методы, как лишение сырья, трудовых ресурсов и кредита, подвоза и сбыта, объявление бойкота, давление на конкурентов с  помощью отдельных коррумпированных звеньев государственного аппарата, тайная скупка патентов на новую технику  и технологию, приобретение земли, на которой расположены предприятия-конкуренты, экономический шпионаж, шантаж и  гангстеризм.

Однако  тенденциозная концентрация внимания исключительно на подобном неблаговидном  арсенале орудий конкурентной борьбы (в официальных документах они  называются сегодня методами «недобросовестной» конкуренции) могла бы привести к  однозначной оценке конкуренции  в качестве явно несправедливого  и требующего скорейшей ликвидации атрибута экономической жизни общества. Отсюда возникает потребность кратко остановиться на проблеме нравственной стороны конкурентных отношений. С  этической точки зрения механизм конкуренции и сегодня заставляет желать лучшего. И все же при этом нельзя забывать, что конкуренция  активно способствует творческой свободе  поведения и предприимчивому  образу мышления и действий человека в одной из решающих сфер его общественного бытия — в сфере экономического созидания.

Современные методы торговли включают в себя вошедшие в привычку принципы доверия, с одной стороны, а с другой — способность противостоять искушению обманывать, способность, не свойственную отсталым народам... Когда нам удается проникнуть во внутреннюю жизнь густонаселенных стран, живущих уже в наше время в примитивных условиях, мы обнаруживаем больше нужды, больше корысти, больше жестокости, чем можно было заметить на расстоянии... Не следует поэтому клеймить силы, создавшие современную цивилизацию, названием, которое предполагает зло... Если конкуренции противопоставляется активное сотрудничество в бескорыстной деятельности на всеобщее благо, тогда даже лучшие формы конкуренции являются относительно дурными, а ее самые жестокие и низкие формы попросту омерзительными. В мире, где все люди были бы совершенно добродетельны, конкуренции не было бы места... Но если трезво подходить к делу, то более чем глупо игнорировать несовершенства, все еще свойственные человеческой натуре... Экономист не должен порицать конкуренцию вообще, без всякого анализа; он обязан придерживаться нейтральной позиции в отношении любого ее проявления, пока не убедится в том, что ограничение конкуренции, учитывая реальные свойства человеческой натуры, не окажется на практике более антиобщественным, чем сама конкуренция».

И снова  возвращаясь от этики конкуренции  на ее сугубо экономические «круги», следует заметить, что среди ключевых инструментов современной (и добросовестной) конкурентной борьбы напередний план закономерно выдвигаются не столько  сами цены реализуемой продукции (хотя и чисто ценовая конкуренция  во многих случаях сулит немало выгод  потребителю), сколько качество продукции  и сервиса, предоставление твердых  гарантии и многочисленных дополнительных услуг.

Что же касается отнюдь не прекращающихся попыток, нацеленных на подавление или ограничение конкуренции в условиях высокоразвитогорынка, т.е. рынка социально ориентированного, с встроенным в него механизмом четкого государственного регулирования экономических процессов, то для их пресечения существует солидная правовая основа в виде сложного антимонопольного законодательства. Подобная практика имеет более чем столетнюю историю.

Среди различных  нарушений антимонопольного законодательства в Казахстане преобладают случаи монополистических манипуляций с ценами при помощи соглашений о разделе рынков сбыта и фиксировании цен, злоупотребления в области слияний и поглощений фирм, организованного бойкота, утаивания технических новшеств и прочих «неблаговидных действий» по отношению к конкурентам.

Иными словами, поддержание, сохранение и развитие нормальной рыночной системы в качестве режима конкуренции являются в настоящее  время одним из стержневых направлений экономической политики государства.[9]

 

3.2 Формы современной конкуренции

 

Основные  формы современной конкуренции, не вдаваясь в детали пестрого многообразия видов конкуренции, экономическая теория подразделяет конкуренцию на совершенную и несовершенную.  
Рассматривая совершенную конкуренцию, следует заметить, что она представляет собой лишь абстрактную, чисто теоретическую модель, поскольку в реальной практике хозяйствования ее никогда не существовало.  
Однако эта научная абстракция, несомненно, важна для объяснения механизма фактически действующей несовершенной конкуренции.  
Совершенная конкуренция есть неотъемлемый атрибут свободного (совершенного) рынка, который также является сугубо абстрактной конструкцией. Данная форма конкуренции предусматривает наличие шести ключевых условий (признаков):

-полнаяатомизация рынка, заключающаяся в огромном множестве продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта;

- абсолютная прозрачность (транспарантность) рынка, состоящая в получении каждым его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах);

Информация о работе Основы конкуренции понятие и функции