Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Введение
стр
3
Глава 1
Основы конкуренции понятие и функции
стр
5
1.1
Сущность и понятие конкуренции
стр
5
1.2
Функции конкуренции
стр
8
Глава 2
Основные модели рынка. Формы и виды конкуренции
стр
10
2.1
Основные модели рынка
стр
10
2.2
Формы конкуренции
стр
13
2.3
Виды конкуренции
стр
21
Глава 3
Современная конкуренция и ведение конкурентной борьбы
стр
23
3.1
Современная конкуренция и ее значение конкуренции
стр
23
3.2
Формы современной конкуренции
стр
27
3.3
Способы ведения конкурентной борьбы
стр
29
3.4
Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством
стр
31
Заключение
стр
35
Список использованных источников
стр
36
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм. Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
Регулирование роста предприятий. Чем является крупная фирма — двигателем прогресса или его тормозом? Это давний спор, который ведут экономисты, и, судя по всему, еще не близко до его окончательного разрешения. Пока в этом поединке аргументов "за" и "против" можно, на наш взгляд, констатировать ничью. В зависимости от ответа на данный вопрос находится определение политики государства по отношению к росту предприятий, их слиянию.[11]
Рост экономических структур может осуществляться в следующих направлениях:
1. Горизонтальный
рост. Это расширение объемов
производства предприятия в
2. Вертикальный
рост. Это расширение объемов
производства предприятия за
счет проникновения в смежные
отрасли. Вертикальную форму
3. Конгломеративный
(диверсифицированный) рост. Это
расширение объемов
Каким же должно быть отношение государства к направлениям роста предприятий, их слияниям? Безусловным является то, что государство должно осуществлять контроль за слияниями. Слияния, добровольные или вынужденные, могут влиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе действуют два молокозавода. Если они объединятся, нетрудно представить, как это повлияет на конкуренцию, на взаимоотношения продавцов и покупателей. Государство должно препятствовать таким действиям.
Снижение или устранение конкуренции может произойти не только при слияниях. Контроль над акционерным предприятием осуществляют те лица, которым принадлежат акции. Чем больше акций у какого-то лица, тем сильнее его влияние на деятельность предприятия. Акции периодически меняют своих владельцев, они являются предметом купли-продажи. Так, если крупный пакет акций, например трубного завода, перейдет к конкуренту — другому трубному предприятию, то это может существенно подорвать конкуренцию на рынке труб. Поэтому Государство должно осуществлять контроль за крупными продажами и покупками акций, производить экспертизу этих сделок на предмет их влияния на конкуренцию, принимать по ним соответствующие решения, вплоть до аннулирования. Вместе с тем эта деятельность государства не должна быть прямолинейной и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать и многие другие обстоятельства, потому что нередко возникают случаи, когда потери, вызванные снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы выигрышем в других вопросах (например, повышением производительности, сохранением рабочих мест, улучшением качества).
Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция. Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки.
В качестве
одного из таких критериев используется
индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно
которому безопасный с точки зрения
монополизации рынок
Становление
антимонопольного органа Казахстана берет
свое начало с принятия 11 июня 1991 года
Закона Казахской Советской
Принятие законов «О защите прав потребителей». Благодаря этому в республике появилось более 100 обществ по защите прав потребителей и в сотрудничестве с Верховным Судом было принято Постановление № 7 от 25 июля 1996 года «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей», которое способствовало дальнейшему развитию консьюмеризма в Казахстане. В 1998 году по инициативе Комитета был разработан Закон РК «О естественных монополиях». Также регулирование конкуренции осуществляется по средствам гражданского кодекса Республики Казахстан и закона О конкуренции» от 25 декабря 2008 года N 112-IV [12]
Что касается недобросовестной конкуренции, то к ней относятся следующие действия:
- Неправомерное использование товарных знаков, упаковки;
- Неправомерное использование товара другого производителя;
- Копирование внешнего вида изделия;
- Дискредитация субъекта рынка;
- Заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама;
-Реализация товара с принудительным ассортиментом;
- Призыв к бойкоту продавца (поставщика);
- Призыв к дискриминации покупателя (поставщика);
- Призыв субъекта рынка к разрыву договора с конкурентом;
- Подкуп работника продавца (поставщика);
- Подкуп работника покупателя;
-Неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну.[14]
Все перечисленные
действия должны активно пресекаться
государством на начальных стадиях
появления. Государство должно обеспечить
использование только законных и
честных методов ведения
Заключение
В заключении, подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что в современной конкуренции присутствие чистой конкуренции, так и чистой монополии являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии.
Стоит отметить, что отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения.
Но если посмотреть на монополию с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в пользу нее, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний обладает достаточно высоким качеством, что позволяет этим фирмам завоевывать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции стимулирует эффективност производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.
Стоит заметить, что Казахстан обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами, чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно надо идти вперед. Было отмечено на всемирном экономическом форуме в Давосе, что Казахстан занимает 51 место в мире по конкурентоспособности. Если же в ближайшее время продолжить развитие страны и создавать реальные условия для развития свободной конкуренции, для повышения конкурентоспособности Казахстана, то вскоре можно будет ожидать еще большее повышение конкурентоспособности страны, и улучшения жизненного уровня страны и ее населения.
Список использованной литературы
1. http://www.inventech.ru/lib/
2. http://rudocs.exdat.com/docs/
3. http://www.planetadruzey.com/
4. http://studlib.com/content/
5. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия//Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 7.
6. http://bank.forekc.ru/27/
7. http://www.economy-plus.ru/
8.http://www.petrovui.ru/
9. http://vsempomogu.ru/
10.http://vse-uchebniki.com/
11. http://www.eexperts.ru/eco-
12. Офиц. сайт Агенства Республики Казахстан по защите конкуренции [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.azk.gov.kz. – Дата доступа: 16.12.2012.
13. Курмангалиев С.Ш., Сартбаев Е. С., Ашебекова Р. С., Акчурин Р. А., Шапенова А. Е.// Итоги исследований-2. – Астана: РИВЦ по малому предпринимательству, 2002. – 148 с. Серия «В помощь предпринимателю».
14. Закон Республики Казахстан «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года N 112-IV
15. Предпринимательское право. Курс лекций// Под ред. Н. И. Клейн. – М.: Юридическая литература, 1993.
16.Предпринимательство в Республике Казахстан. Сборник нормативных правовых актов. – Алматы: Юрист, 2005. – 240 с.
17.Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» от 9 июля 1998 года N 272.