Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:46, контрольная работа
Круг участников торгового оборота обладает своей спецификой – он уже, чем круг субъектов гражданского права. Так, среди юридических лиц различают две основные группы: коммерческие организации и некоммерческие организации . Основную часть участников торгового оборота составляют коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. В России действует общий для осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельности порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Предпринимательские и непредпринимательские организации вправе выступать субъектами коммерческого права с момента регистрации их в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
1. Особенности участия некоммерческих организаций в совершении торговых операций. 3
2. Разрешение коммерческих споров третейским судом. 8
3. Задача 13
Библиография 16
4
ВАРИАНТ 5 (С, Т, У, Ф)
Титульный лист
Содержание
1. Особенности участия некоммерческих организаций в совершении торговых операций.
2. Разрешение коммерческих споров третейским судом.
3. Задача
Библиография
Круг участников торгового оборота обладает своей спецификой – он уже, чем круг субъектов гражданского права. Так, среди юридических лиц различают две основные группы: коммерческие организации и некоммерческие организации[1]. Основную часть участников торгового оборота составляют коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. В России действует общий для осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельности порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Предпринимательские и непредпринимательские организации вправе выступать субъектами коммерческого права с момента регистрации их в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
Имеющийся опыт не свидетельствует о необходимости установления в России специальной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для занятия торговой деятельностью.
Виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций определены в ГК РФ, Федеральном законе от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [2] и иных федеральных законах.
Возможности участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т. е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой.
Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте.
Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи.
Существенные ограничения устанавливаются для некоммерческих организаций также при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.
Юридические лица могут создавать филиалы и открывать представительства, что позволяет значительно расширять возможности участия в торговом обороте, ускоряет и облегчает продвижение товаров в различные точки страны. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом. Филиалы западных компаний образуются преимущественно в зонах активной коммерческой деятельности и являются основным элементом производственной структуры фирм.
Некоммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций, союзов и др. Объединения являются некоммерческими организациями и содержатся за счет отчислений (взносов) их участников. Объединения образуются в целях координации деятельности их участников, для выполнения совместных программ, представительства в органах законодательной и исполнительной власти, содействия защите интересов участников.
Опыт показывает высокую эффективность таких объединений. Они могут заниматься разработкой конкурентной стратегии и анализом рынка, вопросами проведения рекламных кампаний, помогают улаживать конфликты с налоговыми и надзорными органами. Содействуя участникам в решении хозяйственных задач, сами союзы и ассоциации не вправе заниматься торговой и иной предпринимательской деятельностью. Исключение составляют союзы потребительских обществ, которые наряду с предпринимательской деятельностью могут выполнять также контрольные и распорядительные функции в отношении нижестоящих союзов и потребительских обществ (ст. 31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»)[3].
Среди некоммерческих организаций следует выделить особую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их деятельности состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Таковы товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи и др. Здесь вновь возникают терминологические несоответствия. Все эти организации – коммерческие по своей отнесенности к структуре рынка, по предназначенности для обслуживания товарного обращения. Но они некоммерческие, а точнее говоря, непредпринимательские по своей природе, так как целью их деятельности является не получение прибыли, а создание условий для реализации товара другими субъектами.
Вряд ли можно согласиться с теми исследователями, которые определяют некоммерческие организации как юридические лица, «ставящие перед собой неэкономические задачи»[4]. Более корректным подходом к анализу зарубежного законодательства в отношении этих организаций можно считать перевод их наименования «№o№profit», т.е. как бесприбыльные корпорации, но не как непредпринимательские[5]. Структура формирования дохода в этих организациях совершенно иная, чем в коммерческих организациях. Российский закон не только не запрещает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, но предписывает занятие предпринимательством для таких организаций в строгих рамках с соблюдением всех законодательных ограничений (ГК РФ[6], Закон о некоммерческих организациях).
Некоммерческие организации играют значительную роль в развитии российской экономики. Такие некоммерческие организации, как биржи, торгово-промышленные палаты, ассоциации промышленников и предпринимателей, выполняют очень важную функцию формирования и развития товарного рынка в нашей стране.
Именно благодаря некоммерческим организациям в торговом обороте происходит становление цивилизованной структуры товарного рынка.
По состоянию на 2010 г. из четырех миллионов юридических лиц некоммерческих организаций чуть более 600 тысяч – это 6,5% от числа юридических лиц, значащихся в реестре. Такое же соотношение и в западноевропейских странах. Таким образом, эти специальные субъекты составляют довольно заметный сектор экономики современных государств.
Большинство исследователей коммерческого права относят некоммерческие организации к специальным субъектам торгового оборота, часть из них выступают в роли организаторов товарного обращения.
Некоммерческие организации обладают так называемой специальной правосубъектностью. Общая правосубъектность определяется законодательством как возможность совершать любые действия, кроме тех, которые запрещены законом. Специальная правосубъектность, напротив, принципиальное значение придает определению круга тех действий, которые организации разрешены. Это связано с тем, что организация, обладающая такой правосубъектностью, не вправе производить иные, кроме разрешенных, действия. Перечень возможных для такой организации действий приводится в ее учредительных документах или в законе. Именно поэтому специальная правосубъектность имеет еще название «уставная»[7].
Наличие специальной правоспособности не следует рассматривать как способ ограничения правоспособности юридического лица в буквальном смысле этого слова. Безусловно, предписанная в законе специальная правоспособность юридического лица в какой-то мере ограничивает правоспособность юридического лица, но это скорее не форма ограничения, а специальный механизм регламентации, сообразования статуса различных юридических лиц в зависимости от целей деятельности (коммерческие и некоммерческие) и организационно-правовых форм.
Правоспособность организаторов торгового оборота предполагается целевой (специальной, ограниченной), допускающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге коммерческих правоотношений[8].
Современный Гражданский кодекс РФ смягчил правила о специальной правоспособности для многих видов юридических лиц.
В силу п. 4 ст. 213 ГК РФ[9] некоммерческие организации могут использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах, а извлечение прибыли не может являться основной целью деятельности некоммерческой организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ), т.е. некоммерческие организации участвуют в хозяйственном обороте «ограничено»[10].
Отсюда следует вывод, что некоммерческие организации участвуют в торговом обороте в качестве специальных субъектов, целью которых является не совершение сделок, а создание условий для совершения сделок другими участниками торгового оборота. Эту деятельность необходимо отличать от собственно коммерческой деятельности, связанной именно с куплей-продажей товаров ради получения прибыли. Иными словами, по формальному признаку некоммерческие организации не преследуют цель получения прибыли, а по функциональному признаку они являются организаторами хозяйственного оборота[11].
Эти организации являются коммерческими по своей роли в структуре рынка, по своему торговому предназначению и некоммерческими по своей природе и организационно-правовой форме.
К таким непредпринимательским по целям деятельности организациям относятся, в частности, товарные биржи, объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов, торгово-промышленные палаты и др. Особенности участия этих организаций в торговой деятельности, торговом обороте будут рассмотрены более подробно далее.
Таким образом, основной функцией таких специальных субъектов в торговом обороте является осуществление непредпринимательской по своим целям деятельности, направленной на содействие профессиональным участникам торгового оборота (предпринимателям, коммерсантам) в продвижении товаров от производителей к потребителям.
Организаторы торгового оборота, обладая специальной правоспособностью, играют вспомогательную, но весьма значимую роль, способствующую становлению торгового оборота в России и формированию цивилизованной структуры товарного рынка.
Современный период развития экономической жизни отмечен ростом предпринимательской активности, ускорением и расширением сферы коммерческого оборота. При этом, чем интенсивнее развиваются связи между предпринимателями, тем больше вероятность возникновения правовых коллизий между ними. Но любой конфликт в экономических отношениях замедляет развитие предпринимательской активности. Поэтому в таких условиях очень важно, чтобы в обществе существовали юридические механизмы, обеспечивающие быстрое, справедливое и законное разрешение возникающих споров и защиту нарушенных прав.
Наиболее распространенный и надежный способ защиты нарушенных прав – судебная защита, осуществляемая государственными судами (судами общей юрисдикции и арбитражными судами).
Вместе с тем рыночные преобразования в стране привели к осознанию необходимости формирования параллельных негосударственных юрисдикционных систем разрешения споров, получивших наиболее полное развитие в зарубежных государствах с развитой экономической системой.
Один из наиболее популярных и эффективных, так называемых альтернативных способов разрешения возникающих споров – третейское разбирательство. Коммерческие споры – разногласия, возникающие между участниками хозяйственных отношений. Такие категории дел, как правило, рассматриваются в арбитражных судах (Арбитраж).
Подведомственность дел арбитражному суду определяется ст. 27 АПК РФ[12]:
1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
3. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Разрешение спора в коммерческих арбитражных (третейских) судах означает передачу коммерческого спора на разрешение в третейский суд, а не в государственный суд. Либо спор решается отдельным арбитрам, избранным сторонами или назначенным третьей стороной, которую стороны наделили соответствующими полномочиями. При этом одним из главных направлений развития системы третейского судопроизводства является разрешение предпринимательских (коммерческих) споров. Однако, несмотря на имеющую место в последнее время тенденцию возрастания количества обращений предпринимателей за разрешением коммерческих споров к третейским судам, необходимо отметить также, что потенциал третейского разбирательства используется отечественными предпринимателями явно недостаточно. Такое положение отчасти является следствием отсутствия как у предпринимателей, так и у отдельных юристов информации о возможности рассмотрения коммерческих споров третейскими судами, их преимуществах в сравнении с традиционным механизмом урегулирования споров путем арбитражного судопроизводства.
Информация о работе Особенности участия некоммерческих организаций в совершении торговых операций