Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 17:57, отчет по практике
Основная цель работы заключается в определении наиболее эффективных методов поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Определить структуру и состояние малого и среднего предпринимательства в России;
Выделить причины неразвитости малого и среднего предпринимательства в России;
Изучить региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России;
Проанализировать и оценить эффективность существующих методов поддержки малого предпринимательства в России, в частности в Красноярском крае и г. Красноярске, на основании изученных региональных программ и статистическим данным по деятельности и развитию малого и среднего предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
СТРУКТУРА И СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ…………………………….
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕРАЗВИТОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСВТВА В РОССИИ…………
АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ И ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В РОССИИ…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….
Министерство образования и науки РФ
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени
академика М.Ф. Решетнева
Финансово-экономический
факультет
Кафедра экономики
ОТЧЕТ
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Выполнила студентка гр. БЭ-71
Кравцова Д.И.
Проверила:
Иванченко Л.А.
Красноярск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель работы заключается в определении наиболее эффективных методов поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Структура и состояние малого и среднего предпринимательства в России
В России малое предпринимательство, в его современном виде, начало развиваться в конце 80-х - начале 90-х годов, прошлого XX века в условиях господства крупного производства, доставшегося в наследство от СССР. Даже в условиях перестройки формирование малого предпринимательства протекало вяло и не имело взрывного характера. На протяжении более 15 последних лет федеральными и региональными властями неоднократно ставились цели по развитию малого предпринимательства в нашей стране, так как оно формирует конкурентную среду, обеспечивает занятость населения, гарантирует стабильность налоговых поступлений, позволяет реализовать предпринимательский потенциал населения, создает и внедряет инновации и т.п.
За 2004—2007 годы доля малых предприятий в ВВП России повысилась с 12,5 до 13,4 % [1]. По данным на 1 января 2009 года вклад продукции, производимой малыми предприятиями, в совокупный объем ВВП России составлял 21 %, что на 4 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года [2].
По данным на 2007 год число малых предприятий в России составляло 1,14 млн, что на 29 % больше, чем в 2000 году [3]. По данным на 1 января 2009 года в России действовали 1,37 млн малых предприятий, что на 20 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года [4].
За 2009 год число субъектов малого и среднего предпринимательства в России увеличилось на 143,6 тыс.[5].
По данным на 1 января 2009 года средняя совокупная численность работников, занятых на малых предприятиях России, составляла 11,4 млн человек, что на 12 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года [6] .
В
2008 году объём государственной
В России, в настоящее время, осуществляют деятельность порядка 5,6 млн. субъектов МСП, в том числе 1,4 млн. микропредприятий (количество работников до 15чел., годовой оборот до 2 млн. долл.), более 220 тыс. малых компаний (16-100чел., до 13 млн. долл.), 18 тыс. средних компаний (101-250чел., до 33 млн. долл.), 4 млн. индивидуальных предпринимателей.
Вышеуказанные предприятия, за исключением индивидуальных предприятий, задействованы в сферах оптовой и розничной торговли (41% от общего количества предприятий), услуг (18%), строительства (12%), обрабатывающих производств (10,5%), транспорта и коммуникаций (6%), сельского хозяйства (4%) и других отраслях (менее 9%, туризм, ЖКХ, образование и здравоохранение, добывающая отрасль, т.д.). Индивидуальные предприниматели действуют в основном в сфере торговли и бытовых услуг.
Диаграмма 1 - Структура деятельности МСП
Общее число занятых в сфере бизнеса составляет 16,5млн. чел. или 23,4% от всего занятого населения России, вклад в ВВП – 21%. Темпы роста сектора в 2009г. – 9,1%.
Объемы
инвестиций в основной капитал составляют
порядка 18 млрд. долл. 96% предприятий, осуществляющих
инновационную деятельность, относятся
к отрасли обрабатывающих производств.
2. Основные причины неразвитости малого и среднего предпринимательства в России
Исследование процесса становления малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, к концу 90-х годов в России уже созданы все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Сформирована необходимая инфраструктура в лице федеральных и региональных государственных целевых фондов, многочисленных ассоциаций и иных общественных объединений предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. После кризиса 1998 года на финансовых рынках появились свободные ресурсы, ранее обслуживающие государственные заимствования. Тема необходимости малого предпринимательства для отечественной экономики постоянно звучит в выступлениях государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых - экономистов.
С
другой стороны, фактическое состояние
малого предпринимательства
Малый
бизнес - разнородное и исторически
обусловленное социально-
Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.
"Западные" малые предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей [8].
В нашей стране социализм оставил в наследство крупные и сверхкрупные промышленные предприятия и психологию «наемного работника» у подавляющего большинства людей, поэтому можно говорить о том, что формирование современного малого предпринимательства начиналось с нулевой отметки. Таким образом МСП приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с "первичными звеньями" советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения[9].
Для этой формы характерны:
1)
редкое использование
2)
высокие административно-
3) слабое задействование преимуществ быстрого перепрофилирования;
4) диспаритетные отношения с посредниками по сбыту продукции;
5) зависимость от местной власти и от местного рынка;
6) особые "теневые" стороны деятельности (прежде всего в сфере трудовых отношений).
Российскому малому бизнесу, как уже отмечалось, свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.
Основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства, по оценкам руководителей малых и средних предприятий, вызваны невысоким уровнем осведомленности о существующих формах муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, нехваткой собственных оборотных средств, ограниченным доступом к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного имущественного обеспечения), административными барьерами и усиливающейся конкуренцией со стороны крупных компаний, сложностью в подборе необходимых кадров.
Указанные особенности требуют если не обязательного учета при разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет - один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в России.
3. Анализ действующих методов и программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне в России
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1)
развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства
2)
обеспечение благоприятных
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4)
оказание содействия субъектам
малого и среднего
5)
увеличение количества
6)
обеспечение занятости
7)
увеличение доли производимых
субъектами малого и среднего
предпринимательства товаров (
8)
увеличение доли уплаченных
Информация о работе Отчет по преддипломной практике по предпринимательству в России