Отчет по преддипломной практике по предпринимательству в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 17:57, отчет по практике

Описание

Основная цель работы заключается в определении наиболее эффективных методов поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Определить структуру и состояние малого и среднего предпринимательства в России;
Выделить причины неразвитости малого и среднего предпринимательства в России;
Изучить региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России;
Проанализировать и оценить эффективность существующих методов поддержки малого предпринимательства в России, в частности в Красноярском крае и г. Красноярске, на основании изученных региональных программ и статистическим данным по деятельности и развитию малого и среднего предпринимательства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

СТРУКТУРА И СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ…………………………….
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕРАЗВИТОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСВТВА В РОССИИ…………
АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ И ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В РОССИИ…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….

Работа состоит из  1 файл

Отчет по пратике.docx

— 48.21 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки РФ

Сибирский государственный аэрокосмический университет

     имени академика М.Ф. Решетнева 

     Финансово-экономический  факультет 
 

           Кафедра экономики 
 
 

     ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ 
 
 

                 Выполнила студентка  гр. БЭ-71

     Кравцова  Д.И.

     Проверила:

     Иванченко Л.А.

     Красноярск, 2011

 

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

  1. СТРУКТУРА И СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ…………………………….
  2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕРАЗВИТОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСВТВА В РОССИИ…………
  3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ И ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В РОССИИ………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Основная  цель работы заключается в определении наиболее эффективных методов поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России.

     Для этого необходимо решить следующие  задачи:

  1. Определить структуру и состояние малого и среднего предпринимательства в России;
  2. Выделить причины неразвитости малого и среднего предпринимательства в России;
  3. Изучить региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России;
  4. Проанализировать и оценить эффективность существующих методов поддержки малого предпринимательства в России, в частности в Красноярском крае и г. Красноярске, на основании изученных региональных программ и статистическим данным по деятельности и развитию малого и среднего предпринимательства;
 

 

     

     1. Структура и состояние малого и среднего предпринимательства в России

     В России малое предпринимательство, в его современном виде, начало развиваться в конце 80-х - начале 90-х годов, прошлого XX века в условиях господства крупного производства, доставшегося в наследство от СССР. Даже в условиях перестройки формирование малого предпринимательства  протекало вяло и не имело взрывного  характера. На протяжении более 15 последних  лет федеральными и региональными  властями неоднократно ставились цели по развитию малого предпринимательства  в нашей стране, так как оно  формирует конкурентную среду, обеспечивает занятость населения, гарантирует  стабильность налоговых поступлений, позволяет реализовать предпринимательский потенциал населения, создает и внедряет инновации и т.п.

     За 2004—2007 годы доля малых предприятий  в ВВП России повысилась с 12,5 до 13,4 % [1]. По данным на 1 января 2009 года вклад продукции, производимой малыми предприятиями, в совокупный объем ВВП России составлял 21 %, что на 4 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года [2].

     По  данным на 2007 год число малых предприятий  в России составляло 1,14 млн, что на 29 % больше, чем в 2000 году [3]. По данным на 1 января 2009 года в России действовали 1,37 млн малых предприятий, что на 20 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года [4].

     За 2009 год число субъектов малого и среднего предпринимательства  в России увеличилось на 143,6 тыс.[5].

     По  данным на 1 января 2009 года средняя совокупная численность работников, занятых на малых предприятиях России, составляла 11,4 млн человек, что на 12 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года [6] .

     В 2008 году объём государственной поддержки  малого предпринимательства в России составил 3,5 млрд рублей, в 2009 году — почти 50 млрд рублей [7].

     В России, в настоящее время, осуществляют деятельность порядка 5,6 млн. субъектов  МСП, в том числе 1,4 млн. микропредприятий (количество работников до 15чел., годовой оборот до 2 млн. долл.), более 220 тыс. малых компаний (16-100чел., до 13 млн. долл.), 18 тыс. средних компаний (101-250чел., до 33 млн. долл.), 4 млн. индивидуальных предпринимателей. 

     Вышеуказанные предприятия, за исключением индивидуальных предприятий, задействованы в сферах оптовой и розничной торговли (41% от общего количества предприятий), услуг (18%), строительства (12%), обрабатывающих производств (10,5%), транспорта и коммуникаций (6%), сельского хозяйства (4%) и других отраслях (менее 9%, туризм, ЖКХ, образование и здравоохранение, добывающая отрасль, т.д.). Индивидуальные предприниматели действуют в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 

     Диаграмма 1 - Структура деятельности МСП

     

     Общее число занятых в сфере бизнеса  составляет 16,5млн. чел. или 23,4% от всего занятого населения России, вклад в ВВП – 21%. Темпы роста сектора в 2009г. – 9,1%. 

     Объемы  инвестиций в основной капитал составляют порядка 18 млрд. долл. 96% предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, относятся  к отрасли обрабатывающих производств.  

 

     

     2. Основные причины неразвитости малого и среднего предпринимательства в России

     Исследование процесса становления малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, к концу 90-х годов в России уже созданы все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Сформирована необходимая инфраструктура в лице федеральных и региональных государственных целевых фондов, многочисленных ассоциаций и иных общественных объединений предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. После кризиса 1998 года на финансовых рынках появились свободные ресурсы, ранее обслуживающие государственные заимствования. Тема необходимости малого предпринимательства для отечественной экономики постоянно звучит в выступлениях государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых - экономистов. 

     С другой стороны, фактическое состояние  малого предпринимательства представителями  всех заинтересованных сторон оценивается  как крайне неудовлетворительное. В  исследуемой области Россия уступает не только остальным государствам «Большой восьмерки», но и бывшим партнерам  по Совету экономической взаимопомощи, Китаю, Индии, многим странам СНГ. На начало 2009 года в России функционировало около 5,6 млн МСП, производящих менее 21 % валового внутреннего продукта и обеспечивающих занятость 23,4 % населения, тогда как в экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80 % от общего числа предприятий, две трети экономически активного населения сосредоточено в данном секторе и производится более половины валового внутреннего продукта.

     Малый бизнес - разнородное и исторически  обусловленное социально-экономическое  явление, суть которого нельзя понять, а развитие - действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места  и времени его формирования. При  наличии общих генетических и  видовых черт он имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если малый бизнес, например, в США и во Франции различается не столько количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической мотивации), то, например, в Москве и в Московской области - и качественно, и количественно.

     Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала. 

     "Западные" малые предприятия обычно узко  специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей [8].

     В нашей стране социализм оставил в наследство крупные и сверхкрупные промышленные предприятия и психологию «наемного работника» у подавляющего большинства людей, поэтому можно говорить о том, что формирование современного малого предпринимательства начиналось с нулевой отметки. Таким образом МСП приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с "первичными звеньями" советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения[9]. 

     Для этой формы характерны:  

     1) редкое использование начального  заемного капитала;  

     2) высокие административно-управленческие  издержки;  

     3) слабое задействование преимуществ быстрого перепрофилирования; 

     4) диспаритетные отношения с посредниками по сбыту продукции;  

     5) зависимость от местной власти  и от местного рынка;  

     6) особые "теневые" стороны деятельности (прежде всего в сфере трудовых отношений). 

     Российскому малому бизнесу, как уже отмечалось, свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями. 

     Основные  проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства, по оценкам руководителей малых и средних предприятий, вызваны невысоким уровнем осведомленности о существующих формах муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, нехваткой собственных оборотных средств, ограниченным доступом к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного имущественного обеспечения),  административными  барьерами  и  усиливающейся  конкуренцией со  стороны крупных компаний, сложностью в подборе необходимых кадров.

     Указанные особенности требуют если не обязательного  учета при разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет - один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в России. 

 

     3. Анализ действующих  методов  и программ  поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства на региональном уровне в России

     Основными целями государственной политики в  области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

     1) развитие субъектов малого и  среднего предпринимательства в  целях формирования конкурентной  среды в экономике Российской  Федерации;

     2) обеспечение благоприятных условий  для развития субъектов малого  и среднего предпринимательства;

     3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

     4) оказание содействия субъектам  малого и среднего предпринимательства  в продвижении производимых ими  товаров (работ, услуг), результатов  интеллектуальной деятельности  на рынок Российской Федерации  и рынки иностранных государств;

     5) увеличение количества субъектов  малого и среднего предпринимательства;

     6) обеспечение занятости населения  и развитие самозанятости;

     7) увеличение доли производимых  субъектами малого и среднего  предпринимательства товаров (работ,  услуг) в объеме валового внутреннего  продукта;

     8) увеличение доли уплаченных субъектами  малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [10].

Информация о работе Отчет по преддипломной практике по предпринимательству в России