Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:08, курсовая работа
История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает всего около 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.
Целью курсовой работы является изучение отношений предпринимателя и государства.
Введение
1. Предпринимательство как экономическая категория
2. Роль государства в формировании малого бизнеса
3. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса
Заключение
Список использованных источников
Во-вторых, весь комплекс регламентаций, приказов и запретов действует неэффективно в чисто оперативном плане – он просто в массе своей не выполняется предприятиями, как по причине физической невыполнимости, так и в связи с тем, что ведет к издержкам, ставящим под сомнение подчас даже саму целесообразность и возможность дальнейшего функционирования предприятия. По оценкам Исследовательского центра ИПМ, следовать всем требованиям регуляторной среды пытается всего лишь каждое пятое предприятие. Остальные выбирают различные формы противодействия – активные и пассивные, действующие в рамках правового поля и неформальные.
В-третьих, сложность и зарегулированность бизнес-среды, а также административный произвол не способствуют формированию у предпринимателей уважительного отношения к институтам государства, законопослушности, стремления «играть по правилам». Напротив, они скорее воспитывают своего рода экономическое диссидентство, правовой нигилизм, стремление обходить запреты и ограничения, способствуют восприятию государства как чужеродной и враждебной силы. В результате может сформироваться «институциональная ловушка», когда эффективность усилий государства по улучшению бизнес-климата (если они будут предприняты) может оказаться значительно ниже из-за того, что предприниматели не захотят быстро менять свое поведение и ментальные установки, выработанные в искаженной институциональной среде, оставаясь во власти деструктивных стереотипов.
В-четвертых, действующая регуляторная среда формирует негативный имидж страны и ее бизнес-климата. В результате Беларусь имеет низкие объемы привлечения прямых иностранных инвестиций.
В кризис крупным предприятиям, которые раньше приносили доходы государству, самим потребовались стабилизационные средства. Теперь доходные составляющие государственного бюджета во многом формируются за счет малого и среднего бизнеса. Вот почему власти заявляют о своей готовности к беспрецедентной либерализации.
На Белорусском инвестиционно-экономическом форуме премьер-министр Сергей Сидорский подтвердил готовность правительства обеспечить вхождение страны в тридцатку государств с благоприятными условиями ведения бизнеса. А министр экономики Николай Зайченко во время рассмотрения Палатой представителей в первом чтении законопроекта о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса отметил, что предпринимательство «становится приоритетным сектором экономики».
Генеральный директор бизнес-инкубатора ЗАО «МАПзао» Сергей Найдович цифрами подтверждает, что предприниматели уже сегодня обеспечивают значительную часть бюджетного пирога:
Например, в Минском районе основную доходную часть бюджета – порядка 87% - формируют малый и средний бизнес. Половина поступлений в бюджет Минской области – тоже от предприятий частного бизнеса.
Впрочем, в провинции о каких-либо существенных результатах говорить пока рано. Ведь 38,3% всех предпринимательских структур страны зарегистрировано в Минске. 61% от их общего числа находится в столице и областных городах. Доля малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП Беларуси составила в прошлом году всего 9,3% [12].
Это потому, что к малому и среднему бизнесу до недавнего времени со стороны государства отношение было в большей степени фискальное, нежели партнерское. Многие предприниматели выживали, а не развивались. В результате – с точки зрения финансовых возможностей, малый и средний бизнес имеет достаточно низкий потенциал.
На развитии предпринимательства не могли не отразиться сроки и методы разгосударствления и приватизации. Ни одна из программ приватизации, которые принимались с 1994 года в Беларуси, по сути, не была выполнена. Этот 15-летний период не мог не сказаться на замедлении развития предпринимательства.
В 2006 году в Беларуси практически не было поступлений от приватизации. В 2007 году – это более миллиарда долларов, благодаря целому ряду трансакций. В 2008 году – примерно 0.9 млрд. долларов. В 2010 году планируется получить доходы от приватизации в размере 2 трлн. рублей (около 732 млн. долларов).
Предприниматели хотят, чтобы правила, по которым они создают и ведут бизнес, были прозрачными и стабильными. К этому призвал руководство страны и представитель Международной финансовой корпорации в Беларуси Крейг Белл, отметив, что многие инвесторы по-прежнему считают нормативно-правовую сферу в Беларуси "сложной и непоследовательной".
Многое зависит и от того, насколько оперативно и качественно сформирована нормативно-законодательная база, обеспечивающая гарантии собственности, равные условия хозяйствования и конкурентную среду.
В последнее время изменения в нормативно-правовой базе происходят едва ли не каждый день – в таких условиях сложно просчитать бизнес-план хотя бы на год. К тому же, предприниматели опасаются, что после выхода экономики из кризиса наступит период охлаждения отношений государства и бизнеса.
Основная проблема во взаимоотношениях предпринимателей с крупными предприятиями в том, что они сформированы по принципу холдингов – производят все: от болтиков, винтиков до важных элементов. Они не доверяют малым предприятиям.
Сегодня практически половина предприятий малого и среднего бизнеса занимается торговлей и общественным питанием. И лишь каждое пятое занято в промышленности. Для того, чтобы их доля росла, нужна государственная поддержка [15].
Потенциал развития предпринимательства сдерживают высокие штрафы, которые налагаются на предприятия контролирующими органами. Работая над устранением этой проблемы, общественные организации предпринимателей и объединения государственных предприятий впервые выступили единым фронтом. Выработали единые подходы к формированию штрафов и предложили Совмину свое видение проблемы. Правительство создало рабочую группу, которая занимается этим уже более года. Никаких изменений пока нет.
Можно создать сколь угодно благоприятные условия для ведения бизнеса, самые низкие налоги, но если штрафами можно отобрать больше, чем предприниматель заработал, то смысла в такой деятельности нет. Этот фактор чрезвычайно влияет на поведение предпринимателей, которые ведут себя весьма консервативно в части доверия к государству.
На развитие предпринимательства существенное влияние оказывают менталитет, образование и психологическая готовность населения открывать собственное дело. Долгое время большинство белорусов воспринимали себя лишь в качестве работников наемного труда.
До сих пор предпринимательство в стране развивалось стихийно – свой бизнес открывали люди наиболее образованные и активные.
Но таких немного. Для того чтобы этот сектор экономики стал приоритетным, надо готовить население к проявлению бизнес-активности, создавать центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технопарки.
Задача улучшения бизнес-среды и стимулирование развития МСП представляется важной и крайне актуальной. Основные мероприятия, способные улучшить бизнес-среду и снять многие из мешающих сегодня предпринимателям барьеров, неоднократно озвучивались различными экспертами и представителями бизнес-союзов.
Чтобы найти выход из создавшегося положения, следует в первую очередь выделить основные факторы, «ответственные» за сформировавшуюся неблагоприятную бизнес-среду.
Во-первых, это экономическая политика на государственном уровне, ориентированная на «ручное управление» основными экономическими процессами, для которой частное предпринимательство является дефакто чужеродным элементом.
Во-вторых, это низкое качество законодательной базы – слишком сложной, нестабильной и противоречивой, что является как следствием экономической политики, стремящейся «за всем уследить», так и отсутствия профессионализма в подготовке законов.
В-третьих, это политика многих местных органов власти, с недоверием относящихся к частному бизнесу и видящих в нем зачастую лишь источник материальных и нематериальных ресурсов.
В-четвертых, определенную роль играет и поведение самих предпринимателей, как закрепляющее дисфункциональность экономических отношений в стране, так и то, что они зачастую не используют всех возможностей для повышения своей защищенности от неблагоприятных факторов бизнес-среды и обеспечения развития своего бизнеса.
Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие развитию предпринимательства, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.
В связи с этим необходимо:
- совершенствовать правовые и экономические условия для устойчивого развития предпринимательства;
- повысить эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса;
- упростить налогообложение и процедуру получения кредитов;
- упорядочить систему государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;
- развивать инфраструктуру предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центров поддержки предпринимательства, технопарков, инкубаторов, инновационных центров и др.) при частичном финансировании государства;
- создавать льготные условия для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
- расширять возможность эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;
- стимулировать развитие малого бизнеса в сельской местности и малых городах [15].
Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.
Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.
Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.
Для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, другими видами производственной деятельности, наукой и научным обслуживанием, требуются создание условий для инвестирования и кредитования на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий; формирование стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса, а также другие меры государственной поддержки.
Главными целями развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу являются обеспечение роста эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной, экспортной деятельности, а также развитие предпринимательства в сельской местности.
Для достижения поставленных задач предполагается устранить основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, выйти на более высокий уровень государственной поддержки [2].
Предпринимательство в нашей республике начало развиваться только в конце 80-х гг., когда под давлением нараставшего кризиса были приняты первые законодательные акты.
В течение прошедших лет постепенно начал складываться негосударственный сектор экономики, основу которого составили преимущественно малые предприятия. Условия их становления оказались нелегкими. Предприниматели столкнулись с психологическим неприятием коллективистки воспитанного населения, недоброжелательством государственных органов и руководителей хозяйственных структур, их противоречивой сдерживающей политикой, отсутствием у самих предпринимателей навыков поведения и деятельности в конкурентной среде.
Сегодня политика государства должна быть ориентирована на формирование смешанной экономики, которая способна обеспечить высокую эффективность экономического и социального развития страны. Должно быть обеспечено ускоренное развитие негосударственного сектора, основанного, прежде всего на малых формах предпринимательства.
Опыт развития ряда процветающих стран указывает на невозможность эффективного развития экономики без широкого развития малого предпринимательства. Переход на рыночные условия возможен, как свидетельствует зарубежный опыт, при осуществлении таких важнейших экономических условий, как разгосударствление экономики и приватизация собственности; становление конкуренции; создание рыночной инфраструктуры; необходимость общественного согласия; радикальное изменение экономического мышления.