Планирование предпринимательской деятельности на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное: содержание и методы планирования. Вз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 01:32, контрольная работа

Описание

Внутрифирменное планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования еще зависит от и точности фактических показателей прошлого.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие планирования……………………………………….…..5
2. Текущее, оперативное, стратегическое планирование. Содержание и методы планирования. Взаимосвязь планов……………….…...8
Заключение………………………………………………………….….13
Список использованных источников…………………………….…...14

Работа состоит из  1 файл

Опд.docx

— 37.29 Кб (Скачать документ)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Казанский  национальный исследовательский

технологический университет»

(ФГБОУ ВПО  «КНИТУ»)

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Организация предпринимательской деятельности»

 

Тема: Планирование предпринимательской деятельности на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное: содержание и методы планирования. Взаимосвязь планов.

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

ВШЭ, группы 90-005

Фахреева Ю.В.

                                                                                 Принял: Юнусов И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЗАНЬ-2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………….3

  1. Понятие планирования……………………………………….…..5
  2. Текущее, оперативное, стратегическое планирование. Содержание и методы планирования. Взаимосвязь планов……………….…...8

Заключение………………………………………………………….….13

Список использованных источников…………………………….…...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных  видов работы, доступных человеку» (Р.Аркофф)

 

В широком  смысле слова планирование - это  задание целей любой системе  или подсистеме. Важность планирования деятельности предприятия выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым», то есть предприятие, которое не умеет или не считает  нужным планировать свою деятельность, само становится объектом планирования, средством достижения чужих целей. Планирование как экономическую  категорию можно рассматривать  с общеэкономической и управленческой позиций.

Анализ опыта  экономических реформ показал, что  эффективность работы предприятия  во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования.

Организации, планирующие свою деятельность, функционируют  более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В  организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли  к объему реализации, расширение сферы  деятельности, повышение степени  удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшний момент в действующих организациях принимаемые  плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы  разрабатываются на квартал с  разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный характер, не одержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности  планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной  деятельности.

Различные разделы текущих планов разрабатываются  на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по свое форме  директивными, не содержат механизма  корректировки в процессе их реализации, не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных  подразделений предприятия и  подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов  планирования, снижает исполнительскую  и финансовую дисциплину и ответственность  за конечные результаты деятельности предприятия.

Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Внутрифирменное планирование всегда ориентируется  на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия  в перспективе. Поэтому надежность планирования еще зависит от и  точности фактических показателей  прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие планирования

 

   Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятия или организации строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы предприятия служит началом другого, и связать их без методики планирования практически невозможно. Поэтому планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это необходимое условие для своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования для изготовления конечной продукции или услуги, а также создания запасов.

 

В современных  условиях необходимой предпосылкой для обеспечения высоких темпов развития экономики становится управление, а главным элементом управления является процесс выработки и  принятия решений. Принятие решений  при этом, должно базироваться на анализе  ситуаций, выявлении противоречий в  развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей  их развития. При решении вопроса  о выборе направлений развития сферы  сервиса первоначально субъект  планирования сталкивается с неопределенным множеством решений. Разработка прогноза уменьшает неопределенность и позволяет  сформулировать ограниченное множество  решений. То есть, важнейшим условием повышения эффективности управления в сфере сервиса является увеличение горизонта и оптимизация принимаемых  решений с учетом их ближайших  и долговременных последствий. Тесная органическая связь прогнозирования, планирования и принятия решений  обеспечивает оптимальность принимаемой  стратегии развития сферы сервиса, значительно ускоряет темпы развития.

 

Элементы  управления взаимосвязаны и взаимообусловлены  и представляют собой единый процесс, единую систему управления. Первичным  элементом является планирование, определяющее цели развития сферы сервиса. Под  установленные цели формируются  организационные структуры и  процедуры, в рамках определенных структур и процедур в интересах достижения целей осуществляется регулирование  развития сферы сервиса. По мере развития производственных сил, ускорения темпов научно-технического прогресса роль управления возрастает, усложняется  и совершенствуется система управления. Особое значение приобретает планирование производства, в первую очередь перспективное  планирование и прогнозирование. Планирование как элемент управления является информационным процессом. Особенность  этого процесса - наличие временного сдвига информации выхода по отношению  к информации входа

 

Основной  целью планирования является достижение желаемого результата финансово-хозяйственной  деятельности путем тщательного  анализа и прогнозирования, основанного  на внутренней и внешней информации. В зависимости от назначения результатом  может быть устойчивое экономическое  развитие отрасли в целом, обеспечений  темпов роста и структуры отрасли, привлечение инвестиций, производство новых видов услуг, финансовое оздоровление организации, составление бизнес-плана  ее реконструкции и развития и  т.д. Цель составления планов должна быть четко определена, результаты, получаемые при достижении цели должны быть измеримыми, а заданные ограничения  и требования должны быть реальны  для их выполнения. То есть, цели должны находиться в «области допустимых решений» проекта.

 

Процесс планирования представляет собой разработку и  корректировку совокупных планов финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, включающую предвидение, обоснование, конкретизацию  и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую перспективу и отдаленный период. В технологическом отношении финансовое планирование, как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных действий, проходит в несколько взаимосвязанных этапов:

 

1. Определение целей планирования;

 

2. Анализ проблем;

 

3. Поиск альтернатив;

 

4. Определение способов достижения  целей и потребностей в ресурсах;

 

5. Оценка;

 

6. Оформление плана.

 

Все процессы и этапы планирования на предприятии  взаимосвязаны и зависят друг от друга. В совокупности они составляют определенную систему планирования. Структуру планов предприятия классифицируют следующим образом:

 

1. По степени определенности  условий планирования: детерминированные  и стохастические;

 

2. По времени планирования: краткосрочные,  среднесрочные, долгосрочные;

 

3. По типу целей: стратегические, текущие, оперативные, календарные;

 

4. По временной ориентации: инактивные, реактивные, упреждающие, интерактивные;

 

5. По уровню управления: общецеховые,  цеховые, производственные.

 

Организация планово-экономической работы предприятия  зависит от его размера и типа. На практике обычно применяются три  системы организации работ по составлению планов:

 

· Линейная система планирования (планирование «снизу вверх»);

 

· Иерархическая система планирования (планирование «сверху вниз»);

 

· Система встречного планирования (круговое планирование).

 

Основными принципами планирования в настоящее время  являются следующие:

 

· Оптимальность плановых решений  в соответствии с избранными критериями;

 

· Сбалансированность и пропорциональность показателей в ресурсном, отраслевом, территориальном, общеотраслевом, межотраслевом, внутриотраслевом, внешнеэкономическом  разрезах;

 

· Выделение приоритетов, ведущих  звеньев;

 

· Непрерывность, то есть сочетание  перспективных и текущих планов, преемственность, корректировка показателей  при изменении условий;

 

· Обоснование резервных вариантов  планов, предназначенных для выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Текущее, оперативное, стратегическое планирование. Содержание и методы планирования. Взаимосвязь планов

Стратегическое  планирование задает перспективные  направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему  маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия  к внешней среде, к распределению  ресурсов и внутреннюю координацию  деятельности с целью выявления  сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как  правило, долгосрочный. Но временной  период стратегического плана для  разных предприятий может быть различным  и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие - это процесс, в котором  увеличиваются возможности и  желания предприятия удовлетворять  свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический  рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

 

Первым и  самым ответственным решением при  стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования  предприятия, в котором проявляются  отличия данного предприятия  от ему подобных. Другими словами, миссия - это главная цель предприятия. Миссия и цели - служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д. Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.

 

Стратегические  планы составляются в основном на среднесрочный период, т.е. на три  года. Долгосрочные стратегические планы  имеют невысокую точность или  достоверность, так как отражают укрупненную оценку целей и возможностей их достижения по причине отсутствия достаточно объективной информации.

 

Стратегический  план задает перспективное направление  развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать  в единую систему все основные направления деятельности, а также  позволяет лучше понимать структуру  потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен. Он устанавливает каждому подразделению предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия. Он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия. Стратегический подход стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды. План определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период и создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов. Демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия, как единую систему современного менеджмента.

 

Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной стратегии,  основных целей и задач развития  предприятия;

2) создание стратегических хозяйственных  подразделений на предприятии;

3) обоснование и уточнение основных  целей проведения маркетинговых  исследований рынка;

Информация о работе Планирование предпринимательской деятельности на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное: содержание и методы планирования. Вз