Понятие и развитие лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:11, реферат

Описание

Цель контрольной работы – проанализировать классифицирующие признаки договора лизинга и выявить его значение в хозяйстве России.
Задачи контрольной работы:
- проанализировать понятие и функции лизинга;
- охарактеризовать суть, особенности, законодательство лизинговых операций;
- выделить особенности мировой практики применения лизинга, в том числе роль лизинговых операций в экономике стран Европы;
- охарактеризовать значение лизинга в народном хозяйстве России, в том числе использование лизинга банками, лизинг авиатехники России;
- выявить проблемы развития лизинга.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие иразвитие лизинга
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Лизинг.docx

— 153.42 Кб (Скачать документ)

Одним из учредителей является “Банк Насиональ де Лаворо”. Группа создала совместные фирмы в ФРГ, Франции, США, Испании, Китае, осуществляет операции с Венгрией и Югославией [25].

ж) Япония

В Японии крупнейшей лизинговой компанией является “Gentury Leasing System”, созданная в 1969 году. Ее оплаченный капитал 1,6 млн. долларов. Она имеет филиалы в Гонконге, Сингапуре, Великобритании. Акционеры: один коммерческий банк, одна торговая и две страховые компании.

з) Швеция

В Швеции лизинг начал развиваться  в начале 60-х годов. Обычно им пользовались маленькие и средние компании. Дело в том, что каждый банк требовал обеспечение по многим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, так как  кредитор является владельцем оборудования. Поначалу заключались соглашения о  повторной покупке, согласно которым  поставщик брал на себя обязательство  купить обратно оборудование, если клиент не выполнит свои обязательства  по лизингу. По мере роста конкуренции  между лизинговыми компаниями эти  обязательства (по обратной покупке) стали  встречаться все реже и реже. Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, в исключительных случаях до 9 лет.

Обобщая страны Западной Европы, США и Японии можно сделать  следующие выводы [14]:

- в основном лизинговыми  операциями занимаются не коммерческие  банки, а специализированные компании;

- развитой рынок лизинговых  услуг укрепляет производственный  сектор экономики, создавая условия  для ускоренного развития стратегически  важных отраслей, стимулирует приток  капиталов в производственную  сферу;

- наличие определенных  налоговых льгот, направленных  на развитие лизинговых отношений.

 

Глава 3. Значение лизинга  в народном хозяйстве России

 

3.1 Использование банками  лизинга

 

Несмотря на то, что законодательство в области регламентирования  лизинговых операций пока не развито  и сроки его принятия не определены, эта сфера банковского бизнеса  не осталась без внимания большинства  крупнейших банков: лизинговые компании созданы Сбербанком России, Инкомбанком, Мосбизнесбанком, банком “Санкт-Петербург” и другими [18].

а) Мосбизнесбанк.

Компания “Лизингбизнес”, основным учредителем которой является Мосбизнесбанк, начала действовать в мае 1992 года. Ее учредителями, помимо банка, выступают еще более 20 юридических и физических лиц, общая доля которых в капитале компании не превышает 20%. В настоящее время уставной фонд компании составляет 100 млн. рублей (8,4 млн. рублей по состоянию на 1 января 1993 года), а сумма баланса - 51,4 млрд. рублей (122,4 млн. рублей на 1 января 1993 года).

Как сообщил “Ъ” вице-президент  Мосбизнесбанка Алексей Иващенко, “Лизингбизнес” предоставляет разнообразные лизинговые услуги, ориентированные на различных субъектов рынка. Как и многие другие лизинговые компании, “Лизингбизнес” в первую очередь отдает предпочтение сделкам “стандартного” лизинга, при котором компания приобретает выбранное клиентом оборудование и сдает его в лизинг до полного морального или физического износа или до выкупа клиентом оборудования в собственность.

Базовые условия контрактов таковы: срок - до 5 лет (возможен вариант  полного лизинга, когда клиент оплачивает сразу всю сумму контракта, что, по словам Алексея Иващенко, гораздо  выгоднее для лизингодателя). Ставки исчисляются исходя из текущей рыночной ставки рынка и корректируются раз в квартал - в зависимости от изменения ставки ЦБ [27].

Объем лизинговых сделок, заключенных  компанией в 1994 году, составил $8,3 млн. в ценах договоров купли-продажи (всего за время существования  компания купила и сдала в лизинг оборудования примерно на $20 млн.). Среди крупнейших сделок прошлого года - контракт со швейцарской компанией Merisel на поставку компьютерносетевого оборудования на $1,5 млн., а также контракт с одной ирландской фирмой на поставку компьютерной техники, оцениваемый в $500 тыс. Структура имущества, сданного в лизинг в отчетном году, выглядит следующим образом: автомобили - 38,2%, компьютеры и программное обеспечение - 23,5%, копировальная техника и офисное оборудование - 21,2%.

Абсолютное большинство  клиентов “Лизингбизнеса” - западные фирмы. Российские компании лизинговым оборудованием практически не пользуются (за исключением компаний, в которых работают западные менеджеры). Россияне, по наблюдениям экспертов, “просчитывают”, во сколько обойдется лизинг оборудования в течение 5 лет, и приходят к выводу, что дешевле купить сразу. Преимущество лизинга - возможность сэкономить часть средств для “разворачивания” на начальной стадии деятельности - как правило, остается незамеченным отечественными предпринимателями [4].

б) Межэкономсбербанк.

В отличие от Мосбизнесбанка, Межэкономсбербанк пошел по пути создания совместной компании. В 1992 году приступило к работе российско-германское ТОО “Межсбер-Юраско лизинг”, учредителем которого с немецкой стороны выступила компания Eurasco Trade Consulting Gmbh, являющаяся дочерней компанией швейцарской компании Eurasco Zuerich AG и выполняющей, по сути, роль банка. Уставной капитал СП - DM 1 млн. Оно специализируется на международных лизинговых операциях и финансовом лизинге с поной выплатой, уделяя особое внимание развитию малого бизнеса. Сумма одной лизинговой операции составляет в среднем $100-300 тыс. Компания работает преимущественно с предприятиями, занимающимися переработкой сельхозпродукции и производством продовольствия, строительством жилья. Специфика “Межсбер-Юраско лизинга” - осуществление международных лизинговых операций с привлечением зарубежных инвестиций. Надо заметить, что число лизинговых компаний, привлекающих зарубежные средства, на сегодняшний день крайне невелико.

Схема работы “Межсбер-Юраско лизинга” выглядит следующим образом: контракты финансируются компанией Eurasco Zuerich AG под гарантию Межэкономсбербанка. Если покупатель не является клиентом Межэкономсбербанка, гарантом выступает банк, обслуживающий покупателя. Средства поставщику платит “Межсбер-Юраско лизинг”, которому Eurasco Zuerich AG открывает целевой кредит. К настоящему времени компанией подписано 10 лизинговых контрактов на сумму около $4 млн. В соответствии с этими контрактами российские компании получили строительное, фотографическое, хлебопекарное оборудование, оборудование для изготовления оконных блоков, копировально-множительную и компьютерную технику из ФРГ, Франции, Великобритании и России. Срок лизинга по этим контрактам колебался от полутора до трех лет [29].

Следует отметить, что “Межсбер-Юраско лизинг” закупает оборудование не только у зарубежных, но и у отечественных производителей (чего, как правило, не делают другие лизинговые компании). Например, 24 комплекта хлебопекарного оборудования Ярославского завода (еще 9 комплектов пришло из-за рубежа). Поставка этой техники финансировалась за счет бюджетных средств, выделенных Министерством экономики.

в) “Балтлиз”.

АОЗТ “Балтийский лизинг”  создано в 1990 году. Его основные учредители - Промышленно-строительный банк (Петербург), Балтийское морское пароходство, Российская государственная страховая компания и АО “Научные приборы”. Уставной капитал  составляет 50 млн. рублей. Около 85% объема лизинговых операций приходится на лизинг промышленного оборудования для мелкого и среднего бизнеса - минипекарен, деревообрабатывающего оборудования, мини-заводов по производству продовольствия [5].

Свою деятельность в области  лизинга “Балтлиз” начал с крупной сделки в интересах одного из своих учредителей - сразу после регистрации компания профинансировала лизинг четырех судов общим дедвейтом 60 тыс. т для Балтийского морского пароходства (стоимость одного судна такого класса составляет не менее DM 5-6 млн.).

Однако, несмотря на такое  начало АО “Балтлиз”, его дальнейшую работу можно, пожалуй, оценить как осторожную - за весь 1994 год было заключено 15 лизинговых сделок на 4,5 млрд. рублей - сумму заведомо меньшую, чем первая сделка с участием учредителей компании. Причин тому может быть названо несколько. Главной из них, пожалуй, является та, что “Балтлиз” с самого начала своей деятельности решил вообще отказаться от оперативного лизинга [30].

г) “Восток-Запад”

В отличие от других банков, “Восток-Запад” решил не открывать  специализированной лизинговой компании. Начальник управления развития и  инвестиций банка Андрей Некрасов сообщил, что специалисты его банка  посчитали это нецелесообразным, поскольку лизинговой компании для работы придется брать кредит у банка, что отразится на размере ее маржи. Проведение лизинговых операций было поручено одному из отделов банка. Однако не исключено, то в дальнейшем дочерняя фирма все же будет создана.

“Восток-Запад”, обладающий солидной клиентурой из числа крупных  неторговых организаций по транспортным перевозкам, решил работать с ними и в области лизинга. Как известно, на Западе транспортные перевозки - традиционная сфера лизинга, на них приходится 60% лизинговых операций (следом по объему идет лизинг недвижимости, перевозок  на судах, конторского оборудования и интеллектуальной собственности) [18].

“Восток-Запад” закупает оборудование у зарубежных фирм, среди которых  Mercedes-Benz, Iveko, Man, Scania, Volvo, Schmitz, Krone, Trailor, Fruenauf, DAF и Steyer. За 1994 г. банк рассмотрел более 50 заявок, из которых профинансировал только 10. Было приобретено более 100 единиц грузовой техники на сумму DM 9,1 млн. Как правило, участие банка “Восток-Запад” в финансировании составляло около 70%.

Как и “Межсбер-Юраско лизинг”, “Восток-Запад” предпочел оказывать лизинг сроком не более 3 лет. При этом авансовый платеж заемщика составил на начало нынешнего года 15% от контрактной цены, а сумма платежей за весь срок лизинга, включая аванс и проценты, - 19,5% за три года, или 6,5% в год от контрактной цены. Оплата страхования, таможенных сборов, налогов, регистрационные платежи производятся за счет заемщика. Банк предоставляет лизинг предприятиям, открывшим счет в СКВ и осуществляющим по валютному счету платежные операции в объеме финансируемого проекта (согласованный лимит поступления) [2].

Несмотря на то, что лизинговые компании созданы чуть ли не при  каждом крупном банке, лишь немногие реально работают и достигают  значительных (доходов) оборотов. Наиболее заметны на рынке лизинговых услуг  Сбербанк России, Мосбизнесбанк и банк “Санкт-Петербург”.

Следует отметить, что банки  осуществляют лизинговые операции в  самых разных хозяйственных сферах, хотя прежде, еще во времена СССР, в лизинг традиционно приобретались  в основном бумагоделательные машины и суда. Разумеется, учрежденные  банками компании специализируются на лизинге в тех отраслях хозяйства, в которых у учредившего ее банка наиболее тесные или эффективные  контакты.

Примечательно, что представители  почти всех лизинговых компаний признают, что конкуренции на этом рынке  практически не существует. По их словам, лизинг пока не особенно доходен (не последнюю  роль здесь играет еще не отмененное двойное налогообложение лизинговых операций). Как отмечали некоторые, банку экономически невыгодно замораживать свои средства, вкладывая их в лизинг, и идет он на это в основном ради своей клиентуры. Поэтому в кредитном портфеле банков доля лизинговых операций занимает пока немного места, как правило не превышая 3-5%.

 

3.2 Лизинг авиатехники  России

70% российского авиапарка  (около 3 тыс. реактивных самолетов)  находится в настоящее время  на пределе эксплуатационных  возможностей, а новые Ил-96, Ил-114, Ту-204 и Ту-134 безнадежно отстали от графиков ввода в эксплуатацию. Из-за того, что российская авиапромышленность не может дать отечественным авиакомпаниям машины нового поколения, несколько авиакомпаний России взяли и объявили о намерении взять в лизинг лучшие образцы западной авиатехники [12].

Первым это сделал “Аэрофлот” - 29 июля 1992 года вступили в эксплуатацию пять взятых в лизинг новых Airbus А310-300. Следующий шаг сделала компания “Трансаэро”, поставив на аренду хотя и сильно подержанных, но находящихся в хорошем состоянии Boeing 757 (сегодня в “Трансаэро” пять “Боингов” 737-й и два 757-й модели). В этом году компания намерена арендовать еще два Boeing 757 и столько же дальнемагистральных лайнеров Boeing 767.

Пока авиапарк зарубежной техники сравнительно невелик - авиакомпании СНГ располагают семнадцатью  “Боингами” и шестью аэробусами. Однако это только начало. О приобретении “Боингов” думают уже в самых  отдаленных регионах России - например, “Байкал-авиа” уже эксплуатирует  первый Boeing 757. В декабре якутская авиакомпания Diamond Sakha приобрела два А-310-300, а российские авиакомпании “АЛАК” и “Корсар” начали переговоры с Airbus Industrie о лизинге 310-х аэробусов. В конце прошлого года “Аэрофлот-Российские международные авиалинии” начал эксплуатацию двух Boeing 767-300 ER, а в текущем году намерен пополнить свой авиапарк еще несколькими “Боингами” и аэробусами [23].

О лизинге задумались и  грузовые авиаперевозчики - так, компания “Волга-Днепр” планирует взять  в лизинг несколько грузовых Boeing 747. Эксплуатация даже выдающихся по своим характеристикам Ан-124 “Руслан” из-за нестандартного способа разгрузки - через кормовую рампу и через опрокидывающийся нос - очень затруднена в зарубежных аэропортах, рассчитанных на систему “бортовой люк - грузовой терминал”.

Авиакомпании в первую очередь руководствуются критерием  экономической целесообразности - эксплуатация даже давно снятых с производства Boeing 737-200 выгоднее использования российских лайнеров - западные лайнеры сжигают на 15-20% меньше топлива, а затраты времени на предполетное обслуживание примерно на 30% ниже. Многие эксперты предполагают двукратное увеличение численности парка иностранных самолетов в авиакомпаниях СНГ уже в этом году. Особых сложностей с их получением нет [11].

Наиболее распространенный путь получения западных самолетов - лизинг подержанных машин. Их стоимость  примерно в семь раз ниже рыночной цены новых, соответственно снижаются  и лизинговые ставки. Размер ежемесячных  выплат за арендуемый самолет составляет 1% его стоимости плюс проценты по банковскому кредиту (обычно не выше 5%). Те, кто побогаче, предпочитают лизинг новых машин, у кого валюты поменьше, выбирают подержанные. За предложением дело не станет - только в Европе действует 14 крупных компаний, сдающих самолеты в аренду. Арендой не пренебрегают даже мощные авиакомпании - в американской Delta число лизинговых самолетов превышает 10% авиапарка. Товара хватает - по некоторым оценкам, арендаторов дожидается не менее 1,5 тыс. реактивных самолетов.

Информация о работе Понятие и развитие лизинга