Понятие предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:12, реферат

Описание

В отличие от зарубежных предпринимателей, которые получали бизнес в наследство от родственников или поднимали с нуля и продолжают работать на благо своих собственных стран наши бизнесмены – это бывшие партийные и комсомольские работники, выходцы из бывшей номенклатуры, которые удачно приватизировали в свою пользу высокодоходные сырьевые и производственные мощности страны.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)

Введение 

     В отличие от зарубежных предпринимателей, которые получали бизнес в наследство от родственников или поднимали с нуля и продолжают работать на благо своих собственных стран наши бизнесмены – это бывшие партийные и комсомольские работники, выходцы из бывшей номенклатуры, которые удачно приватизировали в свою пользу высокодоходные сырьевые и производственные мощности страны. Так, как приватизация происходила далеко не честным и отнюдь не рыночном образом, то они до сих пор опасаются потерять своё имущество и хранят получаемые деньги исключительно за границей, не вкладывая их в развитие своей страны, по сути действуют во вред своим согражданам.

     Предпринимательская деятельность является одним из важных, но не единственным фактором экономического и социального развития многих стран. При этом бесконтрольное, ничем не регулируемое (дикое) предпринимательство (без надзора государства) так же вредно, как и административно-командная система. Предпринимательство необходимо для развития конкурентной среды, чтобы конечный потребитель продукции имел право выбора, а не довольствовался тем, что ему навязывают по не понятной цене частные предприниматели или госпредприятия. Государству к тому же зачастую не выгодно заниматься многими направлениями экономической деятельности, поэтому появляется необходимость возникновения частной предпринимательской деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Понятие предпринимательской  деятельности
 

     Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица.

     Статус  предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующим наемного труда.

     Субъектами  предпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан.

     Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с законодательством РФ для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей общества. Предприятия являются юридическими лицами.

     Важнейшие черты предпринимательской деятельности

     1) самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.

     Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

     2) экономическая заинтересованность.

     Главная цель предпринимательства – получение  максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

     3) хозяйственный риск и ответственность

     При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

     Главная задача предпринимательской деятельности в сфере производства – это  удовлетворение спроса на товары и  услуги путем изготовления и продажи  этих продуктов с целью получения  прибыли. Предприниматель может  сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия либо наемным менеджером. Но в любом случае предприниматель является активным агентом рынка, который развивает производство и устанавливает рыночные связи.

     Факторы, оказывающие влияние на процесс предпринимательства:

     1) экономические условия – это в первую очередь предложение товаров и спрос на них;

     2) социальные условия – это прежде всего стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;

     3) правовые условия – это наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

     Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов  над затратами, т. е. достижение как можно большей прибыли или более высокой рентабельности. 

     2.Основные функции предпринимательской деятельности 

     В рыночной экономике предпринимательство  выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

     1. Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства. Она осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.

     2. Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

     3. Инновационная (творческо - поисковая) функция свойственна предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

     4. Социальная функция заключается в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше выражается в формировании нового слоя людей - предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

     5. Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве, в создании народных предприятий.

     6. Политическая функция предпринимательства состоит в том, что на определённом этапе своего развития, окрепший, количественно и качественно изменившийся слой мелких, средних, а иногда и крупных предпринимателей нуждается в том, чтобы эффективно доносить свои пожелания до исполнительной власти страны, снимать бюрократические препоны на пути развития своего бизнеса. Сверхкрупные компании работают с государством напрямую, а все остальные могут себе это позволить только объединившись в союзы. 

  1. Предпринимательство, как экономический  ресурс
 

     Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) — это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов — труда, земли, капитала, знаний — для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители — предприниматели, его инфраструктура — рыночные институты.

     К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. Таким образом, предприниматель — это лицо, занимающееся организацией экономических процессов. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство.

     Другая  составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны —  это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.

     Предпринимательский ресурс велик, если в стране есть много опытных и образованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни предпринимательская этика и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения. Подобными характеристиками обладают прежде всего капиталистические страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками предпринимательской культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых индустриальных стран с глубокими торговыми традициями (это прежде всего государства Восточной и Юго-Восточной Азии).

     Мировой опыт также показал, что предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в странах, где либерализация хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке, т.е. при неусыпном государственном контроле. Государство посредством государственного заказа, налоговых льгот, льготных кредитов, субсидирования предприятий и т.п. может эффективно переключать предпринимательскую активность в те сферы деятельности, которые нуждаются в развитии и модернизации. Государство же аналогичными мерами (штрафами, запретами, повышенными налогами) ограничивает деятельность монополистов и добивается снижения цен, унификации оборудования, использования новых технологий и т.д.

Информация о работе Понятие предпринимательской деятельности