Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание

Аудиторскую деятельность могут осуществлять физические лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора, и аудиторские организации. Индивидуальными аудиторами считаются работники аудиторской организации, в том числе и те, кто осуществляет деятельность на основании гражданско-правового договора, а также индивидуальные предприниматели. Аудиторскими организациями могут быть коммерческие организации любой организационной формы, за исключением открытых акционерных обществ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..........3



Понятие и виды аудита..………………………………………………............6


Субъектный состав……………………………………………………...........12


Правовое регулирование аудиторской деятельности ...……………...........18


Заключение……………………………………………………………………….26


Список литературы………………………………………...................................28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по Р П П.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

3) объем  выручки организации или индивидуального  предпринимателя от реализации  продукции (выполнения работ,  оказания услуг) за один год  превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

4) организация  является государственным или  муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют пп.3 п.1 ст.7 Закона;

5) обязательный  аудит в отношении конкретных  организаций или индивидуальных  предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

 Помимо  этого в целях повышения качества  проведения обязательного аудита, имеющего важное социальное и  экономическое значение, в Законе  об аудиторской деятельности (п.2, 3 ст.7) закрепляется еще ряд важных  положений: во-первых, обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями; во-вторых, аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может проводиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; в-третьих, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться только по итогам проведения открытого конкурса, если в уставном (складочном) капитале организации доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%4.

   Следует заметить, что в соответствии с Временными правилами особым видом обязательного аудита являлся также аудит, проводимый аудиторскими фирмами по поручению государственных органов. Такое поручение могло быть выдано органом дознания или следователем (при наличии санкции прокурора), прокурором, судом и арбитражным судом (при наличии в производстве указанных органов возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду). По мнению ряда авторов, в данном случае речь шла не об обязательном аудите, поскольку проведение проверок по поручению государственных органов можно отнести к порученческому аудиту, который отличен от обязательного по целям и пользователям результатов проверки и, таким образом, не является собственно аудитом5. Кроме того, в процессе данного аудита используются специфические методы, во многом аналогичные методам судебно-бухгалтерских экспертиз.

    В современной правовой литературе выделяют и иные виды аудиторской деятельности, в частности аудит подразделяется на внутренний и внешний.    При этом внешний аудит проводится с целью составления мнения о достоверности информации, представленной в финансовых отчетах и отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономического субъекта в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

   Внутренним аудитом является независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в собственных интересах.

   Очевидно, что внутренний и внешний аудит, дополняя друг друга, существенно различаются. Так, внутренний аудит имеет следующие особенности:

проводится  внутри организации ее служащими (аудиторами);

организуется  по желанию руководства фирмы;

информация, рассматриваемая в качестве результата внутреннего аудита, как правило, предназначена для удовлетворения потребностей управленческого персонала;

затраты на проведение внутреннего аудита берет  на себя фирма. 
 

Субъектный состав.

Субъектами  аудиторской деятельности являются носители прав и обязанностей в области  ее осуществления и регулирования. В соответствии с Законом об аудите субъектами аудиторской деятельности являются следующие лица:

    - аудитор;

    - аудиторская организация;

    - аудируемые лица и (или) лица, заключившие договор оказания -аудиторских услуг;

    - уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности;

    - совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;

    - аккредитованные профессиональные аудиторские объединения;

    - иные лица.

При этом в качестве аудитора могут выступать:

    - штатный работник аудиторской организации;

    - лицо, привлекаемое аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора;

    - предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальный аудитор).

В Закон об аудиторской деятельности включены некие требования на получение квалификационного аттестата аудитора. К ним относятся: высшее экономическое или юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока действия, однако каждый аудитор ежегодно обязан проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом.

Аудиторской организацией является коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Она вправе осуществлять свою деятельность по проведению аудита только после получения соответствующей лицензии.

   Они создаются в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества. Форма открытого акционерного общества не может быть воспринята аудиторской организацией, поскольку Закон об аудите содержит специальные требования, предъявляемые к членам организации, соблюдение которых возможно лишь при их персонификации.

Не менее 50 процентов кадрового состава  аудиторской организации должны составлять граждане российской Федерации, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Особенностью  правового статуса аудиторских организаций и самостоятельно работающих аудиторов является их исключительная хозяйственная компетенция. Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации имеют право:

- оказывать  услуги, сопутствующие аудиту

- осуществлять  собственно аудит.

Аудиторы  и аудиторские организации не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной  с ней. Сделки, выходящие за пределы  исключительной хозяйственной компетенции, являются ничтожными(ст. 168 ГК РФ).

    В целях достижения полноты, достоверности и объективности аудиторской проверки аудитор имеет право изучать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам, а также информацию от третьих лиц.   При этом аудитор обязан обеспечить сохранность документов, получаемых в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия аудируемого лица или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (п.2 ст.5 Закона об аудиторской деятельности).

    Основной обязанностью аудиторов является квалифицированное проведение аудиторской проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг.     Действующее законодательство не содержит формальных критериев квалифицированного проведения такой проверки. Однако в соответствии с общепринятой аудиторской практикой аудиторская проверка считается квалифицированно проведенной, если она планировалась и осуществлялась с соблюдением требований нормативных актов, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности.

   Если возникли сомнения в квалифицированности аудита, возможно проведение проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, осуществляемое внешними проверяющими или аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями в отношении участников этих объединений (п.2 ст.14 Закона).

   Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредоставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

   Анализируя правовой статус аудиторской организации и индивидуальных аудиторов, следует отметить, что их деятельность основывается на определенных принципах.

   Основным является принцип независимости аудитора. Независимость предполагает свободу аудитора от контроля и посторонних влияний на этапах планирования аудита (при разработке плана и программ аудита, выборе применяемых для этих целей методов, определении областей аудита), аудиторского исследования (свобода выбора методов проведения аудита и наличие доступа ко всем необходимым источникам информации), представления аудиторского заключения (отсутствие влияния третьих лиц на аудитора при формировании им мнения о достоверности бухгалтерской отчетности)6.

   Аудиторская фирма не может также считаться независимой, если она участвует в финансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эти же структуры7.

   В России основной проблемой, касающейся независимости аудитора, продолжает оставаться оплата его труда аудируемым лицом. Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата. Возможность сохранения профессиональной независимости аудиторов при их материальной зависимости от клиентов неоднократно обсуждалась российскими учеными и практиками. Однако данная проблема на практике остается до конца не разрешенной, хотя законодатель и предусмотрел в Законе об аудиторской деятельности положение, согласно которому порядок выплаты и размер вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита определяются договором и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита (п.2 ст.12).

   Оказывая какие бы то ни было профессиональные услуги, аудитор должен быть объективен. Принцип объективности предполагает, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только необходимый объем требуемой информации.

   При реализации данного принципа основной проблемой является зависимость объективности аудитора от многократности его работы у одного клиента.

  В соответствии с принципом профессиональной компетентности достаточный профессиональный уровень оказываемых аудитором услуг обеспечивается определенным объемом навыков и знаний, необходимых для добросовестного и профессионального выполнения принятого им обязательства. Профессиональная компетентность аудитора основывается, в частности, на необходимости сдачи квалификационных экзаменов, подтвержденных соответствующими аттестатами, на опыте практической работы по оказанию аудиторских услуг и т.д.

  Одним из важнейших принципов аудиторской деятельности является принцип конфиденциальности. Конфиденциальную информацию о делах клиента, полученную при оказании профессиональных услуг, аудитор должен сохранять в тайне без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с клиентом.

  Аудитор не вправе использовать конфиденциальную информацию для собственной выгоды или для выгоды третьих лиц, а также в ущерб интересам клиента. В Законе об аудиторской деятельности этому вопросу посвящена ст.8 "Аудиторская тайна", в которой четко закреплены порядок использования информации, получаемой в ходе проведения аудиторских проверок, а также при осуществлении контроля качества в отношении индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.

   Одним из субъектов отношений, возникающих в сфере осуществления аудиторской деятельности, является аудируемое лицо или лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг.

   В действующем Законе четко закрепляется круг прав и обязанностей аудируемого лица (ст.6). При этом некоторые права такого лица непосредственно вытекают из обязанностей аудитора. В частности, исходя из того что аудитор обязан обоснованно подготовить и передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг (п.2 ст.5), представляется, что аудируемое лицо вправе требовать этого от аудитора (п.1 ст.6).

   Обязанности аудируемых лиц сформулированы в Законе. Так, при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо или лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ