Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:50, реферат
Теория и история предпринимательства представляют собой систему знаний о сущности и роли предпринимательской деятельности в жизни людей. Она имеет столь же давнюю историю, что и мировая экономическая мысль. Понятия "предприниматель", "предпринимательство" стали применяться, начиная с нового времени (XVII-XVIII вв.). Как сложное социально-экономическое явление предпринимательство носит всеобщий, универсальный характер и является естественным результатом поиска многими поколениями людей наиболее эффективных решений в отношениях с окружающей средой при удовлетворении собственных потребностей.
Основы предпринимательской деятельности.
Особенности планирования предпринимательской деятельности.
Вывод.
Список использованной литературы.
Основы предпринимательской деятельности.
Теория и история предпринимательства представляют собой систему знаний о сущности и роли предпринимательской деятельности в жизни людей. Она имеет столь же давнюю историю, что и мировая экономическая мысль. Понятия "предприниматель", "предпринимательство" стали применяться, начиная с нового времени (XVII-XVIII вв.). Как сложное социально-экономическое явление предпринимательство носит всеобщий, универсальный характер и является естественным результатом поиска многими поколениями людей наиболее эффективных решений в отношениях с окружающей средой при удовлетворении собственных потребностей.
Каждый этап в развитии общества ставил перед предпринимательством новые задачи, а их разрешение требовало адекватных и оправданных форм и методики применения. Поэтому качественными характеристиками экономической сущности предпринимательства определяется эффективность функционирования любой экономической системы в прошлом, настоящем и будущем, в том числе и реформируемой экономики России последних двух десятилетий.
Феномен
предпринимательства
Следует отметить, что становление самого понятия предпринимательства и теоретическая разработка идей предпринимательства осуществлялись одновременно. Предпринимательство является продуктом капитализма, основанного на рыночных принципах производства и обмена, свободной конкуренции, утверждения частной собственности. Поэтому в XV-XVII вв. предприниматель (от франц. entrepreneur - посредник) обычно ассоциировался с понятием "собственник".
Принято считать, что одним из основоположников теории предпринимательства является Ричард Кантильон (1680-1734). Именно ему приписывается введение в научный оборот понятия "предприниматель". Он высказал мнение, что предприниматель - это человек, действующий в условиях риска и с нефиксированными доходами. Им мог быть купец, мелкий торговец, ремесленник, крестьянин, нищий и даже разбойник.
В очерке "О природе торговли", написанном в 20-х гг. XVIII в. и опубликованном уже после смерти автора, в 1755 г., были сформулированы в оригинальной трактовке некоторые положения, получившие дальнейшее развитие в теории предпринимательства. Так, он дал описание механизма соотношения спроса и предложения на рынке (покупать дешево - продавать дорого), различал прибыль и предпринимательский доход, отмечая зависимость между количеством денег в обращении и товарной массой. Показательно, что Р. Кантильон высказал мнение, что предприниматели преуспевают и в производстве (земля и труд определяют действительную стоимость благ), но не обязательно являются собственниками капитала.
В отличие от меркантилистов физиократы перенесли вопрос о происхождении богатств из сферы обращения в сельскохозяйственное производство и подразделяли предпринимателей на два вида: производительный (фермеры) и бесплодный, к которому относили всех предпринимателей, занятых несельскохозяйственным производством.
На рубеже XIX-XX вв. в теории предпринимательства активно разрабатываются новые подходы, которые были детерминированы изменениями в экономической жизни и требовали адекватного системного анализа. Монополизация экономики, новые виды конкурентной борьбы, научно-технический прогресс кардинально меняли векторы деловой активности и положение предпринимателей в обществе. Предпринимательство превращается в решающий фактор экономического развития ведущих стран мира.
Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в жизнедеятельности общественном производстве и способ получения финансовых средств, для обеспечения его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
- собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т.д.);
- наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.);
- индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т.д.);
- государственного или муниципального служащего;
- менеджера (управляющий чужим предприятием);
- пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);
- учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);
- безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);
- занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность).
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.
Формула предпринимательства проста: получение максимальной прибыли при минимальном риске. Важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий. Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в среде его действия.
В отличие от устоявшихся форм экономической деятельности предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов сегодня заплатить деньги. Товары и услуги понимаются здесь в широком смысле слова: это могут быть здания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги и любые другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать любой продукт, надо его иметь. Этот товар предприниматель делает сам или получает, а затем реализует. Исходя из этого предпринимательство делится на производственное, коммерческое и финансовое. Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.
Бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.
Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика. Он нужен для всех форм и видов предпринимательства и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес - план необходим для предоставления тем, у кого предприниматель собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для продвижения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит. Арендованное имущество.
Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: описание продукта (услуги), оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства. Организационный план, финансовый план.
Первый раздел любого бизнес-плана - это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какие
потребности призван
2. Какой
полезный эффект можно
3. Чем
отличается ваш продукт (
Полезный эффект - это то, ради чего приобретается товар. Отличительные особенности товара - это то, что делает возможным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать исключительно на достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение рынка. Два элемента - потребительные свойства товара и цена - являются определяющими для покупателя при совершении покупки и главным составляющим конкурентоспособности товара, отражающей его отличие от товара конкурента.
В конечном итоге люди любят покупать то, что им нравится, а не то, что им предлагают. Это всегда нужно помнить производителю товара. Очень важный и весьма часто упускаемый из вида момент - это наглядное изображение товара. Без этого и вы сами не будете иметь полного представления о своих будущих проблемах и затратах.
В
этом же разделе следует
Второй раздел бизнес-плана - изучение рынка товаров или услуг. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на широкую ногу и заняться им в серьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.
Если трудно провести достоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если вы сами примете непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.
Из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей вас информации. Полезно поинтересоваться у потребителя, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервисных услуг. При этом не стремить удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу, нацеливайте свой товар или услугу на определенный руг потребителей.
Третий раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурентов. Не следует думать, что в условиях нашего ненасыщенного рынка такой анализ является напрасной тратой времени, сил и средств. Ведь ситуация может измениться в любой момент, а вы ориентируете свой бизнес с расчетом на будущее. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Кто является вашим конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела?
2. Каковы отличия вашего товара (услуги) от товара (услуги) конкурента?
3. Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?
4. В чем вы рассчитываете их превзойти?
Цел данного раздела - облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам.
Четвертый раздел бизнес-плана - это план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всеобщее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. "Производить то. Что покупается, а не продавать то, что производится" - главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах так или иначе была сделана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана вас больше всего должна интересовать вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести продукт до потребителя. Товар нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия для превращения потребности в реальный спрос. Коммерческий успех фирм в большей степени зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения. По мнению маркетологов, товародвижение по значению уступает только качеству продукции как основной причине выбора поставщиков.