Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание

Цель работы: - разработка проблемы темы: “Предпринимательство – фактор
динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал России.”
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи исследования:
- выявить и сформировать предпринимательство в современной экономике;
- рассмотреть организационно-правовые формы предпринимательства;
- выработать представление о фирме и ее типах;
- рассмотреть предпринимательство России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Предпринимательство в современной экономике……………………………….6
1.1 Сущность предпринимательства………………………………………………….6
1.2 Предпринематель – рыночный субъект…………………………………………..11
3. Иерархия предпринимателей……………………………………………………..15
1. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности……19
1. Индивидуальное предпринимательство………………………………………….22
2.2 Хозяйственные товарищества……………………………………………………..24
2.3 Хозяйственные общества………………………………………………………….27
3. Сущность фирмы и её типы……………………………………………………….31
1. Фирма и предприятие……………………………………………………………...31
3.2 Цели деятельности фирмы………………………………………………………...36
4. Предпринимательство в России…………………………………………………..39

Заключение…………………………………………………………………………44

Примечания…………………………………………………………………………46

Список использованной литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач 2.docx

— 97.09 Кб (Скачать документ)

можно   создать   посредством   преобразования   общества   с   ограниченной

ответственностью  или  закрытого  акционерного  общества.  Для  этого   надо

“открыть”   закрытое    общество,    проведя    соответствующую    процедуру

перерегистрации.

      По аналогии  с  закрытым  акционерным  обществом  акционеры   открытого

акционерного  общества  отвечают  по  его  обязательствам,  несут  возможные

убытки, рискуют  только в пределах нарицательной  стоимости принадлежащего  им

пакета акций.  То  есть  имеет  место  ограниченная  ответственность  членов

акционерного  общества.  В  то  же  время  само  общество  не  отвечает   по

имущественным обязательствам его отдельных акционеров, принятым ими  частным

o6paзом в индивидуальном  порядке.

      Акционерное   общество,   и   только   оно,   является    единственным

полновластным  собственником  принадлежащего  ему   вещного   имущественного

комплекса,    то    есть    материально-вещественных    и    информационных,

интеллектуальных  ценностей. Акционеры являются собственниками только  ценных

бумаг, которые  дают им право получения определенной доли дохода  общества  в

виде процентов, именуемых дивидендами.  В случае  прекращения деятельности

общества они  вправе рассчитывать также  на  ликвидационную  квоту,  то  есть

часть стоимости  продаваемого имущества. Вещного права  на  собственную  часть

имущества акционерного предприятия акционер не имеет.

      Таким образом, объекты прав  собственности  акционеров  и   акционерного

общества не совпадают. Для акционеров в качестве  таких  объектов  выступает

стоимость капитала общества, денежная стоимость своей  доли,  тогда  как  все

общество обладает правом собственности на физическую, вещную  сущность  всех

ценностей, принадлежащих  обществу. Акционер вправе распоряжаться  сам  только

своей  акцией  как  ценной  бумагой.  Имуществом  же  распоряжается   только

общество в лице его представительных органов управления.

      Конечно, акционер  способен  влиять  на  использование  имущественного

комплекса общества и его деятельности в целом, участвуя в управлении.  Такое

право  реализуется   прежде   всего   благодаря   тому,   что   обыкновенная

(непривилегированная)   акция   предоставляет   возможность   на   собраниях

акционеров голосовать за те или иные решения, избирать правление.  При  этом

действует принцип  “одна акция — один голос”. Так  что  оказать  существенное

влияние на ход  событий в акционерном обществе можно,  только  имея  солидный

пакет акций, лучше  всего — контрольный пакет.

Состав членов открытых  акционерных  обществ  может  меняться  в  результате

свободной продажи  и покупки акций. В то  же  время  в  закрытых  акционерных

обществах   передача   участниками-учредителями   своей   доли   акционерной

собственности участникам того же общества  или  третьим  лицам  производится

только с согласия остальных участников. 

      Вывод: Хозяйственное общество  может создаваться в форме  общества с

ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью,

акционерного общества. Наиболее развитой формой предприятия  является АО,

наиболее замкнутой — ЗАО, наиболее открытой — ОАО.

                            3. Сущность фирмы и её типы

                           3.1 Фирма и предприятие 

       «Фирма» и «предприятие» кардинально  различные категории экономической

науки. Первоначально  слово  «фирма»  (от  ит.  firma  — подпись)  означало

«торговое имя» коммерсанта.

      Под  предприятием  следует   понимать   определенный   производственно-

технический комплекс, используемый для производства товаров  или (и) услуг  в

любой    отрасли    национальной    экономики.    Предприятиями     являются

металлургический  завод  и  парикмахерская,  аэропорт  и  автобусный   парк,

угольная шахта  и магазин и т.д. Фирма  —  это  организационно-экономическая,

общественная, предпринимательская  форма производства. В составе  фирмы  может

быть одно или  несколько предприятий. Так, в состав ЗИЛа входит  значительное

число заводов, но фирма одна — ЗИЛ.

      Фирма — основной агент рыночной  системы любой современной страны.  Как

за рубежом, так  и в  России  имеет  место  значительное  многообразие  типов

фирм.

      В настоящее время фирма —  элемент любой  рыночной  экономики,  субъект

предпринимательской деятельности,  обладающий  экономической и юридической

самостоятельностью.

      Фирма — это имущественный  комплекс, используемый собственниками  этого

имущества для  осуществления предпринимательской  деятельности [4].  В  состав

фирмы входят  все  виды  имущества,  предназначенные  для  ее  деятельности,

включая земельные  участки,  здания,  сооружения,  оборудование,  инвентарь,

сырье, нереализованную  продукцию, права требований, долги, а также права  на

обозначения, индивидуализирующие  ее  деятельность  (фирменное  наименование,

товарные знаки), и другие исключительные права.

      При установлении размеров фирмы,  масштабов ее деятельности  учитывают,

по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы,  расширением  поля

деятельности   значительно    возрастает    сложность    ее    деятельности,

обусловленной как  увеличением  масштабов,  так  и  расширением  номенклатуры

продукции. Возрастание  сложности управления ведет к  увеличению риска.

      Каждая фирма (индивидуальная  или коллективная) имеет  свою  внутреннюю

структуру и статус, размеры и сферы деятельности,  в  которых  она  наиболее

эффективна.  Все формы предпринимательства имеют свои   преимущества   и

недостатки.

      В развитой  рыночной  экономике   фирмы  многообразны.  Они   занимаются

производством товаров, их  реализацией,  оказанием  самых  различных  услуг:

финансовых,   посреднических,   информационных,   консультативных,   научно-

исследовательских.

      По   сферам   предпринимательской   деятельности   они   могут    быть

промышленными,    сельскохозяйственными,    строительными,    транспортными,

телекоммуникационными,         торгово-посредническими,          рекламными,

инжиниринговыми, юридическими и т.д.

      В  России  фирмы  могут   создаваться  с  правом  юридического  лица  и

преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей  деятельности

(коммерческие  организации). Это  могут  быть  хозяйственные  товарищества  и

общества,  производственные  кооперативы,  государственные  и  муниципальные

унитарные предприятия. Допускается объединение  коммерческих  организаций  в

ассоциации и  союзы.

      Существует несколько подходов  к объяснению  возникновения   и  развития

фирм.

      Во-первых,  фирма  представляет   собой   организационно-экономическую

систему, с помощью  которой  осуществляются  производственные  процессы  для

создания товаров  и услуг.

      Во-вторых, в социально-экономическом  отношении фирмы  —  это   общность

людей, объединенных едиными мотивами действия.

      В-третьих, фирма — совокупность  взаимовыгодных  контрактов.  Последнее

определение интересно  потому, что фирма представляется  не  как  объединение

людей, машин и  технологий, а как механизм реализации рыночных  отношений,  в

основе которых лежат хозяйственные сделки — трансакции.

      Р.Коуз, лауреат Нобелевской премии  по  экономике за  1991  г.  «За

открытие и прояснение значения издержек трансакций и прав собственности  для

институциональной структуры  и  функционирования  экономики»,  показал,  что

использование  рыночного  механизма  обходится  обществу  не  бесплатно,   а

требует определенных затрат, называемых трансакционными.

      Такой   подход   позволяет   анализировать   как   рыночные,   так   и

внутрифирменные  экономические  связи.   Можно   выделить   следующие   виды

трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка — о  потенциальных

поставщиках  и покупателях,  ценах,  характеристиках   товаров   и   услуг;

заключение сложных  контрактов, включающих оговорки на случай  непредвиденных

обстоятельств; долгосрочные отношения по  отдельным  вопросам;  периодически

повторяющиеся  сделки  по  продаже  различных  товаров;  соблюдение  условий

контрактов;   юридическое   сопровождение   выполнения   контрактов.   Фирмы

возникают и в  связи с  большими  затратами  на  осуществление  бесчисленного

количества сделок.

      Внутрифирменные  экономические   связи   (внутрифирменные   трансакции)

охватывают многогранную  деятельность  фирмы  по  организации  производства,

рациональному использованию  факторов производства.

      Рыночные (внешние) и внутрифирменные  трансакции тесным образом связаны

между собой. Их соотношение  детерминирует оптимальный  размер  фирмы,  иначе

можно было бы  рассматривать  национальную  экономику  как  одну  гигантскую

фирму.

      В этом аспекте Р.Коуз выделяет следующие существенные моменты.

      1.  По  мере  того   как   фирма   становится   крупнее,   доходы   от

предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки  организации

дополнительных  трансакций  внутри  фирмы  могут  возрастать.  Действительно,

должна  быть  достигнута  некая  точка,  в  которой   издержки   организации

дополнительных  трансакций внутри  фирмы  равняются  издержкам,  связанным  с

осуществлением  трансакций на открытом рынке, или  издержкам  организации  их

другим предпринимателем.

      2. Может случиться так, что   в  результате  роста  числа   организуемых

трансакций предпринимателю  не удастся разместить факторы  производства  так,

чтобы они создавали  наибольшую  стоимость,  иначе  говоря,  ему  не  удастся

извлечь максимальную пользу из факторов  производства.  Значит  должна  быть

достигнута такая  точка, в которой  потери  от  неэффективного  использования

Информация о работе Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал России