Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в анализе предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост, в связи с чем определена экономическая сущность предпринимательства, показано не только системное представление о предпринимательстве в мировой экономической системе, но и проанализировано современное состояние российского предпринимательства, сформулированы возможные перспективы развития.

Содержание

Введение
1. Сущность предпринимательства, его виды, цели и задачи
2. Развитие предпринимательства в современных условиях
3. Особенности развития российского предпринимательства в современных условиях
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике2.docx

— 77.41 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

 

Государственное образовательное учреждение высшего      профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

 

 

 

Факультет управления и предпринимательства

 

 

Курсовая  работа

 

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

 

 

на тему: «Предпринимательство: особенности развития в современных условиях»

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил студент

                                                                                

 

 

                                                                            Проверил

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

 

2012

Содержание

      Введение

  1. Сущность предпринимательства, его виды, цели и задачи
  2. Развитие предпринимательства в современных условиях
  3. Особенности развития российского предпринимательства в современных условиях

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время  купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию  получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки.

С середины XVI в. появляется акционерный  капитал, организуются акционерные  общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной  торговли. Самой первой была основана английская компания для торговли с  Россией (1554 г.). Позже, в 1600 году, была создана  английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 году — голландская Ост-Индская  компания, в 1670 году — компания Гудзонова  залива. В дальнейшем акционерная  форма хозяйствования проникает  в другие отрасли экономики.

В конце XVII в. возникают первые акционерные  банки. Так, в 1694 году был основан  на акционерных началах Английский банк, в 1695 году — Банк Шотландии. В  конце XVIII и начале XIX вв. акционерная  форма организации банковского  дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность  ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков — владельцев акций. Все  более увеличивается разрыв между  малым и крупным бизнесом. В  таких условиях мелким фирмам становится все труднее выживать, им оказываются  не под силу нововведения, зато широкое  развитие получают средние и крупные  фирмы. Все громче звучит мотив получения  максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия

— менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.1

Современный экономический менталитет давно перешагнул за пределы традиционных представлений о системе предпринимательства, интерпретирующих предпринимательскую  деятельность как прямую функцию  реализации собственности, ее основную производственную функцию: действия, направленные на возрастание капитала и присвоение прибыли или инициативную деятельность граждан в сфере производства товаров и услуг с целью  получения максимально возможной  прибыли. Появились и получили развитие новые представления, в которых  предпринимательство рассматривается  как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях и спросе конечных потребителей и удовлетворения спроса путем организации инновационного процесса производства и распределения  продуктов, обеспечивающих максимум производительности в каждой стадии непрерывного воспроизводственного цикла. В такой трактовке делается акцент не на максимизацию прибыли, а на потребителя - носителя спроса, на присущих ему потребностях, удовлетворение которых, благодаря высокому уровню организации предпринимательства, обуславливает возможность повышения экономических результатов хозяйственной деятельности/

В экономически развитых странах (в  частности, в США) такие формы  бизнеса как индивидуальные предприятия, партнерства, корпорации являются основными, наиболее эффективными и жизнеспособными, концентрируют значительную часть  объемов производства и реализации продукции, играют доминирующую роль в  американской экономике. Российские формы  предпринимательства пока не имеют  такой устойчивости и конкурентных преимуществ, что препятствует развитию российской хозяйственной системы, созданию условий для привлечения  инвестиционных ресурсов.

Степень научной разработки проблемы оценивается далеко неоднозначно. С  одной стороны, наукой накоплен огромный опыт по таким проблемам, как предпринимательство  и экономический рост, в разработку этих проблем внесли вклад многие ученые, начиная с основателей  экономической науки

— А. Смита, Д. Рикардо. Существенные наработки зарубежной экономической мысли, касающиеся различных аспектов бизнеса и экономического роста, отражены в работах таких авторов, как: М. Вебер. Д. Гелбрейт, Е. Домар, Дж. Кейнс, Я. Корнай, С. Кузнец, А. Маршалл, Г. Мюрдаль, А. Ослунд, Р. Солоу. О. Уильямсон, М. Фридман, Ф. Хайек, Р. Харрорд, Й. Шумпетер, Л. Эрхард и другие.

Следует особо отметить исследования Й. Шумпетера и Г. Саймона. В известной  работе «Теория экономического развития»  И. Шумпетер впервые определяет сущность предпринимательских отношений  как «универсальную сущность любой  экономической формации», состоящей  в осуществлении «новых комбинаций». Г. Саймон впервые включил психологические  факторы в теорию принятия решений, тогда как классическая политэкономия  не принимала в расчет эти важные аспекты человеческого поведения. В большинстве исследований прослеживается тенденция, направленная скорее на анализ организационно-экономических проблем  малого предпринимательства как  одного из субъектов экономических  отношений. Однако в отечественной  и зарубежной экономической литературе остается недостаточно изученной роль предпринимательства в обеспечении  экономического роста.

В отечественной науке основные аспекты избранной темы анализировались  такими учеными как: В. Афанасьев, А. Агеев, А. Аузан, А. Блинов, 3. Бабкина, А. Виленский, Н. Гибало, Б. Злобин, Б. Ичитовкин, Е. Катульский, И. Мацкуляк, В. Мелиховский, П. Мягков, С. Сироткина, М. Скаржинский, А. Соловьев, Л. Шаршукова, В. Чекмарев, В. Якимов и другие'.

Таким образом, более детальное  изучение сущности предпринимательства, выявление закономерностей становления  и тенденций развития его основных видов, правильная расстановка целей  и задач предпринимательства  является актуальным как для теории, так и практики современной мировой  экономики.

Цель исследования состоит в  анализе предпринимательства как  фактора, обеспечивающего экономический  рост, в связи с чем определена экономическая сущность предпринимательства, показано не только системное представление  о предпринимательстве в мировой  экономической системе, но и проанализировано современное состояние российского предпринимательства, сформулированы возможные перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Сущность предпринимательства, его виды, цели и задачи

Самой историей доказано: предпринимательство  было и будет основным компонентом  экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом  множество сложных задач, среди  которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

За  словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто  предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Развитие предпринимательства  играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов  имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности  всех производственных ресурсов. Предпринимательство  обеспечивает освоение новых перспективных  производств, способствует "вымыванию" устаревших.

Оно способствует развитию конкуренции  и "маркетизации", а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через  рынок и конкуренцию, связи между  хозяйствующими субъектами.

Таким образом, предпринимательство  как субъект хозяйствования и  особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.'

Важнейшим признаком предпринимательства  является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек; становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.

Обладая самостоятельностью, предприниматель  берет на себя личную ответственность  за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.

Характерным признаком предпринимательских  экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. По словам Джеймса Бэрка из компании "ДЦ", одно из правил его фирмы гласит: "Вы должны быть готовы к неудаче". Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.

Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

Еще один характерный признак предпринимательства  заключен в его принадлежности к  относительно кратковременным, тактическим  способам действия. Предпринимательство  в узком смысле слова не относится  непосредственно к экономической  стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские  идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно  или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко  очерченным временным интервалом. Сделка - основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание.

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях