Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:04, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение социальной и экономической функции предпринимательства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть сущность предпринимательства;
выделить субъектов предпринимательской деятельности;
рассмотреть государство как субъект предпринимательского процесса;
изучить содержание экономической и социальной функций предпринимательства.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика предпринимательства 5
1.1. Сущность предпринимательства 5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности 10
1.3. Государство как субъект предпринимательского процесса 12
Глава 2. Функции предпринимательства 17
2.1. Экономическая функция 17
2.2. Социальная функция 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель при планировании и организации своей деятельности не может игнорировать настроение, желание, интерес, ожидание, оценку потребителя9.
У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (Кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» ему нового товара.
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
Таким образом, с точки зрения общественного производства, именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то, с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности, активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
Выделим
функции государства как
Во-первых,
государство берет на себя образовательные
функции, т. е. функции по профессиональной
подготовке и воспитанию предпринимательских
кадров. При этом во внимание принимается
тот факт, что осуществление
Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей.
Обычно
с этой целью разрабатываются
специальные программы
Государственное
регулирование
Первая функция – формирование государством субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики. Государство располагает для этого различными возможностями и средствами.
Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает четкие равные «правила игры» на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования. Государству принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.
Вторая функция – формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Третья функция – создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур. Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.
Четвертая функция – стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию. Государственные заказы целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции на всякие непредвиденные случаи с задачей воздействовать на конъюнктуру рынка и т.д. 12
Пятая функция – формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.
В
настоящее время ставится и в
определенной мере решается проблема
государственной поддержки в целях создания
инфраструктуры малого бизнеса. Инфраструктура
малого предпринимательства должна быть
интегрирована в систему инфраструктурного
обеспечения предпринимательства в целом,
вне зависимости от масштаба предпринимательской
деятельности (малое, среднее, крупное
предпринимательство). Выполнение этой
функции требует создания системы соответствующих
рынков: национального, регионального,
местного, в рамках СНГ. Одновременно,
государство призвано оказывать поддержку
в создании системы учреждений, фирм, структур,
обеспечивающих процесс формирования,
развития и поддержки всех форм предпринимательства
(центров информационно-
Шестая функция – обеспечение социальной ориентации данного процесса. Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта. Последний обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества. Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство, инновационного типа, развивать конкуренцию.
Это повышает уровень и динамичную устойчивость развития национальной экономики. Здесь путь к росту национального богатства и возможность обеспечить благосостояние для всех.
Во второй главе изучены социальная и экономическая функции государства.
Рассмотрим предпринимательство как функцию. Им в качестве специфической проблемы политическая экономия первоначально заинтересовалась в связи с объяснением источников экономического роста и природы прибыли. С течением времени сформировалось несколько принципиальных пониманий предпринимательской функции.
Первое из них господствует в трудах классиков политической экономии (Ф.Кенз, А.Смит) - это видение предпринимателя как собственника капитала, вкладывающего этот капитал в условиях общего недостатка ресурсов для экономического роста. При этом у Ж.Тюрго, а позднее у немецких историков (В.Рошер, Б.Гильдебранд), собственник, управляя своим капиталом, совмещает эти функции с личным производительным трудом.
Позднее все больше отходили от отождествления капиталиста и предпринимателя. Сложилось второе его понимание: как организатора производства, вовсе не обязательно располагающего правами собственности. Подобного взгляда придерживались Ж.Б.Сэй и Дж.С.Милль. Функциональное разграничение между собственником и предпринимателем проводил и К.Маркс. Определение предпринимателя как менеджера затем прочно утвердилось в работах неоклассиков (А.Маршалла, Л.Вальраса, К.Менгера, Ф.Визера). С тех пор нейтральность по отношению к обладанию собственностью закрепилась как традиционный элемент большинства предпринимательских теорий - и классических (Й.Шумпетер), и современных (А.Коуп, П.Дракер).
По-иному истолковывается и содержание предпринимательской функции. Согласно неоклассикам, оно состоит в приспособлении производства к изменяющимся условиям рынка, восстановлении нарушенного равновесия, более эффективном использовании имеющихся ресурсов и удовлетворении возникающего спроса.
Значимость
предпринимательской функции
Третья
трактовка предпринимательской
функции (Р.Кантильон, Й.Тюнен, Х.Мангольт
и др.) связывает ее с несением
бремени риска и