Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:16, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что принципы права играют роль ориентиров в формировании права. Появившаяся правовая идея нередко формируется в виде правового принципа, влияющего на развитие права. В дальнейшем, поскольку принцип именно правовой, он претворяется в нормы права и соответствующие им отношения.
Введение
Глава 1. Понятие принципов предпринимательского права
Глава 2. Общая характеристика принципов предпринимательского права
2.1 Конституционные принципы предпринимательского права
2.2 Отраслевые принципы предпринимательского права
Заключение
Список использованных источников и литературы
До начала 90-х гг. XX в. защита прав предприятий, нарушаемых государственными органами, осуществлялась государственным арбитражем, который был органом государственного управления и подчинялся правительству. Затем государственный арбитраж был преобразован в арбитражный суд, являющийся независимым органом, подчиняющимся только закону. Это создало благоприятные условия для защиты прав предприятий в случае их нарушения государственными органами.
Права хозяйствующих субъектов иногда нарушаются государственными органами, осуществляющими контроль за их деятельностью. Некоторые меры, направленные на предотвращение таких нарушений, предусматриваются в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3436..
Принцип законности должен
соблюдаться и при издании
нормативных актов. В прошлом
права предприятий нередко
Сочетание частноправовых
и публично-правовых начал в правовом
регулировании
Это обстоятельство не
учитывается теми, кто утверждает,
что правовое регулирование
Публично-правовые нормы,
регулирующие предпринимательство, не
вошли в ГК РФ за редкими исключениями,
к которым относятся, например, нормы
о государственной регистрации
юридических лиц. ГК РФ конструируется
в основном как частноправовой закон,
в соответствии с п. 3 ст. 2 этого
кодекса гражданское
Количество публично-правовых
норм, применяемых для регулирования
предпринимательской
Государственное регулирование
предпринимательской
В зависимости от уровня
и условий развития экономики, национальных
традиций и иных обстоятельств государственное
регулирование осуществляется различными
способами. В условиях плановой экономики
в СССР применялись жесткие
Попытки отказа от государственного
регулирования в нашей стране
основывались на представлении о
том, что государственное
В нашей стране осуществляется
государственное
В соответствии с целевыми программами осуществляется поставка продукции для государственных нужд. Общий порядок поставки продукции для государственных нужд определяется ГК РФ (ст. 525--534), а для федеральных государственных нужд -- Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540.. В соответствии с федеральными целевыми программами Правительство РФ определяет государственных заказчиков, которые заключают договоры (государственные контракты) с предприятиями-поставщиками. Для предприятий-поставщиков заключение государственных контрактов необязательно, они побуждаются к этому мерами экономического стимулирования выполнения поставок для государственных нужд. Однако заключение государственных контрактов обязательно для казенных предприятий.
Таким образом, для государственного регулирования хозяйственной деятельности используются в основном экономические методы.
Государственным и
муниципальным предприятиям устанавливаются
также обязательные задания. Согласно
ст. 20 Федерального закона от 14 ноября
2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и
муниципальных унитарных
Метод обязательных предписаний
используется в некоторых случаях
и при регулировании
В отношении поставки
сжиженного углеводородного газа на
экспорт в настоящее время
в нашей стране действует порядок,
направленный на обеспечение внутренних
потребностей в таком газе путем
составления графиков его поставки
для нужд населения. Согласно Постановлению
Правительства РФ от 5 декабря 2005 г.
№ 726 «О поставках сжиженных
В последнее время
в нашей стране государственному
регулированию экономики стало
уделяться больше внимания. Создаются
особые экономические зоны, образован
государственный инвестиционный фонд,
оказывается поддержка
Формы государственного
регулирования
Государственное регулирование
хозяйственной деятельности осуществляется
в соответствии с законодательством.
Издание актов
Заключение
Таким образом, предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определенных принципах, то есть основополагающих началах.
Первый принцип -- это конституционный принцип экономической свободы. Статьи 8 и 34 Конституции РФ гласят: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». На этом базовом принципе строятся все предпринимательские отношения.
Второй принцип -- принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. Частная собственность может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Государственная -- Российской Федерации в целом и ее отдельным субъектам (республикам, краям, областям, автономным округам и т.д.). Муниципальная собственность принадлежит городам (за исключением городов федерального значения) и сельским поселениям.
Третий принцип -- принцип единого экономического пространства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 8) закреплено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.
Четвертый принцип -- принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. В той или иной мере государственное регулирование экономики осуществляется в любой стране мира, но при этом есть системы регулирования более либеральные, как например, в Англии, и с приоритетом административных мер воздействия (например, Северная Корея). Переход России к рыночным приоритетам хозяйствования требует замещения административных мер воздействия экономическими ради достижения данного принципа, но трудно преодолеть человеческий фактор.
Пятый принцип -- принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики.
Шестой принцип -- принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз-вывоз потребительских товаров).