Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:39, контрольная работа
Что такое коммерция? Умение перепродать дороже? В какой-то мере да, но не только это. Понятие «коммерция» значительно шире, более глубоко по содержанию и умению ее осуществлять.
Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.
1. Понятие и сущность коммерческой деятельности……………………3
2. Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью…………4
3. Принципы и методы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия……………………………………………………………………….6
4. Функции и структура управления оптовых и розничных торговых
предприятий……………………………………………………………………….8
5. Список использованной литературы………………………………………...14
Методы управления - это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью. Они подразделяются на административные, организационные, экономические и правовые.
Административные методы определяются
сферой деятельности и конкретными
условиями торгового
Организационные методы основаны на
организационном, oрганизационно- распорядительнoм,
организациoннo-метoдическoм и нормативном
обеспечении.
Они содержат регламентирующие требования
организационного и методического характера,
распорядительные, инструктивные и нормативные
материалы, являющиеся предпосылками
формирования управленческих решений.
По мере развития рыночных отношений роль
организационных методов, регулирующих
воздействие на управление коммерческой
деятельностью, будет возрастать.
Экономические методы в
своем определении опираются
на взятый курс и экономическую стратегию
торгового предприятия, его потенциальные
ресурсы, экономическое положение
рынка. Совокупность экономических
элементов - это исходные позиции
в управлении коммерческой деятельностью предприятия.
Воздействие экономических методов предопределяется
окружающей экономической средой.
Правовые методы ориентированы на использование
правового механизма, который базируется
на принятых правовых и законодательных
актах, соответствующих нормативах и положениях.
Правовые методы заключаются в юридическом
регулировании коммерческих процессов
с учетом целевых задач торгового предприятия.
Названные методы управления не исключают
друг друга и реализуются во взаимодействии.
Их сочетание зависит от конкретных условий
функционирования торгового предприятия
и рыночной среды.
4. Функции и структура управления оптовых и розничных торговых предприятий
В новых условиях хозяйствования коммерческая деятельность рассматривается как определяющая основа торгового предприятия. Одновременно усиливается внимание к функциям и структуре управления коммерческой деятельностью предприятия. Система управления носит достаточно динамичный характер, направленный на адаптацию структуры коммерческой деятельности к особенностям и тенденциям развития рынка.
При управлении коммерческой
деятельностью выполняются
Планирование - одна из важнейших функций управления коммерческой деятельностью торгового предприятия. Планирование закупок, товарных запасов и продаж связано с динамикой торговых процессов и способствует достижению поставленных целей торгового предприятия. Планы закупок и продаж обычно содержат показатели, которые должны быть достигнуты в результате их выполнения. В планах отражается содержание работ, устанавливается персональная ответственность за их выполнение, намечаются сроки и определяются методы контроля и анализа эффективности выполнения заданий.
Сущность организации
как функции управления состоит в упорядочении, согласовании,
регламентировании действий исполнителей,
участвующих в процессах закупки, продажи
и продвижения товаров до потребителей.
Организация управления включает также
оперативное регулирование, под которым
подразумеваются текущие управленческие
решения, инструкции, приказы, распоряжения,
указания, вырабатываемые и принимаемые
субъектами управления в соответствии
с конкретной рыночной ситуацией.
Учет как функция управления коммерческой деятельностью представляет собой документальное оформление поступлений, приемки, реализации товаров и их движения в торговом предприятии. Благодаря учету обеспечивается сохранность материальных ценностей и денежных средств, контроль за торговыми процессами и результатами коммерческой деятельности.
Под контролем подразумевается активное слежение за исполнением управленческих воздействий, проверка соблюдение документов, регламентирующих коммерческо- предпринимательскую деятельность торгового предприятия. Контроль вместе с учетом информирует предпринимателя о результативности торговых процессов и служит средством корректирующего воздействия со стороны органов управления на тех, кому надлежит исполнять управляющие решения.
В крупных торговых предприятиях в процессе управления коммерческой деятельностью реализуются такие функции управления, как экономический анализ показателей коммерческой деятельности, прогнозирование спроса и продаж.
Функции коммерции обусловлены взаимодействием с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами внешней среды. Полученные исходные данные из внутренних и внешних источников трансформируются в информацию, на основе которой осуществляется коммерческая деятельность в торговом предприятии. По мере становления рынка предполагается проведение корректировок в системе управления коммерческой деятельностью на основе всестороннего анализа деятельности торгового предприятия и факторов внешней среды.
В зарубежной практике выделяются два аспекта коммерции: один связан с деятельностью службы коммерции, а другой - с обеспечением взаимных интересов между структурными подразделениями предприятия и коммерческой службой. В рамках первого аспекта деятельность службы коммерции ориентирована на один из следующих вариантов: товары; функции; товарные рынки и покупатели; товары и функции; функции и товарные рынки. Из этого перечня преобладают варианты по товарам и по функциям.
Важным условием эффективности управления коммерческой деятельностью является ее местоположение и взаимосвязанные действия в организационной структуре торгового предприятия. Эти признаки определяются сферой деятельности предприятия, его стратегическим курсом и объемом реализации продукции.
Существует несколько
типов организационной
> линейная,
> функциональная,
> линейно-функциональная,
> линейно-штабная,
> дивизиональная,
> матричная и др.
Обычно малые торговые
предприятия начинают свою деятельность
с простой линейной организации,
в которой распределение
Функциональное управление, широко используемое в средних торговых предприятиях, - это управление по отдельным функциям (маркетинг, финансы, сбыт, кадры), при котором высшее звено руководит сотрудниками низовых уровней, но только в пределах одной функции. Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый шахтный принцип построения и специализации управленческого процесса по основным функциям. По каждой из них формируется иерархия служб по уровням (шахтам), пронизывающая всю организацию сверху донизу.
Линейно-функциональные структуры наиболее эффективны в условиях использования аппаратом управления определенного заданного алгоритма при решении типичных задач. Однако при линейно-функциональном управлении слабо учитываются постоянно изменяющиеся внутренние и внешние условия деятельности торгового предприятия, допускается нерациональное распределение информационных потоков, превышаются нормы управляемости, особенно у руководителей высшего звена.
Суть линейно-штабной
организационной структуры
Дивизиональная
При матричной структуре управления сочетаются вертикальные линейные и функциональные связи с горизонтальными. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, которые образуются для руководства отдельными проектами и работами. Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а руководители подразделений несут ответственность за их надлежащее и своевременное исполнение.
В практике управления торговыми предприятиями обычно используются типы организационной структуры в определенной комбинации. Разнообразие организационных структур вызвано адаптацией торговых предприятий к новым условиям, развитием потребительского рынка, коммуникационных сетей и совершенствованием коммерческой деятельности.
Можно выделить три наиболее
характерных варианта организационной
структуры торгового
Первый вариант предпочтителен для торгового предприятия со средним товарооборотом и неширокой номенклатурой товаров, например предприятия, занятые розничной продажей мебельных товаров. Основное достоинство этой организационной структуры – простота системы управления, возможность прослеживать компактность и соподчиненность всех функциональных подразделений. Иерархический ранг имеет две ступени, т. е. два уровня управления. Предусматривается линейная связь управления функциональными подразделениями с подчинением администрации предприятий.
Такие группы, как планово-экономическая,
бухучета финансов, коммерческо-распорядительная,
составляют первый уровень организационной
структуры. На коммерческо-распределительную
службу возложены совершение коммерческих
сделок, закупки и организация поставок
товаров. Но главные функции коммерческой
службы это управление операциями купли-продажи
и расширение целевых рынков мебели, действующих
на коммерческой основе.
Процессы, связанные с реализацией мебели,
представлены вторым уровнем управления.
Вся технологическая цепочка по доведению
товаров из сферы производства в сферу
конечного потребления ориентирована
на минимальные издержки.
Второй вариант наиболее
типичен для торгового
Система управления состоит
из трех взаимосвязанных уровней. В
непосредственном подчинении администрации
торгового предприятия
Третий вариант используется в крупном торговом предприятии со значительным объемом реализации продукции. Обычно такая схема свойственна фирмам с централизованной оптовой продажей непродовольственных товаров или средств производства. Иерархический ранг и управление имеют два уровня. К первому уровню относятся такие отделы, как планово-экономический, финансовый, маркетинговых исследований, юридический, бухгалтерия.
Особая роль принадлежит коммерческой службе, объединяющей пять отделов, которые осуществляют коммерческую политику фирмы. Деятельность отдела закупок осуществляется на основе постоянного изучения рыночной конъюнктуры спроса и предложения. В результате вырабатывается стратегия товарно-материального обеспечения. В обязанности этого отдела входят также управление материальными запасами и поддержание должного уровня обслуживания потребителей. Отдельно выделен транспортный отдел, отвечающий за доставку сырья и средств производства потребителям. Он координирует отправку железнодорожных вагонов с отгруженной продукцией, отслеживает прохождение вагонов до потребителей, контролирует погашение транспортных расходов и др. Определенное значение придается отделу взаимозачетов. Отдел внешних связей решает вопросы, касающиеся поставок импортного сырья, материалов и средств производства, таможенного обслуживания и досмотра.
Второй уровень представляет управление всей технологической цепочкой при реализации сырья и средств производства на целевых рынках. Особое внимание уделяется получению прибыли в результате успешного ведения и расширения коммерческого дела.
Информация о работе Процесс управления коммерческой деятельностью