Профессиональная – педагогическая деятельность современного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:02, контрольная работа

Описание

Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
Глава I Теоретические аспекты деятельности современного педагога…………………………………………………..
4
1.1 Понятие и структура педагогической деятельности……………………….. 4
1.2. Стиль педагогической деятельности………………………………………... 7
1.3. Психологические требования к личности современного учителя………… 9
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения…………………………..
14
2.1 Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования……………………………………………………………..
14
2.2. Новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога…………………………………………………………..
15
Заключение…………………………………………………………………….
20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа в ППс.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕНЗЕНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 

Кафедра:ПЕД/ПП  
 
 
 
 

Контрольная работа

по введение в ППС на тему:

«Профессиональная – педагогическая деятельность современного педагога» 
 
 
 
 
 

Домашний  адрес:

442277 Пензенская  область, 

Белинский район с. Невежкино

ул. Сельская д.22 

                                                                                               

Выполнила:

 студентка  группы

11 ОИ з/у  Крышева Е.А 
 

Проверила: Ахрёмочкина О.Д

 
 
 
 
 
 

Пенза, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
Глава I  Теоретические  аспекты деятельности современного педагога…………………………………………………..  
4
1.1 Понятие  и структура педагогической деятельности……………………….. 4
1.2. Стиль педагогической  деятельности………………………………………... 7
1.3. Психологические  требования к личности современного  учителя………… 9
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя  современной школы  и пути их решения…………………………..  
14
2.1 Объективность оценки  качества знаний  учащихся на современном  этапе развития образования……………………………………………………………..  
14
2.2. Новые  информационные технологии и  профессиональная компетентность  педагога…………………………………………………………..  
15

Заключение…………………………………………………………………….

20

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые  способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений.

       Вместе  с тем, государство предъявляет  новые требования к содержанию образования  и качеству образовательных услуг.

       Ключевой  фигурой, формирующей новое содержание и качество, безусловно, является преподаватель. Поэтому вопрос о профессиональной деятельности педагога в свете новых представлений и требований выдвигается на первый план. В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку современный период развития образования можно квалифицировать как период существенного обновления. Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов современной педагогической науки и практики.

       Профессиональную  деятельность учителя по ее характеру можно рассматривать как последовательное решение профессиональных задач.  Однако в условиях модернизации отечественного образования перед преподавателем встают новые по своему содержанию профессиональные задачи. Среди них следует отметить такие, как  объективная оценка качества знаний учащихся на современном этапе развития образования, освоение новых информационных технологий, адаптация молодых учителей и организация наставничества.      
 
 
 
 
 

Глава I  Теоретические  аспекты деятельности современного педагога 

       1.1 Понятие и структура педагогической  деятельности

       Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначения которой – подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

       Многие теоретики-педагоги отмечали  огромное нравственное воздействие,  могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Учителю, подчёркивал Я.А. Коменский, вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К.Д. Ушинский рассматривал учителя как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории. Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель. Как правильно указывал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В.А. Сухомлинский, не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся. Огромное внимание изучению особенностей педагогической деятельности уделял и Л.С. Выготский. Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Климовым Е.А. была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом – деятельности его развития, воспитания, обучения.

       Педагогическая  деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью  которых является воспитание подрастающего  поколения.

       Педагогическая  деятельность – объект исследования различных  отраслей педагогической науки:

  • дидактики;
  • частных методик;
  • теории воспитания.

       Психологию  педагогической деятельности можно  определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

       Содержание  и психология педагогической деятельности определяется:

  • социальными факторами - местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю;
  • социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.

    Выделяют  три компонента педагогической деятельности:

  • конструктивный;
  • организаторский;
  • коммуникативный.

       Конструктивный  компонент. В работе преподавателя большое место принадлежит конструированию учебного процесса, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии с программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.

       Организаторский компонент. Важное место в структуре  педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует преподаватель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс. Только в этом случае студенты будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления:

  • организация своего изложения;
  • организация своего поведения на уроке;
  • организация деятельности детей.
  • Если преподаватель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры.

       Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с  учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение преподавателя к студентам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся:

  • эмоционально-положительный активный;
  • эмоционально-положительный пассивный;
  • эмоционально-отрицательный активный;
  • эмоционально-отрицательный пассивный;
  • неуравновешенный.
 

     

       1.2. Стиль педагогической  деятельности 

       Педагогическая  деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем.

       Стиль деятельности - это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности,  индивидуально-психологическими особенностями ее субъектов.

       Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:

  • индивидуально-психологических  особенностей субъекта этой деятельности - учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;
  • особенностей самой деятельности;
  • особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

       Наиболее  полное собственно деятельностное представление  о стилях педагогической деятельности дают А.К. Маркова и А.Я. Никонова. Они утверждают, что в основе различения стиля в труде преподавателя лежат следующие основания: содержательные характеристики стиля (ориентация учителя на процесс или результат своего труда, оценка этапов своего труда); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний, навыков, интерес к учебе у школьников). На основе этого были выделены индивидуальные стили.

       Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Преподаватель такого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Материал, представленный на уроках, логичен, интересен, однако в процессе объяснения у учителей  ЭИС часто отсутствует обратная связь с учениками. Опросом охватываются преимущественно сильные ученики. Уроки проходят в быстром темпе. Учителя с ЭИС не дают ученикам самостоятельно формулировать ответ. Для учителей с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: Как правило, на их уроках прорабатывается наиболее интересный учебный материал, а на дом задается менее интересный. Контроль за деятельностью учащихся со стороны таких учителей недостаточен. Учителя с ЭИС используют большой арсенал разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся.

       Эмоционально-методический (ЭМС). Учителя с ЭМС ориентируются на процесс и результаты обучения. Для них свойственны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Преподавателя с ЭМС поэтапно отрабатывают весь учебный материал, следят за уровнем знаний учащихся, используют закрепление и повторение учебного материала, осуществляют контроль знаний учащихся. Преподавателя с ЭМС отличаются высокой оперативностью, использованием разнообразных видов работ на уроке, коллективных обсуждений.

       Рассуждающе-импровизационный (РИС). Для преподавателя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты I обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Учителя с РИС проявляют меньшую изобретательность в  подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения.

       Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Преподаватель с РМС преимущественно ориентируются на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается у них со стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений.  

       1.3. Психологические требования к  личности современного учителя

Информация о работе Профессиональная – педагогическая деятельность современного педагога