Роль и необходимость менеджмента в практике предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы показать роль и необходимость менеджмента в практике предпринимательства.

Для этого необходимо решить ряд задач:

Раскрыть понятие и сущность понятий менеджмент и предпринимательство;
Определить формы предпринимательства и указать роль менеджмента в них;
Рассмотреть на конкретном примере управленческие качества руководителей различных предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Менеджмент как организация управления фирмой……………………...5
Сущность и содержание понятия «менеджмент»……………………..-
Функции управления……………………………….…………………..9
Сущность понятия «предпринимательство»……………………...…11
Менеджмент в практике предпринимательства……..………………….14
Права и обязанности предпринимателя…………...……………….…..-
Менеджмент в различных формах предпринимательства…..……...20
Принципы японского менеджмента……………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 60.53 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Менеджмент как организация управления фирмой……………………...5
    1. Сущность и содержание понятия «менеджмент»……………………..-
    2. Функции управления……………………………….…………………..9
    3. Сущность понятия «предпринимательство»……………………...…11
  2. Менеджмент в практике предпринимательства……..………………….14
    1. Права и обязанности предпринимателя…………...……………….…..-
    2. Менеджмент в различных формах предпринимательства…..……...20
  3. Принципы японского менеджмента……………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Во все времена управление, или менеджмент, в значимой мере рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.

     Современный менеджмент как сложнейшая система управления фирмами, предприятиями, организациями, функционирующими в условиях, не осуществлялась подготовка специалистов по управлению. Вследствие этого к 90-м г.г. ХХ в. получилась всеобщая человеческая безграмотность, в том числе среди руководителей-реформаторов, что явилось одной из основных причин глубочайшего в новейшей истории системного кризиса российского общества и экономики, наиболее продолжительного за последнее столетие спада промышленного и сельскохозяйственного производства. Нельзя не согласиться с П.Друкером, который писал, что « в обществе знаний истинными капиталовложениями будут вложения не в станки и инструменты. Все чаще такими капиталовложениями будут вложения в работника умственного труда. В отсутствии работника умственного труда все эти станки и инструменты, какими бы современными и совершенными они не были, бесполезны». И далее делается примечательный вывод: «Поскольку общество знаний по необходимости должно быть обществом организаций, его центральным и особым органом будет менеджмент».

     Важнейшей функцией современного менеджмента является предпринимательство. Роль этой функции в последние годы возрастает. Она становится одной из основных функций внутрифирменного управления.

     Предпринимательство принято рассматривать как инициативную деятельность, направленную на насыщение рынка товарами, услугами и на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени на свой риск и ответственность.

     Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы показать роль и необходимость менеджмента в практике предпринимательства.

     Для этого необходимо решить ряд задач:

  • Раскрыть понятие и сущность понятий менеджмент и предпринимательство;
  • Определить формы предпринимательства и указать роль менеджмента в них;
  • Рассмотреть на конкретном примере управленческие качества руководителей различных предприятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Менеджмент  как организация  управления фирмой
      1. Сущность и содержание понятия «менеджмент»

     О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять собой, управлять своей собственной жизнью. Существует огромное число изданий, содержащих рекомендации по рациональному управлению компаниями разного рода, структурам организаций, механизмам принятия решений, способам предотвращения и разрешения конфликтов, технологией общения и пр. При этом под успехом управления понимается не только максимизация прибыли или создание необходимых условий для этого, не только материальные стороны жизни, но и всестороннее развитие личности, самореализация, адекватность своего бытия образу собственного “я”, идентификацию себя и своего места в обществе. /4/

     Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

     Менеджмент – управление в условиях рынка, рыночной экономики – означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
  • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  • постоянную корректировку  целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
  • необходимость использования современной информационной базы для проведения многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

     Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях хозяйствования, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

     Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. /1/

     Как писал П.Друкер: «Институт управления – или менеджмент – это феноменальное явление в истории человечества менее чем за 150 лет он сформировался и приобрел огромный вес и влияние, полностью преобразив социальную и экономическую структуру развитых стран мира. Именно по законам менеджмента была построена глобальная экономика и установлены новые правила для игры стран, которые на равных участвуют в ее развитии». Чтобы «быть на равных» с мировыми государствами – индустриальными лидерами – надо настойчиво овладеть закономерностями и правилами управленческой науки, уметь критически осмысливать чужой опыт, понимая, что далеко не все в этом опыте лежит на поверхности, многое утаивается по причинам конкурентоспособности. /3/

     Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера – это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и других, работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

     Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта – хозяйственной деятельности фирмы в целом или ее конкретной сферы (производства, сбыта, финансов, НИОКР и др.)

     Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением масштабов предприятий, сложностью технологии, необходимостью  владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль над выполнением принятых решений.

     Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:

    • в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и тр.);
    • в любой сфере деятельности фирмы (НИОКР, производстве, сбыте, финансах), если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы./1/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. Функции управления

     Цели фирмы предполагают преобразование ресурсов (капитала, материалов, технологии, информации, трудовых ресурсов) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности – функций.

     Согласно концепции одного из представителей классической школы управления – А.Файоля, «управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». Это высказывание ученого относится к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. Файоль рассматривал управление (в его терминологии - администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности при наиболее эффективном, оптимальном использовании ресурсов и возможностей фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль.

     В зависимости от конкретных функций фирма делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи по реализации специфических целей.

     Менеджмент как аппарат управления. Обычно под аппаратом управления понимается состав подразделения, в рамках которых проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей.

     Под аппаратом управления часто понимают также руководство, которое представляет фирму и действует от его имени.

     Менеджмент как управление персоналом. Менеджмент понимается как организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Предполагается, что управление персоналом необходимо строить с таким расчетом, чтобы оно соответствовало потребностям сотрудников и позволило активизировать их работу, повышать производительность труда и, следовательно, эффективность производства.

     Менеджмент как система управления. Здесь первостепенное значение имеют взаимные связи между подразделениями фирмы, рассматриваемыми как единое целое.

     Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управленческие воздействия поступают в исполнительные органы как изнутри управляемого объекта, так и из вне, т.е. из внешней среды. Наличие информации о внешней среде и выводы о ее влиянии на систему управления повышают эффективность системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процесс управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды – рыночных условий и системы ее регулирования.

     Основной оценкой эффективности и качества управления служит степень достижения поставленных целей, как на текущий период, так и на средне- и долгосрочную перспективу.

     Менеджмент как управление любой организацией. Сюда относятся государственные учреждения, армия, церковь, непредпринимательские корпорации, т.е. организации независимо от целей их деятельности. В США непредпринимательские корпорации отвечают по своим обязательствам своим капиталом, однако цель их деятельности состоит не в получении прибыли, а в выполнении конкретных функций (например, школы, больницы, библиотеки). Государственные и публичные организации используют принципы и методы менеджмента, хотя многие специалисты руководство такими организациями к менеджменту не относят. /1/

Информация о работе Роль и необходимость менеджмента в практике предпринимательства