Роль предпринимательства в рыночной экономике, деловой имидж предпринимателя и его социальная ответственность перед общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:16, реферат

Описание

И чем бизнес цивилизованнее, тем больше становится его участие в социальной жизни своего города, региона, государства.
Цель данного реферата – выявить роль предпринимательства в экономике, охарактеризовать деловой имидж предпринимателя, его социальную ответственность перед обществом.

Содержание

ВВЕДЕННИЕ……………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ……4
Понятие предпринимательства……………………………………………….4
Роль предпринимательства в экономике……………………………………
2 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ
2.1 Социальная ответственность в предпринимательской деятельности
2.2 Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в России
3 ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 71.39 Кб (Скачать документ)

c)  Заработок "классических" менеджеров (к ним относятся хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма) всего на 40 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других. [10,c.42]

7. Взаимодействие  малого и крупного бизнеса,  способствующее выжить в современных  рыночных условиях предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным  частным и малым предприятиям.

Предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются  не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с  ним. Поэтому крупные и малые  предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Малые предприятия  и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных  комплексов. По отношению к ним  малые предприятия выступают  в качестве поставщиков комплектующих  изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия - субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной - двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Широкое распространение  в сотрудничестве крупных и малых  предприятий получила в современных  условиях система контрактных отношений  на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий.

8. Участие в  развитии инфраструктуры городов  и районов.

9. Благотворительная  деятельность.

10. Повышение  уровня знаний, квалификации, переобучение  кадров

11. Охрана окружающей  среды (установление очистных  сооружений, утилизация токсичных  отходов, облагораживание прилежащих  территорий).

12. Глобализация  национальной и международной  экономики, стабильность экономических  отношений между ними.

Транснациональные компании, организуя сеть своих филиалов, способствует интеграции межгосударственных экономик. Предприятия в целях  расширения рынка сбыта и завоевания новых территорий для осуществления  предпринимательской деятельности создают свои филиалы и представительства  в соседних, а также удаленных  регионах, тем самым начинают участвовать  в развитии этих регионов.

13. Предпринимательство  выполняет стимулирующую функцию,  то есть улучшая экономическую  и социальную обстановку на  одной территории предприятия  вызывают желание близлежащих  районов последовать их примеру.

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических  отношениях, внедряя в них, прежде всего нестандартные и инновационные  подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и  укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие  предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.[15,c.78]

Таким образом, предпринимательство  выполняет не только экономические  функции, оно теснейшим образом  связано со всеми сферами жизнедеятельности  общества. Знание состояния и тенденций  развития предпринимательства, выявление  его связей и зависимостей с другими  структурными элементами общества, позволяет  более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления  гражданского общества в России.

 

2 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ

2.1 Социальная ответственность в предпринимательской деятельности

 

Ни одна тема в современном обществе не вызывает таких противоречий, как тема социальной ответственности. Взгляды расходятся от приятия до порицания.

Социальная ответственность  подразумевает определенный уровень  добровольного отклика на социальные проблемы со стороны предпринимательской  организации, поэтому споры о  роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

  • Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.

Социальные действия предпринимателя, улучшающие жизнь  местного общества или устраняющие  необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах  малых предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни  общества. В обществе более благополучном  с социальной точки зрения благоприятнее  условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные  издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать  прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный  образ предприятия.

  • Изменение потребностей и ожиданий широкой публики.

Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с середины прошлого века. Чтобы  сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой  и необходимой.

  • Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем.

Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему  следует передавать их часть на социальные нужды.

  • Моральное обязательство вести себя социально ответственно.

Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Оно должно действовать социально  ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества.

Аргументы против социальной ответственности:

  • Нарушение принципа максимизации прибыли.

Направление части  ресурсов на социальные нужды снижает  влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах  и оставляя социальные проблемы государственным  учреждениям и службам, благотворительным  институтам и просветительским организациям.

  • Расходы на социальную вовлеченность.

Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия  издержками. В конечном счете, эти  издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе с фирмами, которые не несут  затрат на социальные нужды, оказываются  в неблагоприятном положении  в конкуренции. В результате снижается  их сбыт.

  • Недостаточный уровень отчетности широкой публике.

Рыночная система  хорошо контролирует экономические  показатели предприятий и плохо  – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает  порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать  в социальных действиях, за которые  они не считают себя ответственными.

  • Недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен  к деятельности в сферах экономики, рынка и техники, но лишен опыта  в решение проблем социального  характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных  учреждениях и благотворительных  организациях.

Выделяют четыре основных подхода к определению  ответственности бизнеса:

1) Любые действия  в рамках юридической законности  считаются социально ответственными. «В бизнесе нет места этике».1 Они не видят никакой необходимости отступать от закона, чтобы предотвратить нанесение ущерба кому-либо. С этой точки зрения ответственность предпринимателя отождествляется с юридической ответственностью, т.е. любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными.

2) Другая позиция  охарактеризуется девизом: «Максимальная  прибыль - единственная обязанность  бизнеса». Сторонники этой позиции  утверждают, что они могут преступить  закон, чтобы преследовать чью-либо  пользу, например, получение прибыли.  Сторонники этого направления  сводят социальную ответственность  к профессиональной ответственности. Любые действия в рамках указанных норм считаются социально ответственными.

3) Третья позиция  допускает, что в бизнесе есть  место социальной ответственности,  но понимают ее как условие,  которое используется для достижения  целей предпринимателя, т.е. если  она не выдерживает этого, то  может быть отброшена по прагматическим  соображениям. Это - экономическая ответственность.

4) Четвертая позиция  представляет социально ответственной  ту организацию, которая считает  себя морально ответственной  как перед людьми, которые в  ней работают, так и перед всеми,  кто оказывается под воздействием  ее деятельности. В центр проблема  достижения и совмещения интересов  всех участников «жизнедеятельности»  организации. Это морально-этическая ответственность.

Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и государства и выгодности/невыгодности социальной активности для предпринимателя  и его бизнеса. Чем выше уровень  социальной ответственности у предпринимателя, тем больше добровольно принятых на себя обязательств.

В соответствии с этим, ассоциация менеджеров России (AMP) через серию исследований выявила три подхода к пониманию того, что такое корпоративная социальная ответственность в предпринимательской деятельности:

Базовый уровень - обязательная составляющая социальной ответственности - предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Такой тип ответственности называется «корпоративной ответственностью».

3. Третий, высший  уровень ответственности предполагает благотворительную деятельность и не имеют своей целью получение экономических выгод.

В целом все  подходы едины в одном: социальная ответственность — это ответственность  организации перед всеми людьми и организациями, с которыми она  сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом.

Практически все  эксперты разделяют социальную ответственность  на две большие группы: внутреннюю и внешнюю. Отдельно выделяется такой показатель социальной ответственности, как уплата налогов.

К внутренней социальной ответственности эксперты относят деловую практику в отношении собственного персонала, всего, что касается развития человеческих ресурсов на предприятии или фирме.

Внешняя составляющая социальной ответственности бизнеса, по мнению экспертов, вызывает наибольшее количество споров в отношении того, что относить к данной сфере.

К внутренней социальной ответственности  бизнеса можно отнести

К внешней социальной ответственности  бизнеса можно отнести

  1. Безопасность труда
  2. Стабильность заработной платы
  3. Поддержание социально значимой заработной платы, которая позволяет содержать семью, давать детям образование и, кроме этого, обеспечивает стабильный потребительский спрос
  4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников
  5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации
  6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях (серьёзное заболевание, требующее дорогостоящего лечения и приводящее к длительному отсутствию работника на месте, смерть или несчастный случай с родственниками и пр.)

 Следует отметить важность  именно этого направления, указывая  на то, что «отделы кадров в  крупных компаниях давно переименованы  в отделы по развитию человеческих  ресурсов и вложения в сотрудников  компании приносит наибольшую  финансовую отдачу для фирмы

  1. Спонсорство и корпоративная благотворительность (все эксперты отмечают, что благотворительность является одной из составляющих социальной ответственности бизнеса) По мнению экспертов и менеджеров, принявших участие в исследовании, данное направление наиболее характерно для большинства компаний России.
  2. Содействие охране окружающей среды
  3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью
  4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях. Например, оказание помощи пострадавшим в результате стихийного бедствия - предоставление тёплых вещей, возможности связи с родственниками, предоставление транспортных средств, оказание материальной помощи через перечисление денежных средств в специальный фонд и др.
  5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

Информация о работе Роль предпринимательства в рыночной экономике, деловой имидж предпринимателя и его социальная ответственность перед общество