Система государственного политики предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 08:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ существующей системы государственной политики предпринимательства. В рамках этой цели ставились следующие задачи:

1. Проанализировать место и роль государственной политики в предпринимательстве;

2. Рассмотреть цели государственной политики.

Работа состоит из  1 файл

кр гос политика саша.docx

— 36.08 Кб (Скачать документ)

          Введение 

     Трансформация социально-экономических отношений  в российском обществе предопределила соответствующие изменения общественного  сознания.

     В связи со вступлением (или возвращением) России в рыночную стадию уже имеющийся  в наличии исторический опыт в  этой сфере деятельности представляется значимым как на уровне обыденного интереса, так и в научно-практическом плане. Вот почему растет научный  и общественный интерес к проблеме развития предпринимательства в  России. Однако, с течением времени  наблюдается тенденция к пересмотру концептуальных основ изучения темы.

     Особую  актуальность во всех странах мира приобрела проблема взаимоотношений  между частной инициативой и  государством, К настоящему времени  стали очевидны недостатки западной экономической системы (и в форме  свободного, и в форме монополистического капитализма), плановой советской экономики  и тем более в так называемых странах третьего мира. Перед человечеством  встала задача создания новой экономической  модели, которая была бы эффективна и социально ориентирована. Эта  модель предполагает усиление роли государства  в экономике. Разные варианты отношений  между государством и частной  хозяйственной деятельностью строятся с учетом цивилизационных особенностей и исторических традиций регионов. Россия ищет свой путь через острые политические столкновения социальных групп. Поиски должны опираться не только на опыт Запада (что сейчас преобладает), но и учитывать исторические особенности  развития российской экономики, позитивные и негативные уроки собственного опыта, тем более, что в начале XX в. в России сложилась система  государственного регулирования хозяйства, во многом предвосхитившая его современные формы.

     Целью данной работы является анализ существующей системы государственной политики предпринимательства. В рамках этой цели ставились следующие задачи:

     1. Проанализировать место и роль государственной политики в предпринимательстве;

     2. Рассмотреть цели государственной  политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Государственная политика в области МСП 

     Деятельность  малого предпринимательства в равной степени полезна как для экономики  страны, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуживает  государственного признания и поддержки.

     Поскольку рыночный механизм не возникает сам  собой, а формируется с помощью  государства, уместно привести слова  Джеймса Д. Вульфенсона: «Развитие  нуждается в эффективном государстве, играющем роль катализатора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных  лиц». Следуя этому правилу, в индустриальных и постиндустриальных странах развитие частной предпринимательской инициативы представляет собой суть государственной  политики. Недооценка же преимуществ, игнорирование технико-производственных и социально-экономических потенций малого предпринимательства, что, к  сожалению, имеет место в России, приобретает в современных условиях характер крупномасштабного стратегического  просчета. Характерной чертой государственной  поддержки малого предпринимательства  за рубежом является наличие развитой системы специализированных учреждений с государственным или смешанным  капиталом, участие различных организаций  и ведомств, множественность каналов  получения предпринимателями помощи, отсутствие монополизма какого-либо одного государственного органа, но наличие  структур, вырабатывающих национальную политику в данной области, механизмы  ее реализации, общую стратегию, законодательное  обеспечение и осуществляющих координирующую функцию в решении этой важнейшей  социально-экономической задачи.

     Основными составляющими политики правительств зарубежных стран в отношении  малых и средних предприятий  являются: система налоговых льгот; программы помощи безработным, желающим начать собственное дело; программы финансовой помощи, включающие различного рода займы для открытия предприятий, расширения и модернизации производства, приобретения оборудования, сырья; программы развития инновационной деятельности; система содействия малому бизнесу в получении государственных контрактов и субконтрактов; подготовка учебных курсов, информационных изданий, методических разработок; проведение исследований по проблемам управления мелкими фирмами; сеть региональных центров и местных пунктов развития малого бизнеса для координации государственных, региональных и местных ресурсов; организация обучения и консультирования; оказание управленческой, технической и другой специализированной помощи; содействие в осуществлении внешнеэкономической деятельности (организация системы информации, конференций, семинаров и консультаций). Оказываемое государственное воздействие не только стимулирует, но и регулирует, направляет предпринимательство в русло, соответствующее общей экономической, структурной, научно-технической, антимонопольной государственной политике.

     Учитывая  огромный мировой опыт развития малого бизнеса и деятельности государственных  органов власти и управления по оказанию постоянной и целенаправленной помощи малым хозяйствующим субъектам, России предстоит заново создать  предпринимательство как хозяйственную  систему, как основу будущей свободной  экономики. Переход к децентрализованному  государственному управлению, в соответствии с Конституцией РФ, обусловил необходимость решения задачи возрождения отечественного предпринимательства путем создания в стране трехуровневой системы государственной поддержки малого предпринимательства: федеральной, региональной, муниципальной. Для достижения этой глобальной цели каждый уровень управления должен решать определенный круг вопросов, исходя из закрепленных за ним законодательством полномочий. Следует подчеркнуть, что система государственной поддержки малого предпринимательства, формируемая на всех уровнях управления, имеет одинаковые структурные элементы.

     Важнейшим элементом системы государственной  поддержки малого предпринимательства (для каждого уровня управления), сформированным сообразно установленным  целям, являются механизмы ее реализации:

- самостоятельная нормативно-правовая база (определяющая специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства в их отношении с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности, защиты личности и собственности);

- сеть специализированных институтов (обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку малого предпринимательства), включая органы государственной, муниципальной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, объекты специализированной инфраструктуры: фонды, бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, учебные, информационные и другие обслуживающие структуры;

- программы (как специальные, непосредственно ориентированные на оказание тех или иных мер поддержки малым предприятиям, так и программы социально-экономического развития, включающие подпрограммы финансово-имущественной поддержки и создания условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов).

     Таким образом, деятельность государства  по созданию соответствующего «предпринимательского  климата» должна быть многообразной  по формам и содержанию.

     Во  всех развитых странах в той или  иной степени реализуются мероприятия, направленные на содействие развитию малого предпринимательства, причем речь идет о принятии конкретных мер как  на государственном уровне в масштабах  всей страны, так и на локальном, муниципальном уровне. Развитие малого бизнеса – чрезвычайно важный элемент в  развитии экономики регионов и России в целом. Сегодня уже не вызывает сомнения, что малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Развитие малого и среднего бизнеса является ключом к решению важнейших социально-экономических проблем страны:

- увеличению числа собственников, а значит, формированию среднего класса главного гаранта политической стабильности в обществе;

- росту доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- селекции наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

- созданию новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

- подготовке кадров за счет использования работников с ограниченным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

- разработке и внедрению технологических, технических и организационных новшеств. Стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые предприятия чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты;

- косвенной стимуляции эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые крупные предприятия считают недостаточно емкими. Из недр малого бизнеса нередко вырастают не только большие компании, но и наиболее современные наукоемкие производства, лидирующие в своих отраслях;

- ликвидации монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

- улучшению взаимосвязи между различными секторами экономики.

     В принципе можно утверждать, что в настоящее время в РФ в целом сформирована система регулирования и поддержки развития малого предпринимательства. Государство предприняло определённые шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, реализуются федеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малого предпринимательства. Заключены соответствующие межправительственные (в рамках СНГ) и международные соглашения.

     Активизировалась  деятельность общественных объединений  предпринимателей, совершенствуется система  подготовки кадров для малого предпринимательства, создаются системы информационного  обеспечения. Сформировался ряд  научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в  малом предпринимательстве.

     В основном сформирована региональная система  государственного регулирования и  поддержки развития малого предпринимательства, которая состоит из специализированных органов и организаций, действующих  в субъектах Российской Федерации. В значительной части муниципальных  образований (как правило, существовавших в качестве самостоятельных муниципалитетов еще до начала муниципальной реформы) реализуются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, в той или иной мере сформирована инфраструктура, необходимая для развития малого предпринимательства.

     Первостепенное  значение в системе поддержки  малого предпринимательства имеет  формирование правовой среды его  функционирования, учитывающей отраслевые, географические, национальные, исторические особенности и традиции, а также  зарубежный опыт. Самостоятельная нормативно-правовая база является обязательным и непременным  условием, обеспечивающим субъектам  малого предпринимательства экономическую  свободу, права, гарантии, позволяющие  осознанно заниматься разрешенным  законом бизнесом. Следует отметить, что особенности правового регулирования  деятельности малых предприятий  обусловлены необходимостью решения  проблем характерных, в основном для малых предприятий: недостаточность  оборотных средств, сбыт продукции, приобретение сырья и оборудования, высокая арендная плата за помещения, недоступность получения информационных, консалтинговых, обучающих услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Система государственного политики предпринимательства