2
Основные цели государственной
политики в области
развития предпринимательства
в РФ
С
1 января 2008 года вступили в силу основные
положения нового Федерального закона
Российской Федерации от 24 июля 2007 года
№ 209 «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской
Федерации», создающий новые правовые
основы развития малого и среднего предпринимательства
в РФ. Современная государственная политика
признает малое предпринимательство важнейшим
элементом выхода страны из кризиса и
стремится оптимизировать реализацию
целей в области развития малого предпринимательства.
Нормативное
правовое регулирование развития малого
предпринимательства в Российской
Федерации основывается на Конституции
Российской Федерации и осуществляется
Законом, иными нормативно-правовыми
актами.
С
начала 2008 г. система по реализации
наиболее актуальных мероприятий, способствующих
развитию малого предпринимательства,
представляется пятью направлениями:
1)
Совершенствование нормативной
правовой базы;
2)
Развитие системы финансово-кредитной
поддержки малого и среднего
предпринимательства;
3)
Меры по развитию инфраструктуры
поддержки малого и среднего
предпринимательства, которые могут
включать в себя информационное
обеспечение субъектов малого и среднего
предпринимательства на основе использования
возможностей и координации действий
всех информационных сетей, специализирующихся
на сборе, накоплении и обработке соответствующей
информации и др.;
4)
Информационная поддержка малого
и среднего предпринимательства;
5)
Развитие системы подготовки
кадров для малого и среднего
предпринимательства.
Государственная
политика в области развития малого
предпринимательства в Российской
Федерации направлена на обеспечение
реализации целей и принципов, установленных
Федеральным законом Российской
Федерации «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской
Федерации».
Проблема
мирового финансового кризиса влечет
за собой актуальность рассмотрения
основных целей государственной
политики в области развития малого
предпринимательства под призмой
влияния кризиса на экономику
Российской Федерации.
Рассмотрение
основных целей государственной
политики в период изменения российской
экономики предполагает анализ положений
российского законодательства в
области развития малого предпринимательства
и эффективности направлений
государственной политики.
Одной
из основных целей государственной
политики в области развития малого
предпринимательства в Российской
Федерации является развитие субъектов
малого предпринимательства в целях
формирования конкурентной среды в
экономике Российской Федерации. Основными
мерами государственного стимулирования
развития конкурентной среды должны
быть меры по улучшению рыночной инфраструктуры
с целью облегчения доступа к
кредитно-финансовым, информационным,
трудовым и другим ресурсам. Для вступления
новых хозяйствующих субъектов на рынок
важным фактором является развитость
необходимых средств коммуникации, служб
по оказанию консалтинговых услуг, информационных
и иного рода деловых услуг, развитие межфирменной
кооперации.
Ориентация
российской экономики на поддержку
производства и улучшение социального
климата должна создать базисные
условия развития малого предпринимательства,
ослабить тенденцию к теневому и
криминальному характеру его
развития, учесть социальные основы, на
которых малый бизнес может развиваться.
Меры государственной политики по поддержке
малого предпринимательства играют
принципиальную роль для развития конкуренции.
Приоритетной
целью государственной политики
в области развития малого предпринимательства
в Российской Федерации является
обеспечение благоприятных условий
для развития субъектов малого предпринимательства.
Эффективность выполнения органами
власти своих функций в области
развития малого предпринимательства
зависит от характера взаимодействий
всех трех уровней государственной
власти: федеральной, региональной и
муниципальной. Как важнейшее направление
развития малого предпринимательства
необходимо указать поддержку субъектов
малого предпринимательства, в том
числе финансовую, координируемую компетентными
государственными органами. Малому предпринимательству
всегда было непросто получить кредитное
финансирование, а в условиях мирового
финансового кризиса эта ситуация
обострилась. До того, как Россию «догнал»
мировой финансовый кризис, за счет
кредитов жили и развивались около
две трети малых предприятий.
(Мировой кризис начался задолго
до того, как его ощутили россияне,
а именно - в конце июля 2007 года.)
В
условиях финансового кризиса государственную
финансовую поддержку малого предпринимательства
пришлось скорректировать. Банки, опасаясь
невозврата кредитов, стали требовать
большего залогового обеспечения. Ставки
банковских кредитов малому бизнесу в
декабре 2008 г. - январе 2009 г. выросли с 13-15%
до 20-22% и выше. Таким образом, фактически
нынешняя политика банков закрывает доступ
к кредитным средствам для очень многих
предпринимателей.
Следует
обеспечить целевое кредитование малого
бизнеса; четко следить, чтобы поступающие
в банки государственные средства
шли именно на кредитные программы,
а не на решение внутренних проблем
банков.
Необходимо
дальнейшее усиление контроля за кредитной
политикой банковского сектора.
Речь идет о фиксации процентных ставок,
по которым, с одной стороны, банки
получают государственные средства,
с другой - кредитуют этими средствами
предприятия реального сектора.
Если необходимо изменить нормативную
базу, то нужно применить эту меру.
В
Законе в качестве цели государственной
политики в области малого предпринимательства
в Российской Федерации указывается
обеспечение конкурентоспособности
субъектов малого предпринимательства.
Государственная политика сегодня
направлена на решение вопроса чрезвычайной
важности - об участии предпринимательского
сообщества в преодолении финансово-экономического
кризиса в России. В условиях кризиса
как никогда важно оказывать
внимание малому предпринимательству.
Развитие малого предпринимательства
становится одним из важных средств
противодействия уже начавшемуся
росту незанятой части населения.
Особую роль малое предпринимательство
играет в разработке и внедрении
нововведений, т.к. более гибкое управление
малых предприятий в большей
степени оказывается восприимчивым
к новым разработкам.
В
условиях мирового кризиса малое
предпринимательство - двигатель номер
один в решении проблемы занятости
населения, а поэтому властям
придется развивать малый бизнес,
несмотря на нехватку заемных средств.
Государство должно сделать все от него
зависящее, чтобы помочь созданию малых
предприятий, обеспечить им стартовые
условия. Таким образом, в данном аспекте
государственная политика будет направлена
на реализацию сразу двух целей развития
малого предпринимательства - обеспечение
конкурентоспособности субъектов малого
предпринимательства и обеспечение занятости
населения и развитие самозанятости.
В
качестве основной цели государственной
политики в области развития малого
предпринимательства Закон обозначает
оказание содействия субъектам малого
предпринимательства в продвижении
производимых ими товаров (работ, услуг),
результатов интеллектуальной деятельности
на рынок Российской Федерации и
рынки иностранных государств. В
связи с этим в отношении малого
предпринимательства применяются
некоторые послабления в виде
специальных налоговых режимов,
упрощенной системы ведения и
составления бухгалтерской и
статистической отчетности и ряда других.
К данным послаблениям, предоставленным
субъектам малого предпринимательства,
относится также особый порядок
участия субъектов малого предпринимательства
при размещении заказа на поставки
товара, выполнении работ для государственных
и муниципальных нужд.
В
целях поддержки малого предпринимательства
ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнении
работ, оказании услуг для государственных
и муниципальных нужд» установлено,
что государственные заказчики
обязаны размещать заказы у субъектов
малого предпринимательства в диапазоне
от десяти до двадцати процентов общего
годового объема поставок товаров, выполнения
работ/оказания услуг в соответствии
с перечнем товаров, работ, услуг.
Причем
обязательное размещение заказов у
субъектов малого предпринимательства
распространяется на государственных,
а не на муниципальных заказчиков.
Последние вправе, но не обязаны
соблюдать данное требование законодателя.
Выделенные
законодателем малому предпринимательству
преференции в области размещения
государственного заказа недостаточны.
Усугубляет положение незаинтересованность
муниципальных заказчиков в сотрудничестве
с малым бизнесом. Без законодательного
квотирования на муниципальном уровне
условий участия субъектов малого
предпринимательства в размещении
заказа, вряд ли ожидается увеличение
заключенных контрактов с представителями
малого бизнеса.
Приоритетной
целью государственной политики
является увеличение количества субъектов
малого предпринимательства. В условиях
мировой финансовой нестабильности
основная задача российских властей -
принять меры по мягкому выходу из
кризиса. Большую роль в этом процессе
призван сыграть в том числе
малый бизнес, который позволит не
только решать экономические, но и социальные
проблемы в тот момент, когда с
крупных предприятий будет высвобождаться
большое количество специалистов. Правительством
принято решение повысить в 2009 г.
финансирование государственной программы
поддержки малого предпринимательства.
Увеличение
доли производимых субъектами малого
предпринимательства товаров (работ,
услуг) в объеме внутреннего валового
продукта - одна из основных задач государственной
политики Российской Федерации.
Доля
малого бизнеса в ВВП России в
настоящее время не превышает 17%,
тогда как в развитых странах
этот показатель составляет порядка 50%,
в Китае - 60%. В 2009 г. с поправкой
на мировой кризис рост ВВП ожидается
на уровне 2 - 3%. Для оптимизации роста
доли малого предпринимательства в
ВВП страны государство должно методом
нормативно-правового регулирования
решить следующие проблемы: развитие
малого предпринимательства в России
тормозит отсутствие свободного доступа
к недвижимости (аренда площадей) и
финансовым ресурсам, проблемы с подключением
к объектам инфраструктуры, административные
барьеры, проблемы с контрольно-надзорными
органами, налогообложение, а также недостаток
квалифицированных кадров.
Особой
проблемой являются барьеры, препятствующие
открытию собственного малого бизнеса.
Издержки на открытие малого бизнеса
колеблются по стране от 45 тыс. рублей
до 1 млн. рублей, и 1 млн. рублей - цифра,
которая для большинства абсолютно неподъемная.
Все
вышеприведенные направления государственной
политики в области развития малого
предпринимательства в РФ в том числе
направлены на увеличение доли уплаченных
субъектами малого предпринимательства
налогов в налоговых доходах федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов. В данном
аспекте политика государства исходит
из того, что малое предпринимательство
является очень гибкой формой хозяйствования
и быстрее всего реагирует на происходящие
изменения на рынке труда, и в условиях
сложностей в мировой финансовой системе
и в России он заслуживает самого пристального
внимания и поддержки, а поэтому в условиях
финансового кризиса малый бизнес не должен
почувствовать на себе увеличения налоговой
нагрузки.
Таким
образом, в условиях мирового финансового
кризиса государственная политика,
направленная на развитие малого предпринимательства
в Российской Федерации, позиционирует
малое предпринимательство как
важнейший фактор выхода страны из
кризиса, а также как гарантию
занятости и самозанятости населения
в условиях роста освобождения специалистов
с крупных предприятий и стремится
активизировать и оптимизировать реализацию
целей в области развития малого
предпринимательства, указанных в
Законе (ст. 6).