Система государственного политики предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 08:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ существующей системы государственной политики предпринимательства. В рамках этой цели ставились следующие задачи:

1. Проанализировать место и роль государственной политики в предпринимательстве;

2. Рассмотреть цели государственной политики.

Работа состоит из  1 файл

кр гос политика саша.docx

— 36.08 Кб (Скачать документ)

     2 Основные цели государственной политики в области развития предпринимательства в РФ 

     С 1 января 2008 года вступили в силу основные положения нового Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», создающий новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в РФ. Современная государственная политика признает малое предпринимательство важнейшим элементом выхода страны из кризиса и стремится оптимизировать реализацию целей в области развития малого предпринимательства.

     Нормативное правовое регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции  Российской Федерации и осуществляется Законом, иными нормативно-правовыми  актами.

     С начала 2008 г. система по реализации наиболее актуальных мероприятий, способствующих развитию малого предпринимательства, представляется пятью направлениями:

     1) Совершенствование нормативной  правовой базы;

     2) Развитие системы финансово-кредитной  поддержки малого и среднего  предпринимательства;

     3) Меры по развитию инфраструктуры  поддержки малого и среднего  предпринимательства, которые могут  включать в себя информационное  обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства на основе использования возможностей и координации действий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении и обработке соответствующей информации и др.;

     4) Информационная поддержка малого  и среднего предпринимательства;

     5) Развитие системы подготовки  кадров для малого и среднего  предпринимательства. 

     Государственная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации направлена на обеспечение  реализации целей и принципов, установленных  Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

     Проблема  мирового финансового кризиса влечет за собой актуальность рассмотрения основных целей государственной  политики в области развития малого предпринимательства под призмой  влияния кризиса на экономику  Российской Федерации.

     Рассмотрение  основных целей государственной  политики в период изменения российской экономики предполагает анализ положений  российского законодательства в  области развития малого предпринимательства  и эффективности направлений  государственной политики.

     Одной из основных целей государственной  политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является развитие субъектов  малого предпринимательства в целях  формирования конкурентной среды в  экономике Российской Федерации. Основными  мерами государственного стимулирования развития конкурентной среды должны быть меры по улучшению рыночной инфраструктуры с целью облегчения доступа к  кредитно-финансовым, информационным, трудовым и другим ресурсам. Для вступления новых хозяйствующих субъектов на рынок важным фактором является развитость необходимых средств коммуникации, служб по оказанию консалтинговых услуг, информационных и иного рода деловых услуг, развитие межфирменной кооперации.

     Ориентация  российской экономики на поддержку  производства и улучшение социального  климата должна создать базисные условия развития малого предпринимательства, ослабить тенденцию к теневому и  криминальному характеру его  развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться. Меры государственной политики по поддержке  малого предпринимательства играют принципиальную роль для развития конкуренции.

     Приоритетной  целью государственной политики в области развития малого предпринимательства  в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий  для развития субъектов малого предпринимательства. Эффективность выполнения органами власти своих функций в области  развития малого предпринимательства  зависит от характера взаимодействий всех трех уровней государственной  власти: федеральной, региональной и  муниципальной. Как важнейшее направление  развития малого предпринимательства  необходимо указать поддержку субъектов  малого предпринимательства, в том  числе финансовую, координируемую компетентными  государственными органами. Малому предпринимательству  всегда было непросто получить кредитное  финансирование, а в условиях мирового финансового кризиса эта ситуация обострилась. До того, как Россию «догнал» мировой финансовый кризис, за счет кредитов жили и развивались около  две трети малых предприятий. (Мировой кризис начался задолго  до того, как его ощутили россияне, а именно - в конце июля 2007 года.)

     В условиях финансового кризиса государственную  финансовую поддержку малого предпринимательства  пришлось скорректировать. Банки, опасаясь невозврата кредитов, стали требовать большего залогового обеспечения. Ставки банковских кредитов малому бизнесу в декабре 2008 г. - январе 2009 г. выросли с 13-15% до 20-22% и выше. Таким образом, фактически нынешняя политика банков закрывает доступ к кредитным средствам для очень многих предпринимателей.

     Следует обеспечить целевое кредитование малого бизнеса; четко следить, чтобы поступающие  в банки государственные средства шли именно на кредитные программы, а не на решение внутренних проблем  банков.

     Необходимо  дальнейшее усиление контроля за кредитной  политикой банковского сектора. Речь идет о фиксации процентных ставок, по которым, с одной стороны, банки  получают государственные средства, с другой - кредитуют этими средствами предприятия реального сектора. Если необходимо изменить нормативную  базу, то нужно применить эту меру.

     В Законе в качестве цели государственной  политики в области малого предпринимательства  в Российской Федерации указывается  обеспечение конкурентоспособности  субъектов малого предпринимательства. Государственная политика сегодня  направлена на решение вопроса чрезвычайной важности - об участии предпринимательского сообщества в преодолении финансово-экономического кризиса в России. В условиях кризиса  как никогда важно оказывать  внимание малому предпринимательству. Развитие малого предпринимательства  становится одним из важных средств  противодействия уже начавшемуся  росту незанятой части населения. Особую роль малое предпринимательство  играет в разработке и внедрении  нововведений, т.к. более гибкое управление малых предприятий в большей  степени оказывается восприимчивым  к новым разработкам.

     В условиях мирового кризиса малое  предпринимательство - двигатель номер  один в решении проблемы занятости  населения, а поэтому властям  придется развивать малый бизнес, несмотря на нехватку заемных средств. Государство должно сделать все от него зависящее, чтобы помочь созданию малых предприятий, обеспечить им стартовые условия. Таким образом, в данном аспекте государственная политика будет направлена на реализацию сразу двух целей развития малого предпринимательства - обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства и обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.

     В качестве основной цели государственной  политики в области развития малого предпринимательства Закон обозначает оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении  производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и  рынки иностранных государств. В  связи с этим в отношении малого предпринимательства применяются  некоторые послабления в виде специальных налоговых режимов, упрощенной системы ведения и  составления бухгалтерской и  статистической отчетности и ряда других. К данным послаблениям, предоставленным  субъектам малого предпринимательства, относится также особый порядок  участия субъектов малого предпринимательства  при размещении заказа на поставки товара, выполнении работ для государственных  и муниципальных нужд.

     В целях поддержки малого предпринимательства  ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных  и муниципальных нужд» установлено, что государственные заказчики  обязаны размещать заказы у субъектов  малого предпринимательства в диапазоне  от десяти до двадцати процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ/оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг.

     Причем  обязательное размещение заказов у  субъектов малого предпринимательства  распространяется на государственных, а не на муниципальных заказчиков. Последние вправе, но не обязаны  соблюдать данное требование законодателя.

     Выделенные  законодателем малому предпринимательству  преференции в области размещения государственного заказа недостаточны. Усугубляет положение незаинтересованность муниципальных заказчиков в сотрудничестве с малым бизнесом. Без законодательного квотирования на муниципальном уровне условий участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа, вряд ли ожидается увеличение заключенных контрактов с представителями  малого бизнеса.

     Приоритетной  целью государственной политики является увеличение количества субъектов  малого предпринимательства. В условиях мировой финансовой нестабильности основная задача российских властей - принять меры по мягкому выходу из кризиса. Большую роль в этом процессе призван сыграть в том числе  малый бизнес, который позволит не только решать экономические, но и социальные проблемы в тот момент, когда с  крупных предприятий будет высвобождаться большое количество специалистов. Правительством принято решение повысить в 2009 г. финансирование государственной программы  поддержки малого предпринимательства.

     Увеличение  доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме внутреннего валового продукта - одна из основных задач государственной  политики Российской Федерации.

     Доля  малого бизнеса в ВВП России в  настоящее время не превышает 17%, тогда как в развитых странах  этот показатель составляет порядка 50%, в Китае - 60%. В 2009 г. с поправкой  на мировой кризис рост ВВП ожидается  на уровне 2 - 3%. Для оптимизации роста  доли малого предпринимательства в  ВВП страны государство должно методом  нормативно-правового регулирования  решить следующие проблемы: развитие малого предпринимательства в России тормозит отсутствие свободного доступа  к недвижимости (аренда площадей) и  финансовым ресурсам, проблемы с подключением к объектам инфраструктуры, административные барьеры, проблемы с контрольно-надзорными органами, налогообложение, а также недостаток квалифицированных кадров.

     Особой  проблемой являются барьеры, препятствующие открытию собственного малого бизнеса. Издержки на открытие малого бизнеса  колеблются по стране от 45 тыс. рублей до 1 млн. рублей, и 1 млн. рублей - цифра, которая для большинства абсолютно неподъемная.

     Все вышеприведенные направления государственной  политики в области развития малого предпринимательства в РФ в том числе направлены на увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В данном аспекте политика государства исходит из того, что малое предпринимательство является очень гибкой формой хозяйствования и быстрее всего реагирует на происходящие изменения на рынке труда, и в условиях сложностей в мировой финансовой системе и в России он заслуживает самого пристального внимания и поддержки, а поэтому в условиях финансового кризиса малый бизнес не должен почувствовать на себе увеличения налоговой нагрузки.

     Таким образом, в условиях мирового финансового  кризиса государственная политика, направленная на развитие малого предпринимательства  в Российской Федерации, позиционирует  малое предпринимательство как  важнейший фактор выхода страны из кризиса, а также как гарантию занятости и самозанятости населения  в условиях роста освобождения специалистов с крупных предприятий и стремится  активизировать и оптимизировать реализацию целей в области развития малого предпринимательства, указанных в  Законе (ст. 6).

Информация о работе Система государственного политики предпринимательства