Система предпринимательства в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение истории развития сервисной деятельности, сущности предпринимательской деятельности, изучение инноваций туристских организаций и способов регулирования в сфере туризма.

Содержание

Введение 3
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 5
1.1. Историческое развитие сервисной деятельности 5
1.2. Сущность и содержание предпринимательской деятельности 8
1.3. Виды предпринимательской деятельности в туризме 10
1.4. Инновации туристских организаций 14
2. РЫНОЧНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА 19
2.1. Рыночное саморегулирование в сфере туризма 19
2.2. Государственное регулирование в сфере туризма 20
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЛЯ «RIVER PARK» 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Текст.docx

— 67.50 Кб (Скачать документ)
    1. Рыночное саморегулирование в сфере туризма

Рынок представляет собой  распределительную систему, в которой  рыночные отношения продавца и покупателя могут охватывать не только физические и юридические лица, но и отрасли, регионы, взаимоотношения между  странами. При этом рынок ничего не производит, а только участвует  в распределении товаров.

Самостоятельным сегментом  рыночной экономики РФ, достаточно стабильным и конкурентоспособным  в последние годы, стал туризм. Его  функционирование вызывает все возрастающий интерес у населения, потенциального покупателя туристских услуг. В сфере туризма производство и реализация туристских услуг развиваются одновременно с рыночными отношениями между продавцами и покупателями.

Важным направлением развития рыночной экономики в РФ является повышение конкурентоспособности  отечественных товаров на мировом  рынке. В сфере туризма это  может быть реализовано значительно  быстрее, чем во многих других отраслях и сферах деятельности.

Внутри РФ конкуренция  между туристскими фирмами уже  достаточно сильна. Развитие конкуренции  во многом определяется экономической  независимостью поставщиков туристического продукта, т.е. свободой в принятии решений  при заключении сделок, распоряжении своими доходами, установлении свободных  цен.

Равновесие между предложением и спросом в туристских услугах  может произойти либо за счет сдвига кривой предложения, либо кривой спроса. Так, например, кривая спроса может  сдвинуться из-за изменения потребительских  свойств туристского продукта или  изменения мотивации потребителей туристских услуг, что показано на рис.1.

 
Рис.1. Рыночное равновесие предложения  и спроса в туристическом обслуживании населения

Р - уровень предложения;

Q - уровень спроса;

Р’ - новый уровень предложения;

Q’ - новый уровень спроса.

Если основные потребители  на рынке туристических услуг  имеют средний душевой доход, то увеличение их дохода вызовет перемещение  кривой спроса вправо и вверх. Кривая предложения в этом случае останется  на прежнем месте. На рис.1 видно, что  в новой точке равновесия цена и объем туристских услуг установятся  на более высоком уровне.

    1. Государственное регулирование в сфере туризма

Соединения факторов туристского  спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма  и путешествий в интересах  развития страны в целом или региона.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии  государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных  Всемирной туристской организацией (ВТО), показали растущее участие частных  структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке  со стороны государства.

Россия, несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди  туристских предприятий РФ – 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет  вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует  добавить нестабильность развития внутреннего  туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные  и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение  этих услуг за последние годы резко  сократилось. Стоит отметить также, что современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.

Социальный туризм – путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Социальный тур – минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.

Базовый стандарт доступности социального тура – совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Участник социального  туризма  – турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма.

Организация социального  туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10 %.

Появление отмеченных негативных обстоятельств связано в основном с тем, что на современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.

Предполагается необходимым  государственное регулирование  в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

Таким образом, государственное  регулирование в сфере туризма  может осуществляться путем воздействия на расширение туристского рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристского продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристском рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

Воздействие со стороны государственных  органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.

Конкретные  задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:

- принятие решений по  разработке организационно-экономической  и социальной политики в области  развития туризма, а также подготовка  и принятие плана такого развития;

- создание условий для  решения проблем социального,  адресного туризма; 

- разработка программ  развития государственного и  частного секторов, с учетом перечисленных  только что направлений; 

- обеспечение эффективного  инвестирования государственного  и частного секторов;

- обеспечение постоянного  контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

За частным сектором, как  правило, закрепляется создание туристических  объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических  объектов и т.д.).

Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:  
1) содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

2) определяет и поддерживает  приоритетные направления туристской  деятельности;  
3) формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;  
4) осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

При этом основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

1) обеспечение права граждан  на отдых, свободу передвижения  и иных прав при совершении  путешествий; 

2) охрана окружающей природной  среды; 

3) создание условий для  деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

4) развитие туристской  индустрии, обеспечивающей потребности  граждан при совершении путешествий;

5) создание новых рабочих  мест;

6) увеличение доходов  государства и граждан; 

7) развитие международных  контактов; 

8) сохранение объектов  туристского показа, рациональное  использование природного и культурного  наследия.

Приоритетными направлениями  государственного регулирования туристической  деятельности являются поддержка и  развитие внутреннего, въездного, социального  и самодеятельного туризма.

Определены конкретные направления государственного регулирования туристской деятельности.

Оно осуществляется путем:

- создания нормативных  правовых актов, направленных  на совершенствование отношений  в сфере туристской индустрии;

- содействия в продвижении  туристского продукта на внутреннем  и мировом туристских рынках;

- защиты прав и интересов  туристов, обеспечения их безопасности;

- лицензирования, стандартизации  в туристской индустрии, сертификации  туристского продукта;

- установления правил  въезда в РФ, выезда из неё  и пребывания на её территории  с учетом интересов развития  туризма; 

- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

- налогового и таможенного  регулирования; 

- представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;

- содействия кадровому  обеспечению туристской деятельности;

- развития научных исследований  в сфере туристской индустрии; 

- содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах;

- обеспечения картографической продукцией.

Координацию туристической  деятельности в РФ осуществляет федеральный  орган исполнительной власти в сфере  туризма.

Таким образом, в законе определены принципы, цели и формы государственного регулирования ее. Необходимо, чтобы  сформированные принципы, цели и формы  государственного регулирования столь  же четко исполнялись на практике. Для этого нужны инструкции, подзаконные  акты и т.д.

Поскольку турист получает комплекс услуг, предоставленных ему  в определенном месте, где происходит туристское мероприятие, деятельность муниципалитетов по поддержке оказания этих услуг может иметь достаточно большое значение, как на местном  уровне, так и на региональном (межрегиональном) уровне.

Информация о работе Система предпринимательства в туризме