Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:23, реферат
По мнению ряда ученых, занимающихся изучением экономики, в 21 веке одним их важных условий по устойчивому развитию пищевой промышленности является разработка и приведение в действие эффективной инновационной политики, главной целью которой должно стать внедрение новых технологий, изобретений, форм управления производством и организацией труда, основанных на достижениях научно-технического прогресса. Как показывает мировой опыт, в условиях рыночной экономики государство принимает самое непосредственное участие в организации инновационной деятельности.
1. Специфика НТП пищевой промышленности………………………..……….3
2. Диверсификация производства, принципы и экономическое значение……9
3. Олигополистическая координация в отрасли……………………………….20
4. Особенности развития пищевой промышленности в России…………...…22
Список используемой литературы………………………………………….…. 28
Содержание
1. Специфика
НТП пищевой промышленности…………
2. Диверсификация производства, принципы и экономическое значение……9
3. Олигополистическая
координация в отрасли………………………
4. Особенности
развития пищевой
Список используемой
литературы………………………………………….….
28
1. Специфика
НТП пищевой промышленности
По мнению ряда ученых, занимающихся изучением экономики, в 21 веке одним их важных условий по устойчивому развитию пищевой промышленности является разработка и приведение в действие эффективной инновационной политики, главной целью которой должно стать внедрение новых технологий, изобретений, форм управления производством и организацией труда, основанных на достижениях научно-технического прогресса. Как показывает мировой опыт, в условиях рыночной экономики государство принимает самое непосредственное участие в организации инновационной деятельности. Стоит отметить, что формы этого участия могут быть самыми разнообразными. В частности, в США и Японии в настоящее время разработаны и успешно функционируют общенациональные программы развития научно-технической деятельности и соответствующего перераспределения управленческих функций в регионах и пр.
Во многих зарубежных странах достаточно длительное время существуют специальные государственные службы по освоению науки и техники в сельском хозяйстве под названием «Agricultural Extension Service». В США, к примеру, функционирует многоуровневая государственная система внедрения достижений науки в с/х, предусматривающая распространение сельскохозяйственных знаний. Многолетний опыт США и ЕС по освоению инноваций весьма поучителен для развития пищевой промышленности России и отдельных ее регионов. Проведя его подробный и всесторонний анализ, можно сформулировать следующие основные принципы экономического механизма эффективного использования инноваций:
-
заинтересованность со стороны
государства в части внедрений
инноваций, отбора достижений
НТП, технологического
-
весомая, законодательно
-
автоматическое «включение»
-
несовершенство нормативно-
- отсутствие общей согласованности в части принятия управленческих решений относительно направлений управления инновационной деятельностью, формирования мер по повышению показателей инновационного развития на региональном, муниципальном, федеральном уровнях власти;
-
отсутствие опыта ведения
-
низкая эффективность
-
недостаточная степень
- низкая степень обеспеченности инновационной сферы кадровым потенциалом;
-
постепенное устаревание
-
крайне низкий уровень
-
постепенно усиливающаяся
-
низкая самообеспеченность
Главной
целью освоения нововведений в пищевой
промышленности должно стать постепенное
повышение производительности труда,
и, как следствие, наращивание важнейших
экономических показателей отрасли. Для
создания качественного инновационного
продукта, необходимо тесное взаимодействие
не только государства, но и товаропроизводителей.
Государство, устанавливая свои законы,
правила, предоставляя субсидии, формирует
необходимую базу для развития инновационного
потенциала предприятий пищевой промышленности.
В то же время местные товаропроизводители,
учитывая факторы производства, формируют
предложение на соответствующую продукцию.
Стоит отметить, что развитию инновационной
деятельности пищевой промышленности
на современном этапе препятствуют различные
группы факторов (табл.1).
Таблица 1 - Факторы, сдерживающие рост предприятий пищевой промышленности
Факторы | Группы факторов |
Экономические и финансовые |
- наличие инфляционных
процессов и темпы инфляции;
- особенности национальной системы налогообложения; - степень государственной поддержки отраслей пищевой промышленности; - наличие или отсутствие на рынке иностранных инвесторов; - уровень банковской процентной ставки; - степень участия государства в ценообразовании - значение основных финансовых показателей и тенденции их изменения; - возможность привлечение краткосрочного и долгосрочного капитала; - контроль издержек и возможность их снижения; особенности финансового планирования и бюджетирование деятельности предприятия. |
Роль государства в управлении отраслью пищевой промышленности |
- стабильность
или нестабильность;
- процессы приватизации или национализации; - степень государственного контроля над деятельностью предприятий; - наличие или отсутствие государственных заказов по производству пищевых продуктов; - наличие или отсутствие необходимых природных ресурсов и их доступность; - международные контракты на поставку отечественных продуктов в другие страны |
Научно-технические |
- степень государственной
поддержки развития пищевых технологий;
- количество высших и средних специальных учебных заведений по подготовке кадров для пищевой промышленности; - количество научно-исследовательских учреждений (институтов, лабораторий), исследующих пищевые технологии, а также состояние их материально-технической базы. |
Кадровый потенциал |
- степень квалификации
и особенности моральных качеств управленческого
персонала;
- мотивация работы сотрудников, в частности, наличие компенсационных выплат за работу в тяжелых условиях; - размер оплаты труда работников и принципы премирования. |
Производственные |
- стоимость необходимого
сырья и степень его доступности;
- коэффициент использования производственной мощности и возможность расширения производства; - система контроля качества и ее эффективность; - наличие у предприятия собственных разработок и инноваций. |
Развитие пищевой промышленности сдерживается различными группами факторов. Как видно из таблицы 1, их анализ в рамках исследования современных проблем позволит расширить сферу деятельности данной отрасли. Кроме того, это позволит ориентировать ее на выпуск конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции, способной удовлетворить потребности населения конкретного региона. Опираясь на результаты исследований регионального и местного уровня, посвященные анализа тенденций и динамики развития пищевой промышленности, агропромышленного комплекса, сельского хозяйства, в настоящее время просто необходим переход пищевой промышленностью на новый, качественно новый, инновационный уровень своего развития. Сейчас уже недостаточно использовать обычные инструменты и приемы по управлению деятельностью предприятий пищевой промышленности.
Инновационность
отрасли пищевой промышленности
заключается, прежде всего, в том, чтобы
на основе имеющегося рыночного потенциала,
располагаемых ресурсов (сырьевых,
материальных, кадровых, интеллектуальных)
достичь тех нормативных значений показателей,
по которым пищевая промышленность серьезно
уступает другим отраслям. Пищевая промышленность
нуждается в разработке качественно нового
методического инструментария и уточнения
существующего. Суть инновационной деятельности
для развития пищевой промышленности
состоит в следующем: разработать такие
методики по управлению промышленным
производством, чтобы весь процесс производства,
начиная от выращивания продукции и заканчивая
ее реализацией, был отлажен на должном
уровне, не имел сбоев, вызванных некачественной
работой отдельных субъектов хозяйствования.
В сложившихся экономических условиях
одним из приоритетных направлений по
совершенствованию пищевой промышленности
в динамике, с точки зрения авторов, должно
стать формирование образовательной подсистемы
в пищевой промышленности, дополненное
выделением основных инструментов и мероприятий
по их реализации.
2. Диверсификация
производства, принципы и экономическое
значение
Диверсификация
производства (деятельности) – переход
от односторонней, часто базирующейся
лишь на одном продукте производственной
структуры, к многопрофильному производству
с широкой номенклатурой
Диверсификация производства как форма организации производительных сил привлекла внимание, прежде всего, практических работников в связи с демонополизацией российской экономики, расширением конкуренции. Но отечественной экономической наукой недостаточно изучены экономические, технологические и социальные аспекты явления. Теория не смогла предсказать возникновения многих трудностей, с которыми столкнулись предприятия, получив свободу выбирать любой вид деятельности, не запрещенный законодательством РФ.
Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.
Развитое рыночное хозяйство прошло через множество этапов, каждый из которых характеризовался разнообразным сочетанием специализации и диверсификации как асимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства.
Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала. Способствовало разработке стратегии диверсификации падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство.
Причины переориентации предприятий на стратегические вопросы не поддаются однозначному определению. Во-первых, цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния и возможностей предприятия и, во-вторых, привлекательность отраслей для фирм различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Так, финансовые возможности убыточных, средних и преуспевающих предприятий диктуют различные стратегии от "просто выжить" до образования стратегических альянсов. Выделение средств на социальные цели и благотворительную деятельность свидетельствует о том, что экономические интересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаются в сторону формирования доброго имени и марки фирмы.
Поиск направлений