«Мы предполагаем, что Россия
сможет в 2010 г. показать реальный рост
ВВП на уровне не менее 2–3%, в 2011 –
не менее 3–4%. В дальнейшем темпы
роста ВВП в России составят примерно
4–5% в год, однако в более отдаленной
перспективе они могут снизиться
до 3% в год или даже менее того.
В 2010 году инфляция, скорее всего, будет
носить умеренный характер. Вполне
вероятно, что в 2009–2011 г. ее значения
не будут превышать 8–10% со снижением
до 5% (или менее того) к 2025 году. Если
наши предположения оправдаются, то
к 2050 г. ВВП на душу населения в
России в ценах 2008 г. превысит 50 тыс.
долларов – он достигнет сегодняшних
показателей США. А рынок страхования
«не – жизни» (включая сюда и обязательное
страхование) увеличится более чем в 7,5
раз и составит около 7 трлн. рублей в ценах
2008 года. В номинальных ценах (без очистки
от инфляции) объем премий вырастет почти
в 80 раз и практически достигнет 71 трлн.
рублей. В результате доля страхования
«не – жизни» в ВВП России вырастет с 2,2%
до 4,2%».
Накопительное страхование жизни
опирается на уверенность населения
в долгосрочной надежности финансовой
системы, а также на устойчивость
курсовых валютных соотношений: потребители
должны быть уверены, что их накоплениям
не угрожают риски, связанные с возможностью
девальвации различных валют. Поэтому
после кризиса должно пройти довольно
значительное время, необходимое для
восстановления инвестиционного оптимизма
потребителей. Существенным стимулом
для развития рынка могут стать
налоговые льготы.
В ближайшее десятилетие
рынок накопительного страхования
будет компенсировать отставание от
мировых показателей по доле расходов
на накопительное страхование в
доходах населения. Согласно прогнозам
Центра стратегических исследований,
сборы премии в этом сегменте к 2050
году могут вырасти до 3,6 трлн. руб.
в ценах 2008 г., что обеспечит реальный
рост премий почти в 190 раз. В номинальных
ценах (без очистки от инфляции) объем
рынка к 2050 г. может составить
более 36,5 трлн. рублей. Таким образом,
доля страхования жизни в ВВП
вырастет с сегодняшних 0,05% до 2,2%.
2.2 Прогноз динамики
взносов до 2013 года
Если будут реализованы все
обсуждаемые в настоящий момент меры и
законопроекты по введению новых обязательных
видов страхования и стимулированию добровольного
спроса на страхование, объем страхового
рынка в 2013 году может достигнуть 1 230 млрд.
рублей, увеличившись по сравнению с 2010
годом в 2,2 раза. В результате объем взносов,
собираемых в рамках обязательных видов
страхования (без учета ОМС), составит
порядка 500 млрд. рублей (100 млрд. рублей
в 2010 году).
Пессимистичный сценарий
– если страховые законопроекты
приниматься не будут – предполагает
рост взносов к 2013 году до 840 млрд. рублей
или в 1,5 раза. При этом объем взносов по
обязательным видам страхования будет
составлять порядка 200 млрд. рублей.
Рис.1 Динамика
страховых взносов (оптимистичный прогноз)
Рис.2 Динамика страховых
взносов (пессимистичный прогноз)
В 2010 году доля обязательных
видов (без учета ОМС) составляет
порядка 18%. В 2013 году, в случае введения
всех обсуждаемых видов страхования, -
этот показатель резко вырастет до 41%,
в противном случае он все равно увеличится
(за счет страхования ОПО), но не так сильно
– до 25%.
Рис.3 Динамика структуры
страхового рынка:
оптимистичный и
пессимистичный прогноз
Табл.2 Прогноз
темпов прироста страховых взносов
в 2013 году по отношению
к 2010 году, %
|
Оптимистичный
прогноз |
Пессимистичный
прогноз |
Добровольные виды страхования |
60 |
41 |
Обязательные виды страхования |
411 |
107 |
Всего |
124 |
53 |
Реальные темпы роста
страхового рынка будут находиться
между оптимистичным и пессимистичным
прогнозами в зависимости от принятия
законов о введении новых обязательных
видов страхования и реализации
мер по стимулированию добровольного
спроса на страхование. Еще один фактор,
влияющий на темпы роста страховых
премий – успешность реализации того
или иного вида обязательного
страхования.
Рис.4 Прогноз динамики
страховых премий
Заключение
Эффективная страховая система
должна обеспечивать возмещение убытков
без привлечения дополнительных
средств госбюджета, поддержание
непрерывности процесса производства
и социально-экономической стабильности.
Чтобы российский страховой рынок
смог в полной мере выполнять эти
функции, необходимо сделать ставку
на развитие ключевых видов страхования,
повышение надежности и емкости
страхового рынка, а также создание
условий для добросовестной конкуренции
и формирование рыночной инфраструктуры.
- Создание единого государственного органа, координирующего политику государства в сфере страхования, отвечающего за развитие страховой отрасли и согласовывающего законопроекты в области страхования, разработанные другими ведомствами. В противном случае могут произойти различные перекосы и диспропорции на страховом рынке, политика государства в сфере страхования будет непоследовательной.
- Сохранение суверенитета российского страхового рынка в целях обеспечения промышленной безопасности и финансовой независимости. Для этого государству необходимо препятствовать допуску на российский страховой рынок филиалов иностранных страховых компаний.
- Стимулирование развития добровольного страхования физических и юридических лиц. Основные меры – расширение налоговых льгот, субсидирование страхования, поддержка создания типовых договоров в массовых видах страхования. Кроме того, необходимо минимизировать объемы государственной помощи частным предприятиям и физическим лицам в тех случаях, где это должны делать страховые компании.
- Более широкое использование инструмента страхования в промышленной политике, как для защиты финансовых интересов самого государства, так и для субсидирования различных сфер экономики. В частности необходимо ввести обязательное страхование государственного и муниципального имущества, реформировать систему
сельскохозяйственного
страхования.
- Совершенствование существующих и введение новых обязательных видов страхования, в тех случаях, где это будет признано экономически выгодным, в целях обеспечения защиты интересов граждан. Введение новых обязательных видов страхования должно осуществляться на основе следующих принципов: адекватности страховых сумм, единой стоимости жизни, определения институтов контроля за соблюдением нормы страхования и ответственности за ее несоблюдение, а также параллельного создания инфраструктуры рынка.
- Создание условий для становления российского перестраховочного рынка в качестве крупного регионального перестраховочного центра. Для этого необходимо содействовать созданию крупных национальных перестраховщиков, в том числе с государственным участием, а также вести переговоры, направленные на устранение институциональных ограничений на прием взносов по входящему перестрахованию из-за рубежа.
- Повышение страховых и перестраховочных емкостей, соответствующих существующим в экономике рискам. Основные меры – создание двухуровневой системы страхования и увеличение капитализации за счет снижения налоговой нагрузки на реинвестирование прибыли страховых организаций.
- Повышение финансовой устойчивости страховых компаний. Для этого, во-первых, необходимо совершенствовать систему надзора за страховой отраслью – построить прозрачную систему стресс – тестирования и раннего реагирования на ухудшение финансового состояния страховых компаний. Во-вторых, необходимо расширить использование рейтингов надежности в регулировании страховой отрасли. В частности использовать рейтинги страховых компаний для допуска их на рынки социально значимых видов страхования. В-третьих, необходимо стимулировать страховые компании развивать собственные системы риск – менеджмента, повышать свой уровень информационной прозрачности. Для этого необходимо включить в перечень документов соискателя лицензии на осуществление страхования регламенты по управлению финансовыми и операционными рисками, ввести требование по раскрытию существенной информации на официальном сайте компании.
- Адекватное развитие инфраструктуры страхового рынка. Устойчивое развитие страхового рынка не возможно без введения института независимых актуариев, предоставляющих заключения об обоснованности используемых тарифов и достаточности сформированных резервов. Необходимо ужесточить регулирование деятельности страховых посредников (агентов и брокеров), актуариев, страховых экспертов и оценщиков, в частности вести их реестр и проводить их сертификацию. Для этого необходимо стимулировать развитие саморегулирования в этих профессиях.
- Систематизация существующего страхового законодательства и, где это возможно, гармонизация его с директивами ЕС, что должно способствовать формированию благоприятной институциональной среды и снижению трансакционных издержек. В частности необходимо рассмотреть вопрос создания Страхового Кодекса, систематизировать существующие и принимаемые законы об обязательном страховании на основе единых принципов, принять закон о деятельности страховых посредников, устранить «белые пятна» - более четко определить понятия страховой и восстановительной стоимости, ввести принцип компенсации причиненного ущерба.
Литература
- Страховое право: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.В.Шахова, проф. В.Н. Григорьева, С.Л. Ефимова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. - С. 55
- Журнал «Эксперт» № 8, 2010г.
- Журнал «Эксперт» №10, 2010г.
- Аналитика и статистика страховой компании «Росгосстраха» декабрь, 2010г.
- Российская Бизнес – газета № 735(2) от 19.10.2010г.
- Российская газета № 5384 (8) от 19.01.2011г.
1 Страховое право: Учебник для
вузов / Под ред. проф. В.В.Шахова, проф.
В.Н. Григорьева, С.Л. Ефимова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
Закон и право, 2008. - С. 55.