Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:53, реферат
Бизнес и предпринимательство - важнейшие элементы рыночной экономики, без которых не может гармонично развиваться государство, ступившее на путь рыночных преобразований в экономике. Бизнес и предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта страны, их участие в народнохозяйственной деятельности велико.
Введение 2
Раздел 1 – Понятие терминов «бизнес», «бизнесмен», «предприниматель» и «предпринимательство» 3
Раздел 2 - Развитие бизнеса в мировой практике 11
Раздел 3 – Развитие бизнеса в РБ 15
Раздел 4 – Первоначальные задачи, решаемые в начале предпринимательской деятельности 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Можно сравнить историю развития бизнеса с историями многих стран с завоевателями и царями, войнами и сменой политического режима. Например, история СССР сама по себе очень интересна, поскольку события развивались достаточно увлекательно. Так же и бизнес — со всех сторон можно найти интересные черты, но каждая из них требует профессионального подхода, знание мелких подробностей и «подводных камней», чтобы и результаты ведения бизнеса были интересными для владельца и соучредителей.
Всю историю бизнеса можно назвать сложной многоуровневой системой, которая несет в себе большое количество параметров и направлений. Конечно, не каждый человек может запомнить такое большое количество информации, но именно так можно отличить профессионала от просто хорошего работника. Только профессиональный подход и чуткая реакция, на мельчайшие изменения в экономической среде, позволяет воротилам бизнеса прекрасно уживаться в мире денежных знаков и цифр.
Организация бизнеса имеет свою собственную структуру, свои особенности и формы, которые можно рассматривать как комплексно, так и отдельно взятые элементы. За всю историю бизнеса было несколько значительных изменений в создании и организации своего собственного дела, это связано с тем, что международная экономическая политика резко меняла свое направление, тем самым дестабилизируя финансовые устои многих стран, создавая так называемые финансовые кризисы. Именно из-за этих резких спадов в определенных экономических регионах возникают огромные дыры в бюджете, и их долги растут с геометрической прогрессией. Но в то же время есть страны, которые в период спада не только продолжают международную торговлю, но и развивают новые направления, тем самым только укрепляя свое место на экономической карте мира.
Благодаря таким жестким урокам в прошлом, многие финансовые магнаты могут преодолеть любые препятствия и извлечь пользу из даже самой сложной экономической ситуации. Ведь практически все ведущие брендовые марки в мире, ведут свою историю еще с двадцатого века и до сих пор возглавляют мировые финансовые рейтинги.
Как известно, само понятие бизнес (или предпринимательство, как кому привычней) корнями уходит еще в древние времена. Его становление неразрывно связано с деятельностью купцов и торговцев Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции или же Древнего Рима. Именно они, по сути, и были первыми бизнесменами, работающими на себя. Средневековое предпринимательство представлено целой галереей весьма колоритных фигур. Это воинствующие торговцы наподобие не расстававшихся с мечом варяжских купцов. К крупнейшим «мирным» предприятиям в данную эпоху следует отнести подряды на строительство государственных и культовых учреждений. Среди фигур помельче выделяется разного рода сомнительный люд — полубродячих торговцев и ремесленников, изобретателей и авантюристов, первых биржевых спекулянтов, увлекаемых с XVII в. волнами грюндерских лихорадок. Родоначальник теории предпринимательства Р. Камтильон, например, вообще включал в число предпринимателей бродяг и разбойников. Все эти фигуры с современной точки зрения трудно отнести к «чистому» предпринимательскому типу.
Следующей стадией развития бизнеса стала стадия промышленного капитализма. В этот период появляются первые прообразы современных заводов и производственных предприятий, которые в то время получили название мануфактур. Мануфактуры представляли собой достаточно крупные, по тем временам, производственные структуры, где применялся принцип разделения труда и использования наемной рабочей силы со стороны. Возглавляли мануфактуры предприниматели или бизнесмены, в собственности которых и находились средствами производства и производственные процессы. В целом можно сказать, что история развития бизнеса в масштабе человечества повторилась в миниатюре и у нас, только на протяжении каких-то пятнадцати – двадцати лет. Покончив с торговлей, наиболее успешные и дальновидные бизнесмены поняли, что необходимо выводить свой собственный бизнес на более высокую стадию – производственную.
Следующей эрой в цивилизационной истории развития бизнеса стала эра финансового предпринимательства. Так, где-то в середине 16-го века появляется понятие акционерного капитала, далее образуются первые акционерные общества. Именно они стали толчком к формированию более совершенных бизнес - структур - акционерных банков. Начав свою деятельность еще в те незапамятные времена, финансовые структуры и ныне господствуют в современном бизнесе.
Нарастающее акционирование капитала, ведущее отсчет со времен Ост-Индской Компании, а затем появление в середине XIX столетия обществ с ограниченной ответственностью подготавливают почву для перелома, который происходит в ведущих западных странах (где-то раньше, где-то позже) в первой трети XX века. Семейные фирмы все более уступают место корпорациям, собственность которых распылена среди тысяч и сотен тысяч вкладчиков. Начиная с 30-40-х годов собственность все более обезличивается и концентрируется в руках разного рода юридических лиц. Наблюдается уменьшение числа и доли независимых собственников. Пропасть между крупным и мелким бизнесом неумолимо расширяется. Одновременно «раскалывается» и фигура молодого буржуазного предпринимателя.
В итоге на одной стороне оказывается основатель мелкой фирмы, формально сохраняющий за собой позиции независимого собственника. Предприятие сталкивается с жесткими проблемами выживания; свобода принятия хозяйственных решений на поверку оказывается весьма ограниченной; инновации же — часто просто не под силу из-за нехватки ресурсов. Будучи зажатой между тремя крупными силами: государством, крупным капиталом и организованным наемным трудом, эта «стесненная группа» мелких собственников (городских и сельских) становится на все более консервативные политические позиции. И даже если присущие им в этой борьбе на три фронта вспышки отчаянного радикализма принимают облик революционности, то нацелены они бывают не на социальные изменения, а скорее на сохранение «статус кво».
На другой стороне выделяются организаторы крупного производства. Владельцы крупных капиталов освобождаются от проблем реальной организации. Многие прерогативы в принятии хозяйственных решений переходят в руки менеджеров, которые, занимая свое место в рационально выстроенной бюрократической иерархии, вынуждены подчиняться корпоративному интересу. Персональная ответственность предпринимателя в значительной степени размывается бюрократической коллегиальностью, а мотив извлечения прибыли отступает перед мотивами устойчивости финансовых показателей и личного карьерного продвижения. Вслед за мелким собственником, организатор крупного производства начинает утрачивать подлинно предпринимательские черты.
Помимо изменений в социальной базе предпринимательства происходит также расчленение предпринимательской функции. Вместо одной фигуры появляются несколько:
Конечно, возможно совмещение некоторых функций. Так, механик-изобретатель Г. Форд смог когда-то вырасти в основателя автомобильной империи. Но с течением времени такое совмещение ролей все более затрудняется даже для организаторов не слишком крупных предприятий. Функция предпринимателя расщепляется на специальные сферы деятельности, труднее становится обнаружить действительного лидера и инициатора инноваций. Порою он и вовсе не показывается на поверхности.
С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Рассмотрим основные этапы зарождения предпринимательства в России.
I этап - появление предпринимательства в сфере ремесла и торговли.
II этап (XV в. - начало XIX в.) - образование сообщества предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В это время появляется термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода. Наибольшее развитие предпринимательства пришлось на годы правления Петра I (1689-1725). В это время создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли, как горная, оружейная, суконная, полотняная.
III этап (вторая половина XIX в.) - новые методы корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских союзов, в которых капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являлись капиталистами. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала отмена крепостного права в 1861 г. Начинается строительство железных дорог, оживляется акционерная деятельность. Развитию и перестройке промышленности способствует иностранный капитал. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник.
IV этап (с октября 1917 г.) - установление государственной монополии и централизация экономики, лишившие производителей экономической самостоятельности и устранившие конкуренцию между ними. В этот период был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.
V этап - период НЭПа. Новая экономическая политика предусматривала становление предпринимательства в форме смешанных и частных концессий, акционерных обществ. Частное предпринимательство было представлено такими организационными формами, как аренда, кооперативы, акционерные общества, товарищества.
VI этап (конец 1920-х-вторая половина 1980-х гг.) характеризуется перемещением предпринимательской деятельности из легального в нелегальное положение (сервис, услуга) и теневую экономику. Главным источником теневой экономики был дефицит товара, который определялся диспропорциями между растущими потребностями и ограниченными возможностями производства, между спросом и предложением, между сервисом и производством.
VII этап (1980-е гг.) - поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической предприимчивости. В рамках плановой модели экономики возрождались такие забытые формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация.
VIII
этап (1990-е гг.) - характеризуется переходом
к рыночной экономике, который коренным
образом изменил отношение к частной собственности,
конкуренции, предпринимательству. Предпринимательство
является составным и основным компонентом
рыночной экономики.
Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался в середине 80-х годов, когда страна была еще в составе Советского Союза. В 1986 году правительством СССР были приняты решения о развитии индивидуальной трудовой деятельности (ИТД).
В Беларуси Закон об ИТД вступил в действие с 1 мая 1987 года. В этих решениях ничего принципиально нового не было: и до этого в Беларуси кустарно-ремесленнической деятельностью занимались 4,5 тыс. человек, – они, например, шили на дому одежду или на своих огородах выращивали семена цветов. Однако новым было отношение к частной инициативе. Властям вменялось в обязанность содействовать ремесленникам в приобретении сырья, обеспечении помещениями, кредитами и торговыми местами на колхозных рынках. При этом оставались непоколебимыми принципы социализма: не разрешались применение наемной рабочей силы и оборот средств производства. ИТД разрешалось заниматься пенсионеркам, домохозяйкам и инвалидам. Другие граждане могли заниматься ИТД только в свободное от основной работы время.
Еще одной возможностью для предприимчивых людей проявить себя стали центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ), создание которых началось в 1987 году. Они появлялись, как правило, при городских и районных комсомольских организациях на хозрасчетной основе с целью ускорения научно-технического прогресса. При них создавались временные творческие коллективы (ВТК), которые работали в принципиально новых условиях без “плана” и “вала”, по договорам с центром. Они сами искали заказы на выполнение работ и договаривались о цене работы с заказчиком. Одним из таких центров стал созданный в Минске в феврале 1988 года центр НТТМ “Спектр”. Уже через два года работы в штате центра было 35 человек, объем выполненных договорных работ составлял несколько миллионов долларов.
Гораздо
более значимым фактом для развития
предпринимательства стало
Информация о работе Сущность и роль предпринимательства в обществе