Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:53, реферат
Бизнес и предпринимательство - важнейшие элементы рыночной экономики, без которых не может гармонично развиваться государство, ступившее на путь рыночных преобразований в экономике. Бизнес и предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта страны, их участие в народнохозяйственной деятельности велико.
Введение 2
Раздел 1 – Понятие терминов «бизнес», «бизнесмен», «предприниматель» и «предпринимательство» 3
Раздел 2 - Развитие бизнеса в мировой практике 11
Раздел 3 – Развитие бизнеса в РБ 15
Раздел 4 – Первоначальные задачи, решаемые в начале предпринимательской деятельности 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Столь
благоприятные условия для
Таким образом, в конце 80-х годов в СССР, впервые со времен нэпа, наряду с государственным сектором возник реальный частный сектор. Свобода деятельности кооперативов привлекла массу предприимчивых людей. И немало сегодняшних состояний выросло из возникших тогда кооперативов. Конец 80-х – начало 90-х годов были временем “золотой лихорадки” для бизнеса. Пустые полки магазинов, фиксированные цены в госсекторе и свободные у предпринимателей, кредиты под проценты, которые были в десятки раз ниже инфляции, диспаритет цен внешнего и внутреннего рынков и многое другое – все это создавало прекрасные возможности для предпринимателей.
Деньги делались на всем – от свалок до внедрения достижений научно-технического прогресса. Например, при Государственном комитете по снабжению был создан кооператив “Прудище” (по названию полигона под Минском, где была организована свалка).
Этот кооператив занимался извлечением полезного вторсырья из мусора. Его членами стали в основном пенсионеры и инвалиды, которые и раньше “рылись” на этой свалке. При этом “трудящихся” рядом с ними бомжей в кооператив не принимали, так как у них не было справок с основного места работы или из отделов социального обеспечения. С другой стороны, известен кооператив, который помог изобретателю довести до проектной документации его идею о защите электродвигателей от сгорания и впоследствии продавал эту документацию предприятиям всего СССР. Или такой пример. Известный в то время предприниматель Гарри Островский свой первый миллион заработал на новой технологии производства особо твердых набоек для обуви из металлического порошка. Темпы инфляции в 1992-1993 годах доходили до 2000% в год. В то же время ставки по кредитам оставались очень низкими. Например, процентные ставки по кредитам Белагропромбанка в декабре 1992 года были на уровне 60%. В этих условиях все предприятия, имевшие доступ к кредитам, могли делать значительные деньги без всяких усилий. Достаточно, например, было купить на взятый в банке кредит партию товара и просто продать его через несколько месяцев.
Одновременно в это время от падения покупательной способности рубля теряли те, кто держал свои сбережения в деньгах. Благоприятные возможности для легального формирования крупных состояний вытекали из различия цен мирового и внутреннего рынков. В СССР цены на основные ресурсы (нефть, газ, металлы, лес) оставались фиксированными в девальвированной внутренней валюте и оказались значительно ниже, чем за рубежом. Так, в 1991 году оптовая цена нефти-сырца при расчетах на основе рыночного валютного курса на внутреннем рынке упала и составила менее 0,5% уровня мировых цен. В то же время цены, к примеру, на компьютеры или импортную косметику были гораздо выше, чем за рубежом. Рентабельность сделок для компаний, экспортирующих сырье и импортирующих компьютеры, составляла тысячи процентов. Вот почему в то время в одном и том же рекламном объявлении можно было встретить предложение купить у фирмы компьютеры и продать ей сырье.
Допустив свободные цены в частном секторе, государство оставило фиксированные цены на товары и услуги госсектора. Это дало новым компаниям возможность повышать цены на свои товары до уровня рыночного равновесия и получать очень большие доходы. Например, чистые магнитофонные кассеты продавались в государственных магазинах по 4 рубля за штуку, но в продаже практически отсутствовали. Кооператоры “доставали” чистые кассеты и записывали на них музыку. Затем, пользуясь правом продавать свою продукцию по свободным ценам, они реализовывали эти кассеты по 8 рублей за штуку.
Двухуровневая
система цен способствовала развитию
коррупции и увеличению “серой”
экономики. Все крупные предприятия
“обрастали” мелкими фирмами-
Однако надежды на то, что кооперативы насытят рынок товарами, не оправдались. Во-первых, они занимали слишком незначительную долю на рынке, чтобы существенно повлиять на его состояние. Во-вторых, материально-техническое снабжение кооперативов упиралось в госзаказы и лимиты. Поэтому они работали в основном по “обслуживанию” госпредприятий. В 1990 году в целом по СССР 80% кооперативов действовало при госпредприятиях, арендуя у них площади и приобретая материалы. При этом 70% продукции кооперативы продавали госпредприятиям.
Еще одной формой перехода от государственной собственности к частной стала аренда. В ноябре 1998 года были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде. В них говорилось, что предприятие может по разрешению собственника, т.е. государства, сдать само себя, а точнее имущественный комплекс, в аренду. Арендатору предоставлялось право выкупа имущества на условиях, которые оговаривались в договоре. Выкуп считался совершенным, когда сумма арендных платежей достигала стоимости сданного в аренду имущества. К 1990 году в СССР уже было 6,2 тыс. арендных предприятий с 3,6 млн. работающих. В Беларуси первым собственником предприятия стал коллектив Слонимского картонно-бумажного завода “Альбертин”. Взяв в банке кредит на пять лет и уплатив необходимую сумму, трудовой коллектив выкупил свое предприятие.
К середине 1991 года в Беларуси было уже 37 народных предприятий. Среди них немало широко известных. Например, швейная фабрика “Элот” и обувная фабрика “Неман” из Гродно, Брестский завод бытовой химии, Минский часовой завод, ПО “Милавица”, “Гомельлифт” и многие другие.
Превращение в коллективные предприятия стало наиболее популярным методом приватизации и объектов коммунальной собственности, которая началась в 1991 году. Из приватизированных в 1991-1992 годах 204 объектов торговли и общественного питания, бытового обслуживания и небольших объектов других отраслей 134 объекта, или 67%, были преобразованы в коллективные предприятия (через аренду с выкупом или прямо посредством выкупа). В индивидуальную частную собственность попало 22% объектов. Это, как правило, небольшие мастерские по ремонту бытовой техники, обуви, одежды, парикмахерские, торговые киоски и т.д.
В целом можно констатировать, что усиление либеральных тенденций в экономике республики после распада СССР стало мощным толчком для развития предпринимательства. На этом этапе государство во взаимоотношениях с негосударственным сектором экономики придерживалось принципа невмешательства. Бизнес развивался во многом стихийно, отсутствовала полноценная нормативно-правовая база, регулирующая отношения между государством и частным бизнесом. Несмотря на фактическое отсутствие государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, устаревшее и постоянно менявшееся законодательство и другие, характерные для стран с переходной экономикой, проблемы, частный сектор в это время неуклонно расширялся как по числу официально зарегистрированных субъектов хозяйствования, так и по количеству занятых в этом секторе экономики.
Автору этих строк самому посчастливилось в 1992 году работать в одной из первых структур организованного предпринимательского сообщества – Белорусском союзе предпринимателей. Это был период, когда в бизнес пошли люди, которые хотели сами строить свое будущее. В том же 1992 году при активном участии бизнес-ассоциаций был создан Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. С 1993 года в Беларуси начала работать Международная финансовая корпорация (МФК). Специалисты МФК оказывали техническую помощь в проведении малой приватизации в стране и поддержке частного предпринимательства. Отношения между государственными органами управления и предпринимательской средой в тот период были достаточно конструктивными.
Так, например, руководители Белорусского союза предпринимателей и арендаторов и Белорусского союза предпринимателей являлись внештатными помощниками руководителя правительства.
Специалисты бизнес-ассоциаций принимали активное участие в оценке проектов законов в Верховном Совете и постановлений правительства. Благодаря их усилиям были заторможены многие неблагоприятные законотворческие инициативы, а весной 1994 года были подписаны знаменитые Постановления Совета Министров № 327, 395 и 427, значительно расширяющие круг гарантий для предпринимательской деятельности.
С 1994 года важнейшей государственной целью было провозглашено создание в стране социально-ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления.
Одновременно
предусматривалось ускорение
Таким образом, становление малого бизнеса в рамках современной истории Беларуси можно условно разделить на два этапа:
первый этап (конец 80-х – середина 90-х годов) – быстрый рост количества предприятий малого бизнеса при отсутствии системной нормативно-правовой базы и слабой инфраструктуре поддержки предпринимательства;
второй
этап (после 1996 года и по настоящее
время) – переход к более жесткому государственному
регулированию экономических процессов
и контролю предпринимательской деятельности.
Этот этап характеризуется как меньшей
динамикой роста количества частных предприятий,
так и их меньшим вкладом в общее экономическое
развитие страны.
Предпринимательская деятельность в экономике реализуется в решении различных хозяйственных задач. Основными задачами, решаемыми в начале предпринимательской деятельности, являются:
- выбор сферы деятельности и ее масштабов;
-
выбор местоположения
-
финансирование и
- организационные вопросы (выбор правовой формы, названия, учреждение и регистрация или фирмы).
Выбор сферы и масштабов деятельности.
Сфера деятельности определяется предпринимателем по собственному усмотрению. При этом анализируются следующие факторы: 1) спрос на предполагаемую продукцию или виды услуг; 2) перспективы получения доходов; 3)возможность привлечения средств. Прежде всего, конечно же исследуется спрос. Необходимо обратить внимание на услуги и продукцию, которые пользуются спросом в настоящее время и будут иметь спрос в будущем. Желательно иметь прогноз спроса на будущее и оценку предложения аналогичной продукции другими производителями. Благодатной сферой деятельности является деятельность в части создания продукции и услуг, которые в настоящее время неизвестны, но в силу структурных изменений спроса будут необходимы в будущем.
Основной
целью любой
При решении вопроса выбора сферы деятельности можно использовать то обстоятельство, что некоторые виды производственной деятельности финансируются на льготных условиях, кроме того финансирование государственных заказов также приносит дополнительные преимущества. Иногда можно получить хорошие условия финансирования из местного бюджета или специальных фондов.
Масштаб деятельности не может быть малым, так как будет сильно сказываться влияние условно-постоянных затрат. Но в тоже время он не может быть слишком большим, поскольку продукция не будет реализована.
Хотя мы отметили выше, что предприниматель самостоятельно выбирает любую сферу деятельности, общество накладывает определенные ограничения и контроль на некоторые из них. Общество может создать те или иные условия, в том числе и правовые, при которых для воплощения замысла и достижения результатов может потребоваться различная по сложности интеллектуальная деятельность. Поэтому такую работу могут проводить либо отдельные лица, либо масса населения. Тем самым размер явления предпринимательства будет или ничтожно малым, или существенным. В этом состоит основной механизм ограничения предпринимательской деятельности. Но не ее исключения.
Информация о работе Сущность и роль предпринимательства в обществе