Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 18:55, контрольная работа
Венчурное финансирование осуществляется юридическими и физическими лицами как через венчурные фонды, так и напрямую, без посредников. Российское законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц (индивидуальных инвесторов), так и предприятий различных организационно-правовых форм.
Венчурное финансирование малого предпринимательства
Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе играет малое предпринимательство.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25/6, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25/6 и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Активному развитию малого предпринимательства в России способствует привлечение одного из наиболее перспективных источников финансирования - венчурного (рискового) капитала. Характерной особенностью венчурного капитала является ориентация на разработку новых технологий.
Из-за
ограниченности финансовых
Представляет
интерес выделение отличительных черт
венчурного финансирования МП:
отличается от кредитования тем, что денежные средства предоставляются без условия возврата их через заранее установленный срок и без выплаты процентов;
осуществляется в малые и средние частные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада в отличие, например, от банковского кредитования;
цели и условия предоставления средств фирмами рискового капитала отличаются от мотивов деятельности других, традиционных инвесторов.
Во-первых,
применяются совершенно иные методы
оценки размеров необходимых малым
предприятиям фондов. Банки и другие
финансово-кредитные институты
Во-вторых,
банки являются лишь кредиторами, и их
интересует рыночная позиция малого предприятия
только для получения гарантии погашения
кредита, тогда как фирмы венчурного капитала
являются собственниками, их инвестиции
осуществляются в виде акционерного капитала.
Иными словами, венчурный капитал размещается
в форме акционерного капитала, а инвесторы
становятся акционерами малых инновационных
фирм.
В-третьих,
венчурное финансирование отличается
от других форм более высоким уровнем
рискованности из-за отсутствия каких-либо
гарантий успешного роста начинающей
компании. Это является отрицательной
чертой данной формы финансирования. Однако
успех новой технологии может окупить
расходы на ее разработку с лихвой, в сотни
тысяч раз.
Можно
выделить два важнейших недостатка
венчурного финансирования, касающихся
прежде всего малых предприятий:
частичная
потеря независимости
некоторые
венчурные инвесторы
Венчурное
финансирование осуществляется юридическими
и физическими лицами как через венчурные
фонды, так и напрямую, без посредников.
Российское законодательство предусматривает
возможность участия в инвестиционной
деятельности как частных лиц (индивидуальных
инвесторов), так и предприятий различных
организационно-правовых форм.
Вот основные
формы венчурного финансирования:
приобретение обыкновенных акций с правом голоса, дающих право на дивиденд только после покрытия всех других обязательств компании;
приобретение привилегированных акций без права голоса, но обладающих приоритетным правом па дивиденды и погашение;
предоставление ссуды, через какое-то время нередко конвертируемой в акции.
На данный
момент можно говорить, что после
достаточно стремительного начального
этапа в развитии венчурного капитала
в России продвижение этого финансового
инструмента сменилось застоем. В настоящее
время в России действует примерно 40 управленческих
компаний, проводящих сделки с венчурным
капиталом; их капитал оценивается на
уровне 2, 5-3 млрд. дол. США. Из этой суммы
500 млн. дол. имеются в наличии и 350 млн.
дол. были действительно инвестированы.
Большинство
инвесторов пришли на рынок российского
венчурного капитала восемь лет назад
и ранее. Новых крупных участников
этого рынка так и не появилось.
Это связано прежде всего с финансовым
кризисом 1998 г., приостановившим подготовку
нескольких программ венчурною финансирования.
Развитие
венчурного капитала в значительной
степени связано и зависит
от деятельности международных финансовых
институтов (Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР). Международная финансовая
компания (МФК) и доноров (Европейская
Комиссия, AMP США, правительства зарубежных
стран), которые активно вовлечены в процесс
строительства финансовых учреждений
в Российской Федерации. Российские инвесторы
венчурного капитала практически отсутствуют.
Наибольший
вклад в создание индустрии венчурного
капитала в России внес ЕБРР, чуть меньший
- МФК (Всемирный банк) и AM P США. Региональные
венчурные фонды (РВФ) Европейского
банка служат в России важным источником
финансирования средних предприятий путем
покупки доли в уставном капитале предприятия.
Региональные
венчурные фонды создавались
ЕБРР и несколькими донорами для
поддержки предприятий, недавно
приватизированных в рамках крупномасштабной
государственной программы приватизации,
когда свыше 15 тыс. средних предприятий
перешло в частный сектор. Главная задача
РВФ - обеспечить прибыль на акционерный
капитал путем участия в коммерчески жизнеспособных
инвестиционных проектах; тем самым они
способствуют реструктуризации и развитию
экономики региона, в котором работают.
В последние
годы в России действует в общей
сложности 10 РВФ с общим капиталом
320 млн. евро. При анализе рынка
российского венчурного капитала необходимо
выделить деятельность трех активно действующих
групп РВФ, где основную роль играют следующие
фонды "Квадрига", "Орел" и "Норум"
.
Российская
ассоциация венчурного инвестирования
(далее - РАВИ) была образована в 1995 г. для
содействия созданию и развитию венчурного
капитала в России и для лоббирования
интересов своих членов, главным образом,
действующих в стране фондов венчурного
капитала и своих ассоциированных членов
- консалтинговых компаний (аудиторские,
юридические и другие фирмы), региональных
технологических фондов.
Занимается
РАВИ решением следующих вопросов:
информирование общественности и предпринимателей
о венчурном капитале как важнейшем
инструменте финансовой поддержки
развития; подготовка специалистов для
компаний венчурного капитала и др.
За время своего существования РАВИ
внесла существенный вклад как в дело
поддержки инструмента венчурного капитала,
так и в отстаивание интересов своих членов.
Однако для большего охвата рынка малым
предприятиям необходимы усилия большего
числа заинтересованных сторон, как, например,
банков, аудиторских и юридических фирм,
сетей малых и средних предприятий и других
организаций.
В развитых
странах 80% всех научно-технических
разработок осваиваются малыми инновационными
предприятиями5. В России, как свидетельствуют
исследования, проведенные ГУ "Московский
городской центр инноваций и высоких технологий",
численность малых инновационных предприятий,
действующих в приоритетных направлениях
развития науки и технологий, в последние
годы не увеличивается и составляет порядка
2 тыс. При этом только около половины из
них имеют успешный опыт коммерциализации
научных разработок. Из-за отсутствия
рынка высокотехнологичной продукции
с высоким уровнем добавленной стоимости
инновационная деятельность остается
наиболее рискованной.
Еще хуже
обстоят дела с внедрением результатов
научных исследований. Десятилетняя практика
коммерциализации объектов интеллектуальной
собственности силами отдельных специалистов
и научных коллективов показала, что после
успешного старта проблемы в виде противодействия
поставщиков импортной продукции, санкций
государственных структур за самовольное
использование результатов, полученных
за счет бюджетных средств, только начинаются.
Поэтому до серийного производства доводится
всего лишь 3% перспективных изобретений.
В развитых
зарубежных странах давно уже отработан
механизм финансирования рисковых инновационных
проектов. На российском рынке "венчурной
индустрии", по исследованиям РАВИ,
работают порядка 50 зарубежных фондов
с общей капитализацией около 3 млрд. дол.
Но сфера их интересов в основном ограничивается
инновациями на потребительском рынке.
За последние 5 лет иностранные инвесторы
вложили в инновационные проекты 331 млн.
дол. При этом иностранные инвесторы предпочитают
проекты на позднем этапе их воплощения,
когда предприятию нужны средства на расширение
производства, и лишь в 3% случаев - на самых
ранних стадиях.
С 1994 г.
в России действует фонд, предоставляющий
венчурные инвестиции на стадии идеи
- государственный Фонд содействия
развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере. Согласно
п. 6 положения 7 о нем фонд может предоставлять
для реализации федеральных, региональных
и отраслевых программ и высокоэффективных
проектов малого инновационного предпринимательства
финансовую помощь па возвратной основе
с оплатой за использование средств федерального
бюджета в размере до 1/2 действующей учетной
ставки Центрального банка РФ, выступать
залогодателем, поручителем, гарантом
по обязательствам юридических и физических
лиц.
В рамках
программы под названием "Программа
расширения инновационной деятельности
в России" фонд выделил 329, 7 млн. руб.
20 инновационно-технологическим центрам,
созданным в ряде городов России за период
с 1995 г. Благодаря этому появилось более
250 предприятий и свыше 5 тыс. рабочих мест.
Согласно
ст. 7 указанного положения с 2001 г. на
формирование средств данного фонда
должны были выделяться бюджетные ассигнования
в размере 1, 5 % средств, предусматриваемых
ежегодно в федеральном бюджете
на финансирование науки. Однако с 2003 г.
действие данной нормы ежегодно приостанавливалось.
В 2004 г.
по программе "Старт", предназначенной
для ученых и специалистов, которые
пытаются коммерциализировать свои
идеи, на поддержку 400 проектов из федерального
бюджета были выделены гранты в размере
750 тыс. руб. на один год. С 2005 г. финансирование
проектов московских инноваторов должно
осуществляться совместно с Департаментом
поддержки и развития малого предпринимательства,
что позволяет увеличить субсидию с 750
тыс. руб. до 1, 5 млн.
Необходимость
создания собственной системы венчурного
финансирования не вызывает сомнений.
Некоторые шаги в данном направлении уже
предпринимаются. В постановлении Правительства
РФ от 22.04.2005 N 249 "Об условиях и порядке
предоставления в 2005 г. средств федерального
бюджета, предусмотренных на государственную
поддержку малого предпринимательства,
включая крестьянские (фермерские) хозяйства"
предусмотрено предоставление субсидий
на реализацию мероприятий по созданию
и развитию инфраструктуры поддержки
малых предприятий в научно-технической
сфере. К этому вернемся в конце статьи.
По мнению
специалистов, без государственной
опеки значительное количество перспективных
идей так и останутся
Информация о работе Венчурное финансирование малого предпринимательства