Венчурное финансирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 18:55, контрольная работа

Описание

Венчурное финансирование осуществляется юридическими и физическими лицами как через венчурные фонды, так и напрямую, без посредников. Российское законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц (индивидуальных инвесторов), так и предприятий различных организационно-правовых форм.

Работа состоит из  1 файл

Венчурное финанстрование малого предпринимательства.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

Ряд из предлагаемых бизнес-сообществом мер  по стимулированию инновационной деятельности находит понимание в правительственных  кругах. В частности, уже подготовлен  пакет законопроектов по внесению изменений  в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), патентное законодательство, законодательство о внешней торговле. Рассматривается вопросе введении для предприятий инновационной сферы льготного режима уплаты единого социального налога. Помимо этого Правительство РФ разрабатывает постановление, регламентирующее передачу прав на интеллектуальную собственность, полученную в результате исследований, проведенных за счет государственных средств. 

Представляет  интерес постановление Правительства  РФ от 31.12.1999 N 1460 "О комплексе мер  по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности". В этом акте рекомендуется органам исполнительной власти субъектов РФ и региональным общественным объединениям предпринимателей при осуществлении мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности предусматривать мероприятия по созданию специализированных лизинговых компаний и финансовых институтов .венчурного финансирования малых предприятий. 

В отечественной  практике венчурное финансирование, в первую очередь, должно исходить от финансово-промышленных групп, взаимодействие которых с малыми инновационными предприятиями будет способствовать кардинальному обновлению технической  базы всех отраслей национального хозяйства. Именно венчурный бизнес может выступить в качестве мощного катализатора притока инвестиционных ресурсов в сферу МП. 

Венчурный капитал играет огромную роль во всем мире, позволяя коммерциализировать  передовые идеи, поддерживать существующие и создавать новые компании и даже целые отрасли (персональные компьютеры, сотовая связь, программное обеспечение, биотехнология и т.п.). В России развитие этого финансового инструмента сегодня сталкивается с очень большими, если не непреодолимыми, трудностями, обусловленными тем, что для деятельности венчурного капитала необходим принципиально более высокий уровень развития многих институтов рынка и (или) существенно большая интеграция в мировой рынок. 

В России отсутствует статус наибольшего  правового благоприятствования, который данный финансовый инструмент получил с учетом связанного с ним дополнительного риска и его значимости для развития экономики в других странах, включая Западную Европу и США. Нормативное регулирование должно охватывать развитие венчурного капитала в масштабе всей экономики, а не ограничиваться высокотехнологичными и такими новыми для экономики видами деятельности, как электронная коммерция, высокотехнологичные отрасли и т.д. Следует четко описать правовой статус фондов венчурного капитала с момента их появления (создания). 

В настоящее  время фонды венчурного капитала могут существовать в трех формах: 

закрытое  акционерное общество;

коммандитное  товарищество;

простое товарищество (соглашение о совместной деятельности).

Опытные руководители венчурных фондов знают, что в России нелегко зарегистрировать и создать фонд венчурного капитала. В ГК РФ не прописаны приемлемые организационно-правовые формы для фонда венчурного капитала или компании по управлению венчурным фондом, в связи с чем она определяется в большей степени исходя из обстоятельств. 

К сожалению, в России венчурный бизнес пока получил  слабое распространение. Спрос на венчурный  капитал на много превосходит  его предложение. Одной из причин такого положения является отсутствие адекватной законодательной базы. В частности, отсутствует правовое определение понятий "венчурный фонд", "венчурное финансирование", "венчурный капитал" и другое. Механизмы реализации венчурного финансирования юридически недостаточно разработаны. Необходима законодательная база, которая позволила бы широкому кругу российских инвесторов осуществлять прямые инвестиции в малые инновационные предприятия. 

В нашей  стране нет отдельного закона или  положения о венчурном капитале. По сути, венчурный капитал, как правовое понятие, просто не существует. Как следствие, для венчурного капитала нети благоприятных правовых условий, которые удовлетворяли бы как потребностям венчурного капиталиста, так и инвестируемой компании. В связи с этим возникают проблемы, связанные с пробелами в законодательстве и не до конца отработанными законами. 

Показательным примером является вопрос гарантии имущественных  прав, включая права на интеллектуальную собственность. Неурегулированность  этих вопросов создает неустойчивую ситуацию в области, где высокотехнологичным нововведениям следует создавать самые благоприятные условия, в которых они могли бы процветать и крепнуть, и прежде всего окупать затраты на их разработку. Кроме того, торговые и лицензионные соглашения, а также соглашения о передаче ноу-хау становятся непривлекательными или даже нереальными, и будут оставаться таковыми до тех пор, пока не будут выполнены требования Всемирной торговой организации. 

В рамках действующего законодательства необходимо решить и иные правовые вопросы, касающиеся венчурного финансирования МП. 

Во-первых, следует дать более четкое определение  таким имущественным правам, как  узуфрукт, сервитут, залог и ипотека, а также обеспечить их должное  применение. Например, термин "узуфрукт" часто употребляется в международных конвенциях и соглашениях, принятых для предотвращения двойного налогообложения. Однако ни в одном акте не дано его нормативное определение. Правовая урегулированность этих институтов прежде всего отразится на лицензировании и патентовании, которые существенно облегчат процесс передачи технологий между западными и российскими партнерами и между российскими партнерами. В настоящее время многие собственники имущественных прав не желают иметь дело с соглашениями о передаче технологам, что существенно сдерживает развитие высоких технологии с помощью венчурных инвестиций. 

Во-вторых, Федеральный закон от 14.04.1998 N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли товарами" (ред. от 08.12.2003)" следует дополнить нормами о поддержке внешнеторговой деятельности малых (инновационных) предприятий, включая помощь в расширении их торговых, научных, производственных и информационных связей с зарубежными партнерами. 

Более того, различные разделы Налогового кодекса РФ (НК РФ) не согласуются между собой, особенно в вопросах точных правил расчета налогооблагаемой базы малых предприятий инновационных видов деятельности, что имеет огромное значение для эффективности фондов венчурного капитала, которые вложили туда свои средства. 

В научной  литературе существуют различные взгляды  и предложения о том, по какому пути должно развиваться законодательство о финансировании инновационных  малых предприятий. 

Есть  высказывание, что большинство правовых вопросов, связанных с венчурным капиталом, решаются на основании массы не связанных друг с другом законов, что иногда затрудняет поиск правового документа, касающегося конкретной деятельности или ситуации. В качестве примера можно привести ст. 6 Закона N 88. Несмотря на то, что в статье указаны приоритетные направления поддержки, в ней нет ссылок на НК РФ и БК РФ, в которых имеются статьи о конкретных финансовых механизмах поддержки инновационных предприятий. 

В частности, в ст. 69 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст.6 данного кодекса бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. 

Одной из форм бюджетного кредитования МП является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в НК РФ. Согласно ст. 66 ч. I HK РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. ИНК может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 до 5 лет. 

Фирма, в том числе и малая, имеет  право на инвестиционный налоговый  кредит в следующих случаях: 

при проведении этой фирмой научно-исследовательских  или опытно-конструкторских работ  либо технического перевооружения собственного производства, втом числе направленного  на создание рабочих мест для инвалидов  или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

при осуществлении  этой фирмой внедренческой или инновационной  деятельности, в том числе создании новых или совершенствовании  применяемых технологий, создании новых  видов сырья или материалов;

в том  случае, если эта фирма выполняет особенно важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особенно важные услуги населению.

Таким образом, законы не образуют единого  целого и не применяются в унисон. В связи с этим специалисты  рекомендуют дополнить ст. 6 Закона N 88 следующим текстом: "Работа по созданию структуры поддержки и развития малых (инновационных) предприятий, а также по созданию благоприятных условий для использования государственных финансовых, технических и информационных ресурсов, результатов научных исследований и технологий малыми предприятиями может освобождаться от налогов, и для них могут устанавливаться специальные налоговые режимы" 

Не менее  интересна точка зрения, согласно которой необходимо принять закон "О федеральных инвестиционных фондах венчурного капитала". Однако разработка такого закона, как отмечается авторами, является непростым делом, поскольку потребует участия нескольких министерств и отраслевых ведомств. 

В данном законе предлагается определить статус и функции федеральных инвестиционных фондов венчурного капитала как института финансового рынка, способствующего финансированию инвестиционных проектов инновационных малых предприятий. Финансирование должно осуществляться за счет средств специальных фондов разного уровня бюджетной системы, внутренних ресурсов, венчурных инвестиций из внебюджетных источников, процентных доходов на инвестиции и льготных кредитов, выделяемых малым инновационным предприятиям, и иных доходов, не запрещенных российским законодательством. 

Подобный фонд федерального уровня помог бы в проведении единой экономической и финансовой политики в области финансовой поддержки малых инновационных предприятий. На этой основе было бы легче принять совокупность правовых норм, регулирующих частный сектор и процесс развития сугубо российских частных фондов венчурного капитала и управляющих компаний. 

Существует  также мнение, что не следует создавать  специальный закон для регулирования  всех операций, связанных с частным  венчурным капиталом, поскольку  правовые вопросы венчурного каптала уже затрагиваются в ряде действующих законов. То есть предлагается внести изменения и дополнения в действующие правовые акты. По-видимому, законодательство развивается по такому пути. 

Для создания успешно функционирующей индустрии  венчурного капитала, которая со временем могла бы стать самодостаточной, как это происходит во всем мире, совершенно необходима государственная поддержка. Причем она должна осуществляться на постоянной основе, как это все еще происходит в Западной Европе и США. 

Государственная поддержка малому инновационному бизнесу  выражена в постановлении Правительства  РФ от 22.04.2005 N 249. Согласно этому акту средства федерального бюджета, предусмотренные  в 2005 г. на государственную поддержку  МП, предоставляются Министерством экономическою развития и торговли РФ бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. 

Поддержка малых инновационных компаний будет  осуществляться по следующей схеме. Субсидии предоставляются субъекту РФ на условиях долевого финансирования расходов на реализацию мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Субсидии предоставляются в размере, равном размеру денежных средств, внесенных субъектом РФ в качестве имущественного взноса в закрытый паевой инвестиционный фонд, единственным учредителем которого является этот субъект РФ, и перечисляются уполномоченным органом на расчетный счет, открытый фонду в кредитной организации. 

Информация о работе Венчурное финансирование малого предпринимательства