Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа
Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя в Казахстане оно находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.
Развитие рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Основная часть
1. История возникновения и сущность предпринимательства……………….7
1.1. История возникновения предпринимательской деятельности.………..7
1.2. Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство»….10
2. Виды предпринимательства………………………………………………….18
2.1. Производственное предпринимательство……………………………….18
2.2. Коммерческое предпринимательство…………………………………….24
2.3. Финансовое предпринимательство……………………………………… ..28
3. Формирование предпринимательской деятельности в Республике
Казахстан………………………………………………………………………..30
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан...34
Заключение…………………………………………..…………………………… 40
Список использованной литературы……………..……………......................... 42
Приложения…………………………………………..…………………………….. 44
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть
1. История возникновения и сущность предпринимательства……………….7
1.1. История
возникновения
1.2. Эволюция
термина «предприниматель» и «предпринимательство»….10
2. Виды предпринимательства……………………………
2.1. Производственное
предпринимательство……………………………
2.2. Коммерческое
предпринимательство……………………………
2.3. Финансовое предпринимательство……………………………
3. Формирование предпринимательской деятельности
в Республике
Казахстан………………………………………………………
3.1. Проблемы
развития предпринимательства
Заключение…………………………………………..……
Список использованной литературы……………..……………........
Приложения…………………………………………..……
Введение
Нужно обладать особым воображением,
даром предвидения, постоянно
противостоять давлению рутины.
Нужно быть способным найти новое
и использовать его возможности.
Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости
происходящих процессов – самому эти процессы определять.
Неотвратимо осуществляются
В экономической литературе
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался
арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.
Предприниматели - это люди в деловом мире, умеющие увидеть коммерческие возможности, способные получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию, и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность, как за успех, так и за провал. Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим условиям в современной жизни, к желаниям потребителя. В соответствии со своими стремлениями к материальному благополучию, к реализации собственных идей и возможностей. То есть предприниматель вынужден делить свое время между различными целями и таким образом предпринимательские ориентации неизбежно принимают форму выбора, который зависит, в первую очередь, от сложившейся ситуации, а также от особенностей личности.
Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает развитие производства, рынка, а значит и общества в целом. Зарубежные страны процветают благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке своих государств. Предприниматель – это энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов. Суть его состоит в том, чтобы нести всю полноту риска за начатое дело. В любом деле без рисковой предприимчивости нет жизнеспособности новых идей.
Предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности – производственное, коммерческое, финансовое. По размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характеру собственности – частное, совместное. По организационной форме - индивидуальное и коллективное (товарищества, общества). Своеобразной организационно – правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы.
Словом, предпринимательство набирает силу, охватывая всё новые сферы экономики и социальные слои. Его успешное развитие может происходить при наличии таких необходимых условий, как частная собственность, свобода экономической деятельности.
Казахстан находится на стадии становлении рыночных отношений, существование которых в настоящее время немыслимо без предпринимательской деятельности – это аксиома и является актуальностью выбранной темы.
Целями данной работы является сущностное раскрытие видов предпринимательской деятельности, исследование формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к рыночным отношениям.
Социально-экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает экономике гибкость, способствует привлечению финансовых и производственных ресурсов населения; несет в себе антимонопольный потенциал; создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйствования.
Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя в Казахстане оно находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.
Развитие рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства.
Любая
нация гордится плодами деятельности
своих предпринимателей. Но любая
нация и каждый ее отдельный представитель
гордятся и своей причастностью к воплощению
какой-либо конкретной предпринимательской
идеи. Предпринимательство как
одна из конкретных форм проявления общественных
отношений способствует не только повышению
материального и духовного потенциала
общества, не только создает благоприятную
почву для практической реализации способностей
и талантов каждого индивида, но и ведет
к единению нации, сохранению ее национального
духа и национальной гордости.
Переход
к рыночной экономике, юридическое
признание собственности
1.1. История возникновения предпринимательской деятельности
Впервые понятие предприниматель встречается на арене истории возникновения рабства, когда появилась возможность использовать труд рабов, а война стала двигателем хозяйственной предприимчивости: вслед за завоевателями - полководцами пошли завоеватели – хозяйственники. История сохранила память о многих предпринимателях, деятельность которых была тесно связано с воинственными набегами, пиратством и торговлей. Первые предприниматели - промышленники были связаны с военным делом. Отец известного афинского оратора Демосфена был хозяином фабрики мечей, где трудились 32 раба. В Риме действовали школы гладиаторов, организованные на предпринимательских началах.
В средние века появились хозяйственные условия для образования нового типа предпринимателей. Начинающие предприниматели того времени были представлены купцами, торговцами, ремесленниками и миссионерами.
Высокого уровня достигла торговля в 9-12 вв. в Средней Азии. Международная торговля известна по сведениям средневековых авторов. При раскопках в кладах найдены импортные изделия – художественная посуда, монеты. Крупными центрами предпринимательства были Испиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо – восточного Семиречья, как Каллык, Ики- Огуз. В Испиджабе имелись простые рынки и рынок полотна, караван – сараи. Некоторые из караван – сараев были населены купцами из Самарканда и Нахшеба, а купцы из Испиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцы из Исфагана имели свои караван – сараи в Шельджи.
Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии её свидетельствует находки монет, которые обслуживали международную и областную торговлю.
Развивается торговля города с округой и степью. Известны некоторые из товаров, которые попадали в казахстанские города из степи, - козьи шкуры и меха.
Для 9-12 вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные дворы в Испиджабе, Отраре, Таразе, Яссах.
С середины 16 века действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Стремление к богатству обусловливает желание получать неограниченную прибыль. В это время появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Самой первой была основана английская торговая компания, для торговли с Россией(1554год). Позже, в 1600году была создана английская – Ост-Индская торговая компания, в 1602 году - голландская Ост-Индская компания, в 1670 году – компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
В конце 17 века возникают первые акционерные банки. Исторически сложилось так, что банки стали основной формой не только хранения денег вкладчиков, но и эффективного размещения финансовых средств в различных отраслях промышленности, торговли и услуг.
Наиболее крупный размах банковские операции получили в Англии, где капитализм как общественный строй победил раньше, чем в других европейских странах. Большинство современных принципов банковского дела зародилось именно в Англии. Мир обязан этой стране появлением в 1694 году прототипа современных банкнот, которые в 20 веке окончательно заменили в денежном обороте золотые и серебряные монеты, а также векселей – долговых расписок.
В конце 18- начале 19 вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паёв вкладчиков – владельцев акций. Всё более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится всё труднее выживать, им оказывается не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы.
Всё громче звучит мотив получения максимальной прибыли. Для успеха предприятия уже было недостаточно только заинтересованности его владельца, необходимы были исключительные способности, которыми этот владелец часто не обладал. В этих условиях было неизбежно появление нового типа предпринимателя, имеющего особенности для организации предприятия и управления им, и новой профессии – менеджер, или организатор и руководитель крупного производства.