Виды предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя в Казахстане оно находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.
Развитие рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Основная часть
1. История возникновения и сущность предпринимательства……………….7
1.1. История возникновения предпринимательской деятельности.………..7
1.2. Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство»….10
2. Виды предпринимательства………………………………………………….18
2.1. Производственное предпринимательство……………………………….18
2.2. Коммерческое предпринимательство…………………………………….24
2.3. Финансовое предпринимательство……………………………………… ..28
3. Формирование предпринимательской деятельности в Республике
Казахстан………………………………………………………………………..30
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан...34
Заключение…………………………………………..…………………………… 40
Список использованной литературы……………..……………......................... 42
Приложения…………………………………………..…………………………….. 44

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

     Представляет  интерес характеристика предпринимательства, приведённая в книге "Рыночное предпринимательство".

     Предприниматель в своей деятельности призван  обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли.

     Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

     Такая формулировка предпринимательства  представляется нам одной из удачных. В ней подчеркнуто, что предпринимательство – это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определённой деятельностью. Эта формулировка отличается и от той, что дана в законе Республики Казахстан с изменениями и дополнениями от 13 января 1993 г. "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Республике Казахстан": предпринимательство – это инициативная хозяйственная деятельность, совершаемая за счёт собственных, заемных и других средств и имущества в целях получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода. Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения предпринимательства – указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой.

     К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести:

    • самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
    • экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
    • хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределённость, риск остаются.

     Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства  взаимосвязаны и действуют одновременно.

     Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обратили внимание ранее Й. Шумпетер и А. Маршалл. Если Й. Шумпетер показал тождественность предпринимательства и нововведений, ТО А. Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей (или изобретателей) в жизни общества состоит в том, что своим новшеством, они не только создают новый порядок, но, что очень важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе.

     Представляется  более правильной оценка предпринимателя, данная Й. Шумпетером, как фигуры, решительно ломающей прежние формы производства и организации общества, являющейся революционером в экономике, зачинателем социальной и политической революции. По представлению Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет "созидательное разрушение", являясь главной фигурой в экономическом развитии общества.

     Из  всего сказанного можно сделать  вывод, что предприниматель и  новаторство в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.

     2. Виды предпринимательской деятельности.

     Предпринимательство в разных отраслях имеет выраженные особенности и отличается по содержанию и технологии проведения предпринимательских действий. Даже вид товаров и услуг, с которыми имеет дело предприниматель, способ их получения активно воздействует на характер бизнеса. Например, одна ситуация, когда предприниматель производит продукцию, приобретая факторы производства, другая – когда он перепродает готовый товар, и третья – когда предприниматель не производит товары, не торгует ими, а посредничает, соединяя производителей и потребителей.

     В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и её связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие основные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.

     2.1. Производственное  предпринимательство

     Производственное  предпринимательство можно назвать  ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материально – техническое оснащение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятия. Вследствие этого широкому развитию производственного предпринимательства в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее внимание.

     Состав  производственного предпринимательства  наглядно представлен в схеме на рис.1.

     Как видно по схеме, к производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товаров. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надёжной гарантией и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.

      Рисунок 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Следующий этап производственного предпринимательства - приобретение или аренде (наём) факторов производства.

     Как известно, в число факторов производства входят: производственные фонды, рабочая  сила, информация. Производственные фонды в свою очередь подразделяются на основные и оборотные.

     Основные  производственные фонды (орудия труда) включают в себя здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, производственный инвентарь, лабораторное оборудование и др.

     Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент, запасные части для ремонтов. Сюда же относят покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты собственного изготовления.

     Особо следует остановиться на расходах будущего периода. Главное их назначение – обеспечить повышенные расходы на первых порах освоения новой продукции. Впоследствии в течение определенного времени эти расходы будут отнесены на издержки производства.

     Рабочую силу предприниматель нанимает путём  объявлений, через биржи труда, агентства  по трудоустройству, с помощью друзей, знакомых. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную работу, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

     Осуществление предпринимательской сделки связано  с денежными затратами. Общую потребность в деньгах (дп) на производственную предпринимательскую деятельность можно рассчитать по формуле:

         дп = др+дм+дс+ди+ду, где                                                      

    Др - денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников;

    Дм – денежная оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии;

    Дс – денежные расходы, связанные с приобретением и использованием средств труда (основных производственных фондов) – зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования и др.;

    Ди – оплата услуг сторонних организаций и лиц (строительные работы, транспортные услуги и др.).

     Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый капитал. Не каждый может его иметь. В этом случае предприниматель обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь – получения предпринимателем факторов производства в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.

     Результатом производственной деятельности предпринимателя  являются реализация продукции (работ, услуг) покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия.

     Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов. Остаточная прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой конечный итог деятельности предпринимателя-производственника.

     Общую финансовую оценку деятельности такого предпринимателя определяют показателям рентабельности. Он рассчитывается как отношение остаточной прибыли к полным издержкам производства. Так, например, если общая сумма полных издержек производства составила 40,0 млн., а чистая прибыль – 60млн. тенге, то рентабельность будет равна 15% (6/40*100). Для западных предпринимателей такая рентабельность считалась бы высокой, для отечественных – минимальной. Очевидно, в данном случае имеет значение и масштаб производства.

     Одна  из форм технологических нововведений – венчурный бизнес характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоёмких и в первую очередь в высокотехнологических областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, то есть с рискованным вкладом капитала.

     Малые предприятия играют важную роль в  развитии инновационного предпринимательства. В свою очередь венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед другими формами организации инновационного предпринимательства в малом бизнесе: высокая гибкость, динамизм и др.

     Венчурное предпринимательство базируется на принципах разделения и распределения риска. Оно позволяет авторам идей, не имеющем в достаточном объеме собственных средств, реализовать эти идеи.

     Венчурный бизнес зародился и получил широкое  развитие в США. Любой малый инновационный бизнес испытывает ограниченность материальных и финансовых ресурсов, слабость научно-технической базы и нуждается в эффективной поддержке со стороны государства. В США разработана и действует комплексная программа государственной помощи малому инновационному бизнесу. Она включает в себя прямое финансирование малых предприятий из федерального бюджета, систему контрактного финансирования этих предприятий министерствами и ведомствами, благоприятное налоговое законодательство и амортизационный климат. Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновационные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний.  

     В современных условиях в Казахстане имеются все необходимые предпосылки для развития венчурного предпринимательства. Прежде всего, это наличие динамично развивающегося рынка ценных бумаг. Далее – всё возрастающее проникновение зарубежных фирм на казахстанский рынок интеллектуальной собственности. Причем это проникновение носит не только характер прямой экспансии, но и форму инвестирования в отечественные инновационные проекты. Одной из предпосылок является скрытая приватизация государственной интеллектуальной собственности, когда сотрудники государственных предприятий и научно-исследовательских организаций переходят в малый инновационный бизнес.

     Если  говорить о малом предпринимательстве, то его развитию у нас уделяют особое внимание органы исполнительной и законодательной власти, что нашло свое отражение в Гражданском кодексе РК, ряде законодательных актов, программных документов по углублению экономических реформ. По данным Статистического регистра в республике на 1.07.2002г. было зарегистрировано 110,5 тысяч предприятий малого бизнеса, что на 17,2% выше, чем на 1.07.2001г.

     Основные  действенные меры правительства связаны с реализацией Указа Президента Казахстана "О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства" от 6 марта 1997г. В соответствии с данным указом:

Информация о работе Виды предпринимательства