Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:42, курсовая работа
В работе рассмотрены различные учения о кооперативном движении и кооперации. Кооператив основывается на некоторых принципах, которые требуют внедрения специфических методов управления.
Таким образом, в мае 1828 г. в Англии было только 4 кооперативных общества, а в 1830г. их насчитывалось уже около 300.Огромное большинство этих обществ возникло, по-видимому, с непосредственной целью собрать средства для коммунистической общины.
Через два года число кооперативных обществ, большинство которых было одновременно и потребительскими обществами, и сырьевыми товариществами, определялось уже в 400-500. [8]
Оуэн, как известно, рассчитывал на финансовую помощь фабрикантов в создании общин. Кинг отходит от этой идеи, отказывается от надежды на богатых и власть имущих, основное внимание обращает на кооперативную самодеятельность рабочих и ремесленников, призывает их своими усилиями и на собственные средства строить новый мир. Он призывал профсоюзы вкладывать свои средства в организацию потребительских и производственных кооперативов.
По мнению Кинга, для освобождения труда от капитала необходимо проделать путь от простого к сложному, а именно: 1) создать общество для кооперативной пропаганды и сбора средств путем взносов; 2) на собранные деньги организовать потребительские кооперативы для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала; 3) открывать производственные предприятия этих кооперативов для увеличения капитала и обеспечения заработками членов кооперативов; 4) наконец, накопив кооперативные капиталы, приобрести в. собственность или в аренду земельные участки, создать производственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины. В итоге трудящиеся перестают работать на хозяев; труд как сущность жизни освобождается от гнета капитала.
Так полагал Кинг. Он надеялся достичь этого без вмешательства государства, правда, при материальном содействии профсоюзов кооперативам.
История свидетельствует, что Кинг как кооператор был оригинален в теории и неудачлив на практике[9].
На первом кооперативном конгрессе в Манчестере в мае 1831 г. было единогласно постановлено, что «конгресс признаёт в высшей степени желательным, чтобы в Англии была организована настолько скоро, насколько это возможно, коммунистическая община владения, равенства труда и источников удовольствия». Конгресс принял шаги к немедленному осуществлению этого пожелания и с этой целью обратился, по предложению Виллиама Томпсона, ко всем кооперативным обществам страны с приглашением, чтобы каждое из них назначило особого делегата и ассигновало ему 30 фунтов для немедленного устройства в Англии первой коммунистической общины на 200 человек.
Обращение это никакого успеха не мело отчасти потому, что его не одобрил Оуэн, незадолго перед тем испытавший горькое разочарование со своей американской общиной. [10]
3. Кризис мелкого производства и кооперации. Рочдельское общество. Общества Оптовых Закупок. Страховое Общество
Разнообразные кооперативные общества 20-30 –х гг. явились сложным результатом факторов двоякого рода. С одной стороны, их происхождение находилось в несомненной связи с определённым циклом общественных идей – социальной системы Оуэна. Коммунистическая идеал Оуэна был тем семенем, из которого выросли эти кооперативные организации. И это верно не только в смысле генетической зависимости, исторического происхождения первых кооперативов – нет, это происхождение кооперативов самым существенным образом определяло всю их внутреннюю структуру. Им был присущ в высокой степени идеалистический дух, их целью оставалась коммунистическая община. И хотя эта цель не только не была ими достигнута, но и была недостижима, тем не менее только эта недостижимая цель придавала им жизненную силу, сплачивала в одну тесную организацию сотни и тысячи рабочего люда. [11]
Только идеальный порыв, новая социальная вера могла дать английским трудящимся класса силы к тому мощному социальному творчеству, которое проявилось в создании кооперативных организаций.
Но, с другой стороны, кооперативные общества, возникшие в действительной жизни, имели так мало общего с тем, что Оуэн называл этим именем, так мало походили на идеальную коммунистическую общину, к которой он призывал людей, что Оуэн не мог видеть в них своих духовных лиц. Они были созданы стремлением к коммунизму, но ничего коммунистического в себе не заключали.
Кризис мелкого производства в Англии сделал народные массы Англии восприимчивыми к проповеди Оуэна, призывавшего своих современников к созданию нового общественного строя. И действительно, в переделах существующего общественного строя не было выхода из этого кризиса. Мелкие ремесленники и кустари, составлявшие в Англии того времени огромное большинство промышленного населения, были обречены ходом экономического развития на пролетаризацию. Однако они упорно держались за свою, хотя бы и призрачную, экономическую самостоятельность и более всего опасались перспективы стать фабричными рабочими.[12]
От этого кризиса непосредственно страдали мелкие производители и только косвенно и в гораздо меньшей степени – фабричные рабочие.
Первый период кооперативного движения в Англии характеризуется, как мы видели, попытками устройства коммунистических общин. В этом периоде, по самому существу дела, наибольшую роль играла интеллигенция – люди имущих классов и даже нередко очень богатые, но чисто идеалистическим мотивам примыкавшие к Оуэну и давшие деньги, требовавшиеся для таких попыток. Период этот был очень непродолжительным и охватывал только несколько лет, тем не менее о нём не следует забывать, так как именно он с наибольшей ясностью свидетельствует о конечных целях всего движения, и как бы ни были далеки эти цели от исторической почвы, они составляли силу движения, создавая тот нравственный подъём и энтузиазм, без которых движение не могло бы получить большого общественного размаха.
Второй период кооперативного движения начинается с того времени, когда оно перерастает свои первоначальные классовые рамки и становится движением уже не только интеллигенции, но и широких масс. При этом необходимо иметь в виду, что со вступлением движения в этот фазис важнейшей финальной средой движения становится не столько фабричные пролетарии, сколько ремесленники и кустари.[13]
Рочдельское общество возникло на той же самой идейной основе, как и потребительские общества более раннего периода. [14]
Историческое значение дела рочдельцев заключалось в том, что рочдельцы положили в основу потребительского общества именно те принципы, которые, как показал последующий опыт, наиболее обеспечивают успех и развитие организации этого рода. [15]
Рочдельское общество было типичным обществом фабричных людей. Среди рочдельцев не было ремесленников и мелких буржуа. Поэтому рочдельцы не говорят, перечисляя свои цели, об организации совместной продажи продуктов отдельных членов общества, не говорят и относительно совместной закупки необходимого для производства сырья. В этом бросающиеся в глаза различие между рочдельским обществом и потребительскими обществами 20-30-х годов, которые все были смешанного состава и наряду с фабричными включали в себя многочисленным ремесленником и кустарей.
Рочдельское общество вышло из среды фабричных пролетариев, и потому оно имеет непосредственно в виду только потребительские интересы. Это объясняет отсутствие в рочдельском обществе тех утопических элементов, которые сказались в рабочих биржах и подобных организациях, стремившихся сохранить хозяйственную самостоятельность мелких производителей и в то же время обеспечить им постоянных быт их изделий.
Основатели рочдельского общества были не только потребителями, но потребителями-фабричными рабочими. Они сами непосредственно участвовали в производстве, но продукт их труда принадлежал не им. Отсюда и возникли знаменитые рочдельские принципы.[16]
24 октября 1844года 28 ткачей в г.Рочдель зарегистрировали устав Рочдельского потребительского общества справедливых пионеров. 21 декабря 1844года в г. Рочдель рабочие-ткачи открыли маленькую лавочку в переулке с неблагозвучным название «Жабий». Пришедшие на открытие жители заявили, что магазин не просуществует и недели. Но потребительское общество успешно развивалось, открывая новые магазины, предприятия оптовой торговли и другие предприятия: мельницу, прядильную и ткацкую фабрику, общество для строительства жилых домов, страховое общество.
Общество состояло из 28 рабочих и ремесленников, преимущественно ткачей, собравших в основной капитал своего потребительского общества 28 фунтов стерлингов. Так как все учредители общества были достаточно бедны и решили объединить свои усилия под влиянием острой нужды, то основной капитал собирался малыми частями. Каждый членоучредитель обязался вносить по 2 пенса, а затем по три пенса в неделю; производство сборов было поручено троим из учредителей. Из собранной таким образом суммы 10 фунтов пошло на наём помещений для лавки 4 фунта на её оборудование и на 14 фунтов были куплены товары: мука, масло, сахар и овсяная крупа[17].
В Манифесте общества рочдельских справедливых пионеров, составленном Ч.Говартсом, основная задача общества сформулирована так: «Общество ставит своей задачей получение денежной выгоды и улучшение хозяйственного и социального положения своих членов». Сами «рочдельские пионеры» так понимали смысл своей деятельности: «Устройство склада для продажи провизии, одежды и пр. Приобретение или постройка ряда домов, в которых могли бы жить члены общества, желающие помогать друг другу в улучшении их домашней и общественной жизни; организация производства тех продуктов, которые признает нужным производить общество для предоставления занятия тем членам общества, которые не имеют занятия или страдают от длительного понижения их заработной платы; в интересах дальнейшего обеспечения экономического положения членов общество должно приобрести одно или несколько имений для обработки их теми из членов общества, которые не имеют занятия или труд которых плохо вознаграждается. Как только это будет возможно, общество должно приступить к организации сил производства, распределения, воспитания и управления или, иными словами, должно организовать собственными силами общину с объединенными интересами или же прийти на помощь другим обществам, организующим подобные общины».[18]
Рочдельское потребительское общество в настоящее время является одним из крупнейших потребительских обществ Англии. Всю многолетнюю историю потребительское общество совершенствовало свою деятельность. Рочдельское потребительское общество послужило примером для создания и развития других потребительских обществ. Особое значение для обеспечения конкурентоспособности потребительских обществ имели принципы общества, получившие название принципов Рочдельских пионеров.
Принципы Рочдельского общества справедливых пионеров
1. Начальный капитал общества образуется путем внесения каждым членом общества паевого взноса.
2. Товары в лавке (магазине) потребительского общества продаются по средним рыночным ценам.
3. Покупка товаров у поставщика и продажа их из лавки (магазина) осуществляются за наличный расчет, а не в кредит.
4. Часть прибыли общества распределяется между членами пропорционально сумме купленных в магазине общества товаров.
5. На внесенный каждым членом общества капитал (паевой взнос) начисляется дивиденд.
6. Часть прибыли отчисляется на повышение культурного уровня членов общества.
7. Управление обществом осуществляется на демократических началах; при принятии решений на собрании соблюдается принцип: один член – один голос.
8. В лавке (магазине) продаются товары только хорошего качества, без обсчета и без обмера, при вежливом обслуживании.
Принципы Рочдельских пионеров стали применять другие потребительские общества Англии. Рочдельские принципы и система формирования многоотраслевого хозяйства способствовали распространению потребительской кооперации в разных странах мира, на всех континентах Земли.[19]
Рочдельские кооператоры нашли удачное сочетание принципа материальной заинтересованности членов кооператива и норм хозяйственной деятельности, наиболее приспособленных к условиям рыночной экономики. Они стали поощрять участие членов кооператива в хозяйственных операциях, что привело к постоянному росту товарооборота и прибыли.
Рочдельцы твёрдо следовали политике накопления средств каждого члена кооператива, выдавая дивиденд по покупкам товаров раз в три месяца, а затем в конце года, превратили потребительский кооператив в сберегательный банк, где при каждой покупке от суммы оплаченного товара на персональные счета членов кооператива откладывалось несколько процентов прибыли. Все эти нормы плюс честное, квалифицированное демократическое управление позволили добиваться хозяйственных успехов.
Английские христианские социалисты активно участвовали в кооперативном движении, явились проповедниками производственной кооперации среди пролетарских слоев, с этой целью некоторые из них писали книги-наставления, рассказы и даже поэмы, ступали с идеей участия рабочих в прибылях кооперативных товариществ. Своей деятельностью они способствовали принятию в Англии первого в этой стране и в мире кооперативно закона.
1852 г. в Англии был принят первый в мире кооперативный закон: