Зарубежный опыт развития малого предпринимательства и его государственной поддержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:41, лекция

Описание

Сектор малых и средних предприятий (далее МСП) является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран является МСП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни

Работа состоит из  1 файл

предпринимательмтво за рубежом.doc

— 2.21 Мб (Скачать документ)


Государственная стратегия развития МСП направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:

- совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов для МСП;
- стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей МСП;

- улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития МСП;

- дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до €9 млрд.;

- всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.


В Италии активизация развития МСП началась с 50-х годов, в связи с вступлением в Европейский Союз, а также в целях дальнейшего экономического развития и обеспечения высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. С начала 70-х годов в Италии начала проводиться политика создания и развития новых промышленных регионов. Для ускорения развития МСП были созданы 25 бизнес-инкубаторов. Появилась также потребность в реструктуризации уже имевшихся крупных производств для увеличения их гибкости и приспособляемости к изменяющимся экономическим условиям. Процесс структурной перестройки крупных компаний привел к уменьшению вертикальной интеграции и расширению горизонтальных связей. Это позволило расширить производственную и технологическую специализацию при одновременном возрастании роли отдельных видов производств. Сейчас в МСП Италии сосредоточено свыше 70% всего занятого населения, причем 37,4% работают на предприятиях, где трудится менее 50 человек, и только 30% занято - на крупных предприятиях. Промышленные предприятия сектора МСП обеспечивают около 32% добавленной стоимости продукции крупных предприятий. Такие сдвиги в промышленности были достигнуты в значительной мере благодаря реформированию крупных предприятий с выделением из них малых и средних предприятий. Начиная с 1952 г. развитию МСП в Италии способствовало мощное правовое обеспечение, которое постоянно совершенствуется. К настоящему времени только в этой сфере принято свыше 30 основополагающих законов, а также целый комплекс программ, направленных на развитие МСП и на оздоровление экономики страны. В реорганизации промышленности и развитии МСП огромную роль принадлежит закону N 317, принятому в 1991 г. Этим законом были установлены финансовые, технические и организационные меры по обеспечению развития и поддержки МСП, а так же определены 3 важнейших уровня приоритетности решаемых проблем.

I уровень:

- финансовая поддержка в модернизации и приобретении нового оборудования для МСП, а так же облегчение условий финансирования МСП;

- совершенствование технологий и развитие НИОКР, создание консорциумов из институтов, малых, средних и крупных предприятий, с участием местных органов власти, для совместных исследований и технического сотрудничества;

- развитие производственно-технологической кооперации в МСП.

II уровень:

- развитие и усиленное финансирование южных и слаборазвитых регионов;

- обеспечение сотрудничества МСП с крупными предприятиями, особенно в промышленных районах на северо-востоке страны;

- обеспечение международной конкурентоспособности итальянской продукции путем поддержки МСП производящих экспортную продукцию;

- создание сферы коммерческих и производственных услуг, способствующих повышению качества и конкурентоспособности Итальянской продукции.
III уровень:

- экономическое возрождение и поддержка регионов в интересах ЕС;

- совершенствование и развитие профессионального обучения.

Мощное и всестороннее правовое и ресурсное обеспечение развития МСП позволили в короткие сроки обеспечить Италии достойное место в группе самых развитых стран мира.



Государственная политика в отношении предпринимательства постоянно совершенствовалась с ростом понимания социально-экономической значимости сектора МСП, что подтверждается последовательностью принятия некоторых правовых актов, направленных на расширение возможностей для роста и развития сектора МСП:
1952 г. "О создании центральной службы кредитования МСП (Медиокредито Чентрале)";
1965 г. "О содействии в приобретении нового оборудования";
1977 г. "О кредитовании и страховании экспорта";
1981 г. "О создании экспортных консорциумов МСП";
1982 г. "О создании Фонда технологических инноваций и Фонда ремесленнических проектов";
1990 г. "О создании совместных предприятий за рубежом с участием итальянских МСП";
1994 г. " О помощи начинающим предприятиям и стимулировании реинвестирования прибыли".
С 2000 г. постепенно была значительно расширена компетенция регионов в части правового обеспечения предпринимательства так и в создании, развитии и управлении инфраструктурой поддержки (учебные и информационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.), выведенной из под непосредственного контроля соответствующих министерств.
Государственная стратегия развития МСП определена законами L317/91; L488/92; L341/95 и рядом других правовых актов, направленных на:
- содействие экономическому развитию регионов (особенно южных);
- поддержку развития НИОКР и трансферт новых технологий;
- повышение конкурентоспособности продукции МСП на мировых рынках;
- развитие производственно-технологической кооперации в рамках территориально-производственных комплексов с большим количеством МСП;
- содействие интернационализации итальянских МСП;
- помощь в формировании стартового капитала для молодых предприятий.



В Великобритании, государственная поддержка МСП в рамках всей страны активизировалась с конца 70-х годов, когда Центральное Правительство поставило задачу по оказанию более интенсивной помощи этому сектору экономики и стимулированию его развития. Были разработаны и реализованы различные организационные мероприятия и стратегические программы в числе которых в первую очередь надо указать на следующие:
- программы, ориентированные на понижение темпов инфляции и на повышение устойчивость национальной валюты, т.к. самой серьезной финансовой проблемой владельцев предприятий МСП являются плавающие и неустойчивые процентные ставки на финансовых рынках;
- Центральное Правительство предоставило особые полномочия Министерству Торговли и Промышленности (МТП) в обеспечении интересов МСП;
- В каждом ведомстве и департаменте Центрального Правительства были назначены руководящие работники, ответственные за контроль и оценку осуществления стратегии своего Департамента (Ведомства) по вопросам МСП;
- в Центральном Правительстве на регулярной основе рассматривают важнейшие вопросы связанные с деятельностью сектора МП, в числе которых можно указать на следующие:
1. степень воздействия стратегии и законодательства на деятельность МСП с целью предотвращения от избыточных затрат, связанных необходимостью соответствия требованиям законодательства;
2. комплексное развитие коммерческих возможностей МСП путем стимулирования торговли и осуществления стратегии размещения государственных заказов в секторе МП;
3. выполнение специализированных программ по оказанию помощи предприятиям сектора МСП.

Центральное Правительство оказывает содействие сектору МСП по четырем принципиальным направлениям:
- совершенствование налогообложения;
- разработка законодательных актов и разъяснение его положений, послабление административных требований;
- финансовая поддержка;
- разработка механизмов консультирования и поддержки.
Налогообложение является мощным инструментом стимулирования и регулирования предпринимательской деятельности. Нижние границы налогообложения для ряда налогов устанавливаются таким образом, чтобы исключить из этой категории малые и средние предприятия или предоставить им льготные условия. Например, НДС взимается только с предприятий, оборот которых превышает $80 тыс., при этом допускается однократная оплата НДС за весь год. Налог с прибыли взимается в размере лишь 24% с предприятий, прибыль которых не превышает $500 тыс. Также существуют скидки с налогооблагаемых сумм по необоротным активам, которые введены в качестве льгот для малых предприятий. Налоговые льготы предоставляются:
- при инвестировании в фонды венчурного (рискового) капитала, создаваемые в помощь малым предприятиям;
- при капиталовложениях в строительство коммерческих точек и мастерских;
- предприятиям, которые создают новые рабочие места, что особенно важно для развития депрессивных районов и общего оздоровления экономики;
- в зависимости от местных условий и приоритетов для малых предприятий установлены заниженные нормы взносов в фонд государственного социального страхования (выплата государственной пенсии, пособий по болезни и по социальному обеспечению) и упрощены методы оплаты этих взносов и подоходного налога;
- налоговая скидка малым предприятиям в период перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества, а так же были введены изменения в систему местного взимания налога на недвижимое имущество.
Два последних мероприятия были направлены на стимулирование развития МСП в депрессивных районах и в местах, нуждающихся в интенсивных мерах по минимизации социальной напряженности (безработица в связи с реструктуризацией промышленности, временный экономический спад и др.).
Государство регламентируют общие условия ведения предпринимательской деятельности и допускает определенные возможности для местных органов власти по применению дополнительных мер, способствующих решению локальных проблем методами дополнительного регулирования и стимулирования предпринимательской активности сектора МСП, в их числе:
- Введены разъяснения положений о владении недвижимостью и упрощающее передачу бизнеса от одного владельца другому или его продажу, а также в случае болезни или смерти владельца.
- Подготовлены нормы и правила аренды движимого и недвижимого имущества, разъясняющие соответствующие права и обязанности арендаторов и арендодателей.
- Введен ряд положений, обеспечивающих снижение затрат малых предприятий на соответствие требованиям законодательства, в числе которых можно отметить:
упрощение правил налогообложения предпринимателей, работающих на условиях самозанятости;
освобождение от выполнения многих требований аудита для предприятий с оборотом менее 500 тыс фунтов стерлингов;
1. введены новые упрощенные нормы финансовой отчетности для малых предприятий;
2. введен контроль своевременности оплаты других компаний по счетам малых предприятий.
Доступ к финансированию МСП обеспечивается правительственными органами различных уровней власти, кредитно-финансовыми институтами. Банки, различные фонды, финансовые и инвестиционные компании являются главными источниками финансирования МСП. Центральное Правительство оказывает ограниченную финансовую поддержку, и предпринимает ряд мер для расширения круга источников финансирования, доступных для малых предприятий. К числу важнейших инициатив в этом направлении можно отнести следующие меры:
- Программа гарантированных кредитов малым предприятиям (введена в 1981 г.) для обеспечения финансовой поддержки платежеспособным предприятиям, которые по различным причинам не могут получить финансирование из традиционных источников. Согласно данной программе кредиторы получают правительственную гарантию от 70% до 85% кредита для соответствующих предприятий. Вариации в размере гарантии отражают приоритеты местных властей в поддержке малых предприятий на различных территориях.
- Обеспечение справедливых условий о финансовой поддержки МСП.
- Создание Фондов венчурного капитала, направленных на стимулирование инвестиций в мелкие компании, незарегистрированные на бирже. Такие инвесторы освобождаются от уплаты налогов и сами фонды пользуются определенными налоговыми льготами.
- Программа по оказанию содействия малым предприятиям в поиске инвесторов.
- Создание Региональных и Конкурентных фондов с помощью которых Правительство предоставляет финансирование малым предприятиям на конкурсной основе.
- Ряд отдельных программ и инициатив был объединен в единые фонды, ориентированные на повышение конкурентоспособности и экономическое восстановление определенных территорий. В рамках этих фондов малым предприятиям оказывается как непосредственная поддержка, так и техническая помощь в виде программ обучения.

Услуги по консультированию и технической поддержке имеют важное значение для устойчивого развития МСП. На всей территории Великобритании малым предприятиям предоставляется широкий ассортимент консультативных услуг и различных видов технической помощи. В 1990 году Центральное Правительство помогло создать сеть Советов по обучению и предпринимательству. Их директора привлекаются из частного сектора, при этом в Правление таких Советов входят представители местной власти и местной системы образования. Советы получают средства от Центрального Правительства и играют решающую роль в распределении средств на конкурсной основе из различных фондов. Советы несут ответственность за обеспечение финансируемых государством курсов обучения в подведомственных им районах, а также играют ведущую роль в программах экономического восстановления и стратегическом планировании бизнеса. Центральное правительство передало этим Советам управление рядом государственных программ и направлений деятельности по поддержке МСП, в том числе:
- консультативные услуги (по телефону, по сетям интернета, а так же обслуживание опытными консультантами из числа вышедших на пенсию бизнесменов);
- распределение займов и субсидий предприятиям, которые пользуются услугами консультантов, например, для создания новых видов продукции, улучшения маркетинга, расширения экспортной деятельности;
- выплата субсидий и обучение начинающих предпринимателей, впервые открывающим свой бизнес. Субсидия обычно представляет собой еженедельную выплату в течение одного года.

Роль Советов по обучению и предпринимательству в последнее время изменилась, и сейчас их деятельность больше направлена на стратегическое планирование экономического возрождения на основе активного изучения предприятий и рынка в рамках местной экономики. На региональном уровне Советы поддерживают один из банковских кредитных фондов, а некоторые из них предлагают собственные программы предоставления займов малым предприятиям.
В 1995 - 96 годах предоставление консультативных услуг и поддержки малым предприятиям было передано в ведение новой сети под названием “Business Link”. Эта сеть финансируется преимущественно Центральным правительством и курируется местными торгово-промышленными палатами, Советами по обучению и предпринимательству и другими органами, представляющими интересы работодателей. "Business Link" являет собою единый информационный центр для ответа на любые возникающие у предпринимателей вопросы. В этой связи была проведена рационализация деятельности всей системы поддержки МСП, что привело к закрытию многих местных агентств помощи малым предприятиям, действовавшим с 60-х и 70-х годов. Некоторые из них сохранились в виде специализированных консультативных служб, предоставляя помощь предприятиям, владельцы которых относятся к национальным меньшинствам. Другие являются субподрядчиками Советов по обучению и предпринимательству. Услуги информационной и общеконсультативной службы сети "Business Link" предлагаются предприятиям бесплатно. Специализированное консультирование и диагностические услуги обычно предоставляются за плату.

Сеть "Business Link" предлагает помощь малым предприятиям и оперирует на трех уровнях:
1. Бесплатная телефонная консультативная служба, обеспечивает прямой доступ к информации о законодательстве, о рынке (местном, региональном и международном), о продукции и о поставщиках.
2. Работа сети консультативных центров со штатом частных консультантов по вопросам бизнеса, для оказания индивидуальной помощи развивающимся малым предприятиям. Каждый консультант работает с группой малых предприятий, помогая им развиваться и повышать свою конкурентоспособность. Услуги местной информационной и общеконсультативной службы сети "Business Link" предлагаются предприятиям бесплатно. Специализированное консультирование и диагностические услуги обычно предоставляются за плату.
3. Предоставление специализированных услуг малым предприятиям:
- всесторонняя диагностика предприятия и консультативная поддержка;
- консультирование по новым технологиям и продуктам, а так же помощь в выборе и планировании внедрения нововведений;
- консультирование и проектирование новых изделий и разработка прогрессивных технологий для их производства;
- организация помощи для выхода на внешние рынки через сеть консультантов по развитию экспорта;
- оказание технической поддержки начинающим предприятиям и микропредприятиям;
- обеспечение доступа к сети поставщиков, что позволяет предпринимателям четко определить свои потребности и найти необходимых поставщиков.
 


Глава №2. Совершенствование государственной поддержки МСП в Великобритании.


К середине 90-х годов заметно снизилась конкурентоспособность Великобритании на международных рынках и в странах ЕС. Вот почему начиная с 1997 г. Правительство Великобритании предприняло ряд активных законодательных и организационных мер, позволивших уже к середине 2001 г. вывести страну на 2-е место среди 60 развитых стран по созданию наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства. Среди этих мер необходимо особо отметить создание в апреле 2000 г. специального правительственного органа, ответственного за поддержку и развития МСП на национальном уровне - (The Small Business Service - далее SBS; http://www.sbs.gov.uk). Это агентство структурно входит в состав Министерства торговли и промышленности (Department of Trade and Industry-DTI) и взаимодействует со всеми департаментами кабинета министров. Директор SBS - (M-r David Irwin назначен в марте 2000г) - подчинен министру DTI и может напрямую выходить на Государственного секретаря (главу кабинета министров) или на Премьер-министра.
SBS отвечает за выполнение всех правительственных программ поддержки МСП. Основной целью SBS является создание такого положения в стране, при котором малое предпринимательство (далее МП) достигло бы расцвета и раскрыло полностью свой потенциал. Задачами SBS в основном являются:
- Представление интересов и нужд МСП в Правительстве;
- Развитие и обслуживание первоклассной системы поддержки МСП, обеспечивающей ему высокую конкурентоспособность и прибыльность;
- Пропаганда предпринимательства в обществе, особенно среди, национальных меньшинств, неблагополучных или социально ущемленных групп населения;
- Стремиться к сокращению бюрократических барьеров.


1. Организационная структура SBS

The Steering Board является управляющим органом SBS, осуществляющий всю организационную и оперативную деятельность SBS, однако он не несет ответственности ни за стратегию (политику) ни за исполнительную деятельность. Steering Board отвечает за менеджмент, планирование и исполнение функций SBS, кроме того, он информирует DTI по следующим вопросам:
- О целях деятельности SBS и об уместности их корректировки в условиях изменяющихся обстоятельств;
- Представляет общий корпоративный план работ SBS;
- Представляет на утверждение министру DTI перечень целей, мероприятий и специальных решений по их достижения, для обеспечения согласованной работы всех подразделений министерства;
- Определяет масштабы деятельности, в которых SBS может выполнять эффективно свои функции, в соответствии со статусом SBS и корпоративным планом работ для достижения намеченных целей, включая те, которые определены DTI.
Steering Board собирается на заседания ежеквартально и имеет в своем составе:
- Председателя - Исполнительного директора отдела по предпринимательству и инновациям в DTI;
- Членов правления:
Генерального Директора SBS;
Директора отдела управления ресурсами DTI;
Руководителя группы предпринимательства при Казначействе;
Старшего партнера бухгалтерской фирмы, обслуживающей SBS;
Исполнительного директор Совета по планированию;
Директора по кадровой работе кабинета министров;
Секретаря (работник плановой группы SBS).


Для обеспечения эффективной и устойчивой работы SBS всех семи директоратов у Генерального директора имеются два заместителя. Центральный офис SBS расположен в Лондоне и являясь агентством Министерства торговли и промышленности (The Department of Trade and Industry - DTI), размещен в помещениях этого министерства. SBS также имеет свои представительства во всех 9 регионах страны. Состав сотрудников SBS был подобран в основном из штата DTI, министерства образования, а других государственных и общественных организаций. Все сотрудник прошли предварительный 60-ти часовой курс обучения.
SBS постоянно ищет возможности нанять на службу высококвалифицированных специалистов с достаточным опытом работы. Деловые интересы штатных сотрудников SBS сосредоточены на удовлетворении потребностей клиентов из среды малого предпринимательства. В целях повышения уровня и качества обслуживания предпринимателей, во всех подразделениях SBS проводится постоянное изучение и распространение прогрессивного опыта по оказанию бизнес-услуг, а также о положительных и негативных явлениях в этой работе. На текущий финансовый год предусмотрено ассигновать £216 тыс. для повышения квалификации сотрудников во всех директоратах для достижения следующих приоритетных организационных целей SBS на 2001/02 гг. :
- Становление SBS как организации, сосредотачивающей в себе основную сумму знаний и информации о деятельности и нуждах МСП.
- Расширение нашего понимания проблем МСП.
- Обеспечить тесное и эффективное сотрудничество всех структур SBS и партнерских организаций.
- Использовать все средства для улучшения системы управления в SBS и для развития творческого потенциала сотрудников.
- Достигнуть всеобщего признания SBS как организации нацеленной на развитие личности.

Совет Малого Бизнеса - The Small Business Council

В мае 2000 г. было организован Совет Малого бизнеса - The Small Business Council (SBC- http://www.sbs.gov.uk/organisation/sbc.asp), который является общественным совещательным органом, состоящим из 20 членов. Совет Малого бизнеса (SBC) осуществляет независимое консультирование Гендиректора Директора SBS по проблемам МСП, а также докладывает Государственному Секретарю по вопросам промышленности и торговли об эффективности правительственной политики в отношении МСП. Большинство членов Совета являются активными предпринимателями, обладающими практическим опытом ведения малого бизнеса. В Совет входят 13 мужчин и 7 женщин, представляющие весьма широкий спектр видов деятельности. Заседания Совета происходят один раз в 2 месяца. Совет формирует несколько рабочих групп и тематику их работы по наиболее важным проблемам предпринимательской деятельности.
В Совете представлены следующие группы по интересам:
- Развитие рынка труда;
- Доступ к финансовым ресурсам;
- Регулирование деятельности МСП;
- Услуги малому бизнесу.
Среди важнейших тем, по которым работает Совет можно отметить:
- Европа;
- Этнические меньшинства;
- Вопросы сельского хозяйства.

Совет Малого бизнеса (SBC), будучи независимым органом может свободно критиковать деятельность SBS и других правительственных структур. Важной особенностью Совета, является возможность рассмотрения и представления интересов МСП по всей стране. Это осуществляется путем взаимодействия с местными объединениями предпринимателей при проведении региональных общественных обсуждений. Кроме того, планируется создание интернет-страницы общественного мнения, таким образом заинтересованные люди могут направлять свои комментарии и предложения непосредственно на сайт Совета Малого бизнеса (SBC). Совет регулярно публикует ежегодный отчет о своей деятельности и приводит свои рекомендации, направленные в правительственные органы (см. отчет на сайте http://www.sbs.gov.uk/content/docs/SBCreportfinal.pdf).

2. Цели и стратегия SBS

SBS считает своей основной целью достижение Великобританией к 2005 г. самых лучших в мире условий для создания и активной деятельности МП. Из этого вытекают следующие задачи и направления работ:
- Помощь МП в реализации их потенциала, особенно путем минимизации административных барьеров;
- Развивать первоклассную систему поддерживающих услуг для МП, что позволит расширить деловые возможности малых предприятий;
- Пропагандировать предпринимательство во всех слоях общества и особенно среди этнических меньшинств и неблагополучных групп населения;
- Достигнуть высшего качества услуг для МП и их финансовой эффективности.

Идеология деятельности SBS

SBS являясь правительственным органом, в своей деятельности ориентирована прежде всего на помощь МП. .Это обеспечивается взаимодействием с другими правительственными органами, с частными и общественными организациями, а также со структурами, оказывающими непосредственные услуги малому бизнесу. На поддержку SBS могут рассчитывать все многообразие клиентов от людей только планирующих начать свое маленькое предприятие до сформировавшихся средних предприятий. Политика SBS нацелена на удовлетворение нужд клиентов, путем предоставления высококачественных, комплексных, интегрированных услуг через сеть местных и национальных партнерских организаций. SBS постоянно оценивает потребности предпринимателей и регулярно анализирует отзывы о своей деятельности. Работа SBS базируется на принципах открытости, ответственности и действенности оказываемой помощи. SBS нацелена на предоставление широчайшего спектра услуг предпринимателям в соответствии с их непосредственными нуждами и уровнем их развития.
SBS осознает важность обеспечения высокого качества и многообразия оказываемых услуг на основе взаимодействия всех элементов инфраструктуры поддержки МСП, изучения прогрессивного опыта и непрерывного самосовершенствования. Кроме того, SBS ставит своей целью сделать свою организацию привлекательным местом работы для квалифицированных специалистов и потому будет осуществлять интенсивные инвестиции в развитие персонала.
На первом этапе стратегия SBS заключается в:
- В создании программ по определению детального понимания нужд МП и установлению преград в развитии МП;
- Выработка стратегии обеспечения создания первоклассной системы поддержки МСП;
- В создании положительного отношения к МСП в правительстве Великобритании и ЕС, а также в особенности в сниженя административных барьеров;
- Работа с национальным Объединением Предпринимателей для стимулирования множества граждан к учреждению своих собственных предприятий, и особенно к предоставлению специальной помощи в создании начинающих и микроприядприятий, а также для малопредставительных и социально-ущемленных сообществ;
- Преобразование нынешних партнерских отношений Бизнес-Линк в более отточенные, качественные и целенаправленные связи с МСП;
- Расширение и улучшение возможных финансовых услуг;
- Обеспечение работы Национальной Системы Информационного и Консультативного Обслуживания через сети интернет и создание соответствующих баз знаний для МСП;
- Стимулирование применения интернета и электронной торговли в МСП;
- Создание бизнес-школ для поддержки МСП и для комплектования штата сотрудников SBS и их партнеров, которые обеспечивали-бы самое лучшее обслуживание клиентов из числа МСП;
- Достижение признания SBS как организации заинтересованной в инвестировании в человеческие ресурсы.

3. Подходы SBS к информационному обслуживанию МСП

Для удовлетворения информационных потребностей клиентов, SBS и Business Link разработали "Стандарты обслуживания", обеспечивая постоянный мониторинг качества предоставляемых информационных услуг. Сущность "Стандартов обслуживания" (http://www.sbs.gov.uk/standards/) базируется на следующих принципах:
- Мы обязуемся предоставлять точную информацию и конкретные устные советы;
- Если мы не можем оказать клиенту необходимую помощь, мы связываем клиента с той государственной, частной или общественной организацией, которая в наибольшей мере способна удовлетворить запросы клиента;
- Мы в самом срочном порядке будем отвечать на запросы клиентов;
- Мы всегда оказываем услуги только в интересах клиентов исходя из наиболее приемлемых цен и в соответствии с действующим законодательством;
- Мы обязуемся сохранять конфиденциальность информации, предоставляемой нашими клиентами и гарантируем ее использовать только в ваших интересах;
- Мы обязуемся отвечать на все ваши письменные запросы (письма, факсы, электронную почту) в течении 15 рабочих дней с момента получения;
- Мы обязуемся оплачивать заявки по грантам и счета в течении 30 календарных дней;
- Мы обязуемся принять любого посетителя в течении 10 минут по его прибытии.
Предоставление компенсационных выплат осуществляется SBS в тесном взаимодействии с региональными государственными органами управления в соответствии со следующими условиями:
- Решение о возможности предоставления компенсаций по оригинальным микропроектам, технологическим проработкам и исследованиям должно быть передано заявителю в течении 30 календарных дней. Если нет возможности принять такое решение за этот период, SBS даст соответствующие объяснения и укажет заявителю срок принятия решения.
- Если заявка на компенсацию направлена на рассмотрение в государственные органы в группы по оценки реалистичности проектов, их перспективности и оригинальности, то заявитель получит ответ в течении 60 календарных дней;
- Если заявка буде отклонена, SBS даст письменные объяснения такого решения. Если заявитель сочтет это решение ошибочным, то он может требовать пересмотра такого решения на основе письменного объяснения причин ошибочного решения.


4. Услуги, оказываемые SBS

В целях оказания самого широкого спектра услуг для МСП, SBS действует по различным схемам, программам и направлениям, среди которых можно назвать следующие:
- Exploit new technologies- Применение новых технологий - комплекс программ по применению новых технологий в МСП (условия предоставления грантов, распорядители грантов, и др). В рамках этого направления предоставляется финансовая, информационная, консультативная, техническая и правовая поддержка в том числе:
Представление грантов для отдельных лиц и МСП для оплаты затрат по следующим программам:
Technology Reviews размером до £2500 на поиск и оценку наилучших из ныне действующих технологий;
Technology Studies размером до £5000 для помощи в определении технологических возможностей ведущих к созданию новых продуктов или процессов;
Micro Projects размером до £10000, для микропроектов (только отдельным лицам либо МП размером менее 10 работающих), предусматривающих разработку недорогих прототипов продуктов и процессов с использованием технологических и технических новшеств;
Feasibility Studies объемом до £45000 на технико-экономическое обоснование применения инновационных технология (только отдельным лицам либо МП размером менее 50 работающих);
Development Projects объемом до £150000 на реализацию инновационного проекта (для МСП размером до 250 работающих);
Exceptional Development Projects с финансированием до £450000 только для ограниченного количества исключительно дорогих инновационных проектов (для МСП размером до 250 работающих);
Представление полной информации об условиях получения грантов, о порядке оформления заявок, о реквизитах организаций курирующих вышеперечисленные программы развития новых технологий и о специализированных сайтах;
Приведен перечень и описание 36 успешно реализованных инновационных проектов с гиперссылками;
Приведены адреса сайтов и справочных данные по государственным организациям, спискам технических советников и консультантов:
Small Firms Loan Guarantee Scheme - (http://www.sbs.gov.uk/SFLGS/) система обеспечения кредитами МСП (условия получения кредитов, реквизиты 20 кредитно-финансовых организаций, консультации, справочная информация и др.). В рамках этой программы для МСП предлагаются кредиты на срок от 2 до 10 лет на сумму от £5,000 до £100,000 (до £250,000 если предприятие успешно действовало в течении 2 лет). При этом SBS гарантирует 70% кредита (или 85% если предприятие успешно действовало в течении 2 лет). В свою очередь, кредитор оплачивает премию SBS за представление гарантии в размере 1.5% в год от остаточной суммы кредита. Премия может быть снижена до 0.5% , если кредит взят по фиксированной процентной ставке. Эта система распространяется на все компании с годовым оборотом не более £1.5 млн. (и до £5 млн. для производственных предприятий.).
Colleges and other organisations (http://www.sbs.gov.uk/AtoK/) информация об университетах, иследовательских институтах , инновационных организациях и предприятиях сотрудничающих с МСП в рамках SBS,;
Business-to-business transactions (http://www.sbs.gov.uk/RSN/) путеводитель по всем региональным и местным офисам , структурам и представительствам SBS, а также другим структурам поддержки МСП, взаимодействующим с SBS;
National business improvement services (http://www.sbs.gov.uk/BIS/) национальная служба по совершенствованию системы управления предприятиями (консультационные центры, предприятия, службы поддержки МСП и др.).
Beacon Council Scheme. (http://www.sbs.gov.uk/services/BeaconCouncils.asp) это правительственная программа, осуществляемая под руководством Министерства Транспорта и при участии региональных и местных органов власти. SBS играет ведущую роль в этой Программе по тематике "Воспитание предпринимательской этики". В целом, программа Beacon Council Scheme ориентирована на интенсификацию предпринимательской деятельности путем создания необходимых условий для начинающих предприятий и успешного их дальнейшего развития. Особый упор сделан на совершенствование культуры предпринимательских отношений, обмен опытом, снижение предпринимательских рисков, продвижение предпринимательства в различные социальные группы населения (эмигранты, национальные меньшинства, инвалиды, и др.).

SBS управляет общенациональной сетью информационного и консультативного обслуживания МСП- Business Link (http://www.businesslink.org). Business Link (далее - BL) осуществляет свою деятельность через 45 региональных представительств и через ряд других родственных структур поддержки МСП (Small Business Gateway, Business Information Source, Business Connect, LEDU и др. http://www.sbs.gov.uk/localoutlets/)). BL предоставляет объективную информацию, независимые консультации и услуги для широкого круга клиентов от начинающих предпринимателей до устойчиво работающих предприятий. Каждое региональное представительство тесно сотрудничает с "Группой советников по вопросам предпринимательства" Business Link Advisers . Эти советники на длительной основе оказывают необходимую помощь предпринимателям. В числе основных направлений по которым BL оказывает услуги МСП можно указать следующие:
Создание предприятия (предварительная подготовка, планирование бизнеса и изучение рынка, поиск финансов, правовое регулирование стартующих предприятий, типы предприятий, запуск предприятия).
Финансирование и платежи (виды финансирования, гранты, венчурный капитал, кредиты и овердрафты, долговые проблемы, управление финансами, источники финансирования и др.).
Персонал (наем сотрудников, обучение и переподготовка, управление персоналом).
Продажа и маркетинг (маркетинг, реклама и общественные связи, продажи, клиенты, бизнес в Европе, экспорт, новые продукты и обслуживание, промышленный сектор.)
Электронная коммерция и информационные технологии (практические выгоды, деловые подходы, технические возможности, компьютеры).
Управление и производство (собственность и производственные площади, управление персоналом, управление поставками, промышленный сектор).
Совершенствование бизнеса (повышение качества, совершенствование технологий, определение критических мест, инновации).
Правовое регулирование и налоги (трудовое законодательство, другие правовые регулирующие акты).
Специальные инициативы (инновации и технологии, с/х деятельность, услуги консультантов, услуги SBS, статистика деятельности МСП, исследования).
Дополнительные темы (социальные аспекты предпринимательства, охрана окружающей среды, продажа вашего предприятия, женское предпринимательство, этнические меньшинства, бизнес в ЕС, возможные источники помощи).
SBS совместно с Департаментом окружающей среды продуктов и сельского хозяйства - DEFRA (http://www.defra.gov.uk/) была создана в октябре 2000 г. служба "Консультационные услуги для фермерства" - Farm Business Advice Service (http://www.defra.gov.uk/farm/fbadvice/fbadvice.htm). Эта организация может осуществлять бесплатные индивидуальные консультации в течении 3-х дней непосредственно в фермерских хозяйствах. Целью такой деятельности является интенсификация с/х производства, модернизация ферм и изыскание финансовых ресурсов.
SBS совместно с другими правительственными департаментами реализовывает программу "Исследования для МСП" Small Business Research Initiative – SBRI. Целью этой программы является стимулирование участия МСП в правительственных контрактах по проведению исследовательских и проектных работ (НИОКР) которые превышают £1 млрд. в год. Ожидается, что заказы на сумму свыше £50 млн. будут размещены в МСП. Возможные направления участия МСП в НИОКР по различной тематике можно найти с помощью информационной системы SBRI с прямым выходом на сайты всех государственных организаций и исследовательских институтов.
SBS с Департаментом правительственных заказов (The Office of Government Commerce) осуществили официальную публикацию (в т.ч. и в интернете) "Перечня правительственных контрактов и условий участия в конкурсах на получение госзаказов". Это позволяет малым предприятиям находить возможности получения госзаказов, раскрывает условия участия в тендерах и обеспечивает налаживание деловых контактов с другими предприятиями и государственными организациями.
Национальный "Фонд Возрождения" - Phoenix Fund был создан в ноябре 1999 г. и ориентирован на стимулирование предпринимательства в отсталых или неблагополучных районах страны. В Фонде Возрождения аккумулируются средства для реализации различных проектов, способствующих улучшению социально-экономического положения. Кроме того этот фонд сотрудничает с SBS и со многими государственными, коммерческими и общественными организациями являющимися потенциальными источниками финансирования.
При участии SBS в октябре 2001 г. был создан "Фонд бизнесинкубирования" - Business Incubation Fund аккумулирующий £75 млн. Благодаря инкубированию стартующих МП или находящихся на ранних стадиях развития обеспечивается выживаемость 75% предприятий и после 5 лет их деятельности. В обычных условиях до 5 лет доживают только 33% МП.
SBS активно сотрудничает с Национальной Измерительной Системой - NMS - National Measurement System. NMS - является национальной инфраструктурой, объединяющей лаборатории, институты и исследовательские центры специализирующиеся в измерительной технике и технологиях. Взаимодействие NMS c МСП осуществляется через консультационные пункты SBS и Business Link. Это позволяет внедрять в практику МСП прогрессивные стандарты, обеспечивающие получение высококачественных изделий.
В связи с тяжелыми последствиями эпидемии ящура, в ноябре 2001 г. был создан "Фонд развития и обновления сельских районов" - The Development Fund for Rural Renewal (http://www.sbs.gov.uk/services/RuralRenewal.asp). Используя технические возможности SBS, этот фонд изыскивает возможные источники финансирования предпринимательских сообществ, расположенных в районах, пострадавших от ящура. Приводятся сайты различных спонсорских организаций (фондов, инвестиционных и страховых компаний, общественных организаций и др.).
По всем вышеперечисленным направлениям и программам приведены реквизиты организаций, контактные телефоны и факсы, электронная почта и интернет-адреса соответствующих сайтов. Это позволяет заинтересованным лицам оперативно получать необходимые сведения по интересующим вопросам.
 


Глава №3. Развитие Предпринимательства в Германии.


Наиболее показателен опыт развития МСП на основе разукрупнения приватизированных предприятий Восточной Германии. Законом о воссоединении Германии предусматривается целый комплекс мер, которые должны способствовать экономическому росту и структурной перестройке в новых федеральных землях. Важной составной частью этих мер является стимулирование создания и развития МСП на основе 14 тыс. приватизируемых предприятий бывшей ГДР. Политику поддержки развития МСП в Восточной землях осуществляет Федеральное Ведомство по Опеке (далее ФВО). На первом этапе "формальной" приватизации, ФВО активно проводило политику по разукрупнению комбинатов, выделяя из них мелкие производственные единицы. В среднем, из 100 предприятий в ходе разукрупнения образовывалось 125 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью. Однако размеры вычлененных предприятий были слишком велики, и потому делали невозможным их приобретение небольшими фирмами и частными лицами. Исходя из необходимости более эффективного развития МСП, весной 1991 г. ФВО разработало Концепцию приватизации предприятий в новых федеральных землях, которая была принята Правительством Германии. Важнейшими принципами этой Концепции являлись:
- Проведение под эгидой ФВО начиная с 1991 г. полной инвентаризации имущества в новых федеральных землях и определение возможностей разукрупнения и вычленения более мелких и дееспособных производств. Вычленение одних производств и приобретение ими самостоятельности не должно идти в ущерб другим производствам.
- Реструктуризация проводится только на основе всестороннего анализа производственных структур и связей внутри концернов (преобразованных в холдинги), оценки их экономической эффективности с целью определения наиболее перспективных для отделения самостоятельных производственных единиц, особенно в сфере промышленных услуг и ремесленничества.
- Активное влияние ФВО на руководство холдингов в целях предоставления самостоятельности отдельным производственным единицам. При согласии материнской компании на выход структурной единицы из состава холдинга, ФВО покупало долю ее участия по балансовой стоимости, которая значительно превышала реальную стоимость. Вырученные от продажи средства шли на погашение обязательств холдинговой компании.
- ФВО стимулировало разукрупнение, предоставляя холдингам помощь для проведения санации и покрытия краткосрочных обязательств при условии, что все возможности финансирования из собственных источников, а также средства третьих лиц были исчерпаны. ФВО давало средства для санации холдингу только при доказанности необходимости сохранения той или иной структурной единицы, с учетом аргументации дочернего предприятия. В этой связи холдинги были вынуждены продавать производственные подразделения, не являвшиеся жизненно важными для материнской компании.
- Если одним и тем же объектом интересуются несколько инвесторов, то при продаже предприятий, ФВО руководствуется принципом предпочтения покупателей из МСП чем из среды крупных компаний, при равнозначности предложений.
- Стремление к улучшению условий договора для МСП, если потенциальный инвестор планирует создание новых и сохранение старых рабочих мест. При этом ФВО не проводит переоценку земельных участков по рыночной стоимости, если инвестор при покупке предприятия обязуется сохранить его производственный профиль, а также, если приобретается сельский участок с целью развертывания на нем производства.
- В случае если продаваемое крупное предприятие унаследовало финансовое бремя от прежней экономической деятельности, то ФВО решает эту проблему в пользу покупателя из числа МСП. Компенсационные задолженности могут освобождаться от погашения в течение 6 лет. ФВО также дает поручительство за долги предприятия, не превышающие сумму в 3 млн. марок. Кроме того, ФВО предусматривает продажу предприятия без земельного участка, на котором оно находится. Земля передается в долгосрочную аренду (до 12 лет), при этом гарантируется право приоритетной последующей продажи земли пользователю. Это значительно облегчает приобретение предприятий небольшими инвесторами и частными лицами.
- ФВО в рамках проведения приватизации ставит перед потенциальным покупателем предприятия определенные условия:
наличие плана развития и финансирования его будущей деятельности;
реальная программа производства конкурентоспособной продукции;
ориентация на стабильный, как правило, региональный рынок.
Одним из направлений деятельности ФВО является такая форма приватизации МСП бывшей ГДР, как продажа акций его руководству или нескольким управляющим, а также приобретение доли акций сотрудниками этого предприятия. Другой формой приватизации МСП является приобретение предприятия внешним менеджером, который берет на себя и непосредственное руководство фирмой. В ходе таких вариантов приватизации было продано около 20% от общего числа приватизированных фирм, из них 3/4 составили предприятия с количеством занятых до 50 человек.
Благодаря политике ФВО по поддержке МСП, в новых федеральных землях, доля фирм с количеством занятых до 500 человек к настоящему времени приблизилась к соответствующему показателю экономики Западной Германии (99,8%). Было реорганизовано около 14 тыс. предприятий всех типов, абсолютное их большинство было разукрупнено, 2/3 - приватизированы, 1/4 - ликвидированы. Небольшие предприятия вносят значительный вклад в процесс создания новых и сохранения старых рабочих мест. В экономику новых земель были проведены крупные инвестиции - в основном, за счет старых земель, однако последние 5 лет экономика этих земель пока остается убыточной.
Одной из целей Концепции приватизации и разукрупнения, была организация эффективного взаимодействия МСП и крупных предприятий. ФВО принимало меры по предоставлению необходимых ресурсов для дальнейшего развития вновь созданных малых, средних и крупных предприятий. Устанавливались пропорции во всей системе закупок и продаж между крупными и малыми предприятиями, между самостоятельными и связанными с концернами предприятиями, а так же между вновь созданными и реорганизованными предприятиями. На стадии приватизации формировался механизм взаимодействия разных предприятий. Примерно 1/3 малых промышленных предприятий выходила из приватизации, уже имея схему поставки материалов, комплектующих, полуфабрикатов для крупных предприятий. Также был отработан механизм помощи МСП в получении государственных и местных заказов, в системе компенсаций для новых предприятий (программа AWO).

В условиях масштабной реструктуризации, большое значение имели цены приобретения предприятий, вопросы пользования недвижимостью, урегулирование проблем задолженности и компенсацией расходов, связанных с приватизацией. Для решения этих вопросов было создано агентство недвижимости (Fiegenschaftgcsellsehaft MBH), которое в рамках специальной программы представляло малым предприятиям (менее 50 занятых) недвижимость на весьма льготных условиях. На таких условиях было реализовано около 2500 предприятий и 600 других объектов недвижимости стоимостью до $600 тыс. Перед продажей из предприятий выводились непрофильные структуры, чтобы санировать предприятия и уменьшить их цену для покупателей. Продуманная политика перестройки предприятий обеспечила их довольно высокую выживаемость так, например, среди вновь созданных малых и средних промышленных предприятий за год ликвидируется только 13% предприятий.
Как правило, администрация новых земель довольно активно включалась в реформирование производственных структур - прежде всего в пользу МСП. В землях были задействованы специальные программы реформирования промышленных структур. Например, в Саксонии действовала программа "Атлас", которая охватила почти половину, расположенных там промышленных предприятий, включая 6 крупнейших. В этой программе предпочтение отдавалось более сбалансированному подходу в пользу санации предприятий. Программа "Атлас" ориентирована на помощь предприятиям в поиске ниш на рынке, установление контактов с другими предприятиями, получение заказов, а также на предоставление консультаций по финансам, кадрам и освоению новых продуктов.
Интересная модель социально-экономического развития и взаимодействия различных предприятий разработана в Тюрингии, где около 70% предприятий в промышленности имели менее 100 чел. занятых, а крупных предприятий было мало. С приходом в г. Айзенах автомобильного концерна "Опель" была создана крупная производственно-социальная структура с общим числом занятых 5000 чел. В этой структуре было сбалансировано взаимодействие одного крупного предприятия (2000 работающих) со множеством мелких и средних предприятий с общей численностью занятых около 3000 чел. Это способствовало увеличению объемов производство на 230% в течение одного года. В Тюрингии также реализуется "Концепция развитие промышленных центров" и специальная модель приватизации. Концепция предусматривает формирование группы малых и средних предприятий, базирующиеся на действующих крупных предприятиях отдельных отраслей (транспортное производство в Айзенахе, оптическое - в городах Иена и Ильменау, микроэлектроника в Эрфурте и т.д.).

 

Государственная политика осуществляется в рамках структурных реформ "Повестка дня 2010", направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление сектора МСП, повышение его конкурентоспособности и обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетными направлениями поддержки будут инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование самозанятости (особенно в землях бывшей ГДР). Финансовая поддержка будет в равных долях выделяться на федеральном и земельном уровнях, преимущественно - в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия МСП. На эти же цели направляются значительные средства ЕС и будут привлечены частные инвестиции. Координация деятельности всех государственных и партнерских организаций по реализация этой политики возложена на "Федеральное министерство экономики и труда" (ФМЭТ). Всеми оперативными вопросами в ФМЭТ в отношении МСП, ремесленничества, сферы услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки МСП занимается "Генеральный Директорат - VIII" (ДГ-VIII).
Государственная стратегия развития МСП в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей:
- обеспечение условий для развития и роста численности "среднего класса";
- повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности;
- создание учебной базы при высших и средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодежи к активной предпринимательской деятельности;
- усиление финансовой помощи и технического содействия стартующим предприятиям для обеспечения их устойчивого развития и дальнейшего роста;
- снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям;
- стимулирование делового и инновационного потенциала сектора МСП в сфере НИОКР, путем преимущественного применения мер косвенной поддержки.


Рассмотрев опыт некоторых Европейских стран в развитии МСП и обеспечении его взаимодействия с крупными предприятиями, обратимся теперь к опыту Японии.


 

Глава №4. Японский опыт поддержки и развития

 

Японский опыт поддержки и развития отличается высоким уровнем влияния государства на основные процессы реформирования экономики страны. После окончания II Мировой Войны, Япония оказалась с разрушенной экономикой и без традиционных источников сырья. При содействии США и главным образом при мобилизации всех национальных ресурсов, Япония в относительно короткие сроки восстановила и модернизировала свою промышленность, обеспечив возможность дальнейшего интенсивного развития экономики страны. В настоящее время Япония находится в числе лидеров мировой экономики. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политики, ориентированной на всемерную поддержку и развитие МСП. При весьма ограниченных природных ресурсах, вклад Японии в мировую экономику сейчас составляет 17,5%, уступая только США. Однако, главным богатством этой страны является трудолюбивый народ, причем основная часть занятого населения сконцентрирована на предприятиях сектора МСП. В Японской экономике сектор МСП занимает доминирующее положение, обеспечивая 55-60% национального ВВП. В МСП Японии занято около 42 млн работающих, что составляет около 73% в общей численности занятого населения (табл. 4.2.).

Для более четкого представления о роли государства в развитии экономики и поддержке МСП, рассмотрим основные периоды преобразования Японской экономики и соответствующие им изменения в государственной промышленной политике, при этом можно выделить три основных периода:
- послевоенное восстановление экономики (1945-1955 гг.) было ориентировано на развитие энергетики, черной металлургии, машиностроения, судостроения и угледобычи. Восстанавливалась промышленность и поощрялось развитие новых отраслей, стимулировалось расширение МСП и создавалась правовая основа его регулирования и поддержки. Государственная промышленная политика имела довольно сильный административный и плановый характер. По мере развития экономики и совершенствования рыночных механизмов, промышленная политика стала постепенно ослаблять свой плановый характер, преобразуясь во вспомогательный фактор, способствующий развитию и проявлению функций рыночной экономики.
- этапы динамичного роста экономической мощи страны (1955-1972 гг.), характеризовались преимущественным развитием тяжелой индустрии и химической промышленности. Особое внимание уделялось повышению эффективности всех экономических структур, улучшению менеджмента и обеспечению условий к переходу в открытую рыночную экономику (постепенная либерализация внешней торговли и рынка капитала). Постоянно развивалась инфраструктура поддержки МСП. Особое внимание уделялось повышению устойчивости МСП путем развития кредитно-финансовых институтов и посредством расширения взаимодействия МСП с крупными предприятиями.
- период стабильного социально-экономического развития (1973-1984 гг.) характеризовался ростом сбалансированности всех элементов экономики путем структурного регулирования, снижения ограничений, децентрализации управления, компенсацией недостатков ценообразования и развития технологий. Одновременно происходит закрепление на внешних рынках и осваиваются новые направления (электроника, компьютеризация, информатика, микробиология и т.д. Совершенствуются механизмы регулирования деятельности МСП, проводится конверсия предприятий, стимулируется развитие приоритетных направлений деятельности. Государственная промышленная политика играет вспомогательную роль, дополняя основной механизм рыночной экономики и способствуя развитию одних отраслей и замедлению развития других.
- переходный период на путь постиндустриального развития (1985-2000 гг.). сопровождался трансформацией экономики страны с приспособлением к возрастающим требованиям международных рынков в новейших видах продуктов, товаров и услуг. Этот процесс сопровождался ужесточением требований к охране окружающей среды, возрастающим ограничением и удорожанием ресурсов, также увеличивающимся влиянием глобализации экономических процессов. В связи с достижением высочайшего уровня индустриализации страны, возрастала необходимость изыскания новых путей постиндустриального развития, обеспечивающих сохранение лидирующих позиций в мировой экономике при одновременном улучшении качества жизни всего населения страны.
На протяжении всех вышеприведенных периодов преобразования японской экономики происходили соответствующие изменения правового и организационного обеспечения государственной политики в отношении МСП. Это определялось текущими социально-экономическими условиями, новыми потребностями регионов и требованиями рыночной ситуации на местах. Характерной особенностью японского законодательства является четкое определение сферы влияния и подробное описание структуры законов, разработка механизмов реализации и схем взаимодействия соисполнителей, перечень мер воздействия (поощрительных и взыскательных) по отношению к субъектам подпадающим под действие закона.
В рамках национальной промышленной политики, начиная с 1946 г., Японским Правительством было принято свыше 40 важнейших законов и организационных решений, направленных на создание целостной системы правового и системного обеспечения, принципов регулирования, механизмов исполнения и контроля, обеспечивающих развитие и поддержку МСП (табл. 4.3). В послевоенный восстановительный период 1945-50 гг. были созданы правовые основы для деятельности сектора МСП, разработаны меры по диагностированию предприятий и по обеспечению финансовой поддержки как путем объединения ресурсов МСП, так и путем создания "Народной финансовой корпорации". Это помогло предприятиям сектора МСП получать краткосрочные кредиты по приемлемым процентным ставкам, несмотря на продолжавшиеся инфляционные процессы. Причем, получение таких кредитов было возможно при положительных результатах диагностирования предприятий.
По мере восстановления экономики страны, начиная с 50-х годов, стали появляться законы по регулированию конкурентной среды (субконтрактация и ограничения деятельности крупных предприятий). Для повышения устойчивости предприятий сектора МСП было разрешено их объединение в консорциумы и картели без применения к ним антимонопольных санкций. В 1950-54 годах была подготовлена серия законов, позволившая создать систему кредитно-финансовых и страховых институтов, ориентированных на обслуживание сектора МСП. Были созданы системы гарантий и залоговых поручительств, которые способствовали обеспечению МСП долговременными кредитами. Была создана государственная Корпорация финансирования МСП с многочисленными филиалами и организована национальная сеть торгово-промышленных палат, что фактически создало мощную инфраструктуру поддержки МСП во всей стране.
С 1956 года появились ощутимые признаки оздоровления экономики и началось ее динамичное развитие. На государственном уровне были предприняты меры по модернизации предприятий сектора МСП (предоставление ссуд, льготных кредитов, ускоренная амортизация, бесплатное консультирование и т.п.). Стимулировалось развитие машиностроения, электроники и текстильной промышленности. Совершенствовались структуры крупных предприятий и развивалось их взаимодействие с сектором МСП, особенно в части производственно-технологической кооперации и на условиях субподряда. Были приняты законодательные меры по защите МСП от неправомерных действий крупных предприятий по задержке оплаты работ, по навязыванию невыгодных контрактных условий.
Ускоренное развитие сектора МСП и вовлеченность в его деятельность основной массы занятого населения привели в 1957 - 60 годах к необходимости законодательного оформления создания различных общественных организаций, союзов и ассоциаций предпринимателей сектора МСП.
В 1963 г. был принят "Основной закон о малых и средних предприятиях", который вобрал накопленный опыт развития и поддержки МСП. Этот закон утвердил МСП равноправным субъектом рыночных отношений и обеспечил возможность широкого взаимодействия крупных и малых предприятий. Для повышения уровня организации и управления малых предприятий, в законодательном порядке были проведены мероприятия по их диагностике, разработке планов их структурной реорганизации и модернизации. Сектору МСП была оказана финансовая, техническая и организационная помощь, позволившая в значительной мере преобразовать основную массу малых и средних предприятий, улучшив систему их управления и обеспечив их техническое перевооружение.
В 1965-70 гг. были приняты законы о взаимопомощи малых предприятий, о создании ассоциаций по оказанию посреднических услуг сектору МСП и об обеспечении МСП госзаказами. Комплекс этих мер реализовал механизмы оказания помощи предприятиям, обусловил порядок и правила размещения государственных, региональных и местных заказов в секторе МСП. Это способствовало развитию здоровых конкурентных отношений и оказало косвенную поддержку сектору МСП.

 

Информация о работе Зарубежный опыт развития малого предпринимательства и его государственной поддержки