Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:41, лекция
Сектор малых и средних предприятий (далее МСП) является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран является МСП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни
С 1970 по 1985 годы Японское Правительство проводило политику по обеспечению стабильного экономического роста. Был принят целый ряд законодательных мер в отношении МСП, направленных на регулирование и сбалансирование уровней развития различных отраслей экономики, на оздоровление отдельных районов и совершенствование инфраструктуры поддержки и развития МСП . Для переориентации крупных производств (судостроение, тяжелое машиностроение, металлургическая промышленность и др.) был принят указ о конверсии крупных предприятий с привлечением возможностей сектора МСП (например, на судостроительных верфях были организованы текстильные и швейные производства, созданы предприятия по изготовлению комплектующих изделий и т.п.).
Начиная с 1986 г. и по настоящее время в стране идут переходные процессы по переводу экономики на путь постиндустриального развития. Этот период характеризуется созданием новейшей техники и технологий, переориентацией производств на систему международных стандартов, развитие сферы социальных и деловых услуг. В связи с изменением приоритетов (ресурсосберегающие технологии, защита среды обитания, закрепление на внешних рынках и др.) были принятые меры по ускорению НИОКР и производству новой продукции путем интеграции научно-технического потенциала различных МСП. Осуществлялось совершенствование производственной инфраструктуры МСП на региональном и местном уровнях путем интеграции деятельности некоторых малых и средних предприятий. Проводилась политика структурных изменений в промышленных агломерациях. Стимулировался переход к технике и технологиям будущего с упором на информационные, коммуникационные и принципиально новые виды деятельности. Наконец в конце 1999 г. был изменен "Основной закон о малых и средних предприятиях" от 1963 г. Это было вызвано последствиями кризиса 1998 г., реструктуризацией всей финансовой системы и необходимостью повышения устойчивости и динамичности МСП в новых условиях.
В связи с жесткими ресурсными ограничениями в процессе выхода из послевоенной разрухи, особое внимание уделялось целесообразности оказания финансовой поддержки для многих предприятий сектора МСП. Поэтому, уже начиная с 1948 года, в Японском законодательстве четко просматривается тенденция по развитию и совершенствованию механизмов диагностики предприятий сектора МСП в целях совершенствования управления, устранения угрозы цепных банкротств и выявления наиболее эффективных путей модернизации предприятий. В целях дальнейшего масштабного оздоровления экономики, в соответствии с законами NN 64, 147, 154 в 1963 г. были организованы комплексные диагностические центры по обследованию МСП во всех регионах и 12 крупнейших городах страны (рис.7). Эти центры анализировали систему управления предприятием, финансовое состояние, технический уровень, состояние оборудования и квалификация сотрудников. По результатам диагностики принимались соответствующие решения, реализация которых контролируется местными структурами поддержки МСП и диагностическими центрами.
Для обеспечения косвенной поддержки МСП, в 1966 году был принят закон N 97 "О порядке размещения заказов государственных, региональных и муниципальных учреждений в МСП". Закон обязывает предприятия, получающие заказы с финансированием из бюджетов различных уровней (национального, регионального, местного), часть заказов передавать сектору МСП, при этом четко оговорены:
- перечни организаций и предприятий, обязанных передавать часть своих заказов предприятиям сектора МСП;
- критерии размеров и видов деятельности малых и средних предприятий, подпадающих под действие этого закона;
- процедуры проведения конкурсов среди предприятий сектора МСП и порядок заключения контрактов (см. рис.8);
- процедуры рассмотрения и принятия решений по вопросам, связанным с реализацией данного закона.
В соответствии с этим законом проводится аттестация малых и средних предприятий с целью определения их возможностей по выполнению государственных заказов. На основании результатов аттестации создается реестр предприятий, способных выполнять такие заказы. Наряду с аттестованными предприятиями в конкурсе на исполнение госзаказа могут принимать участие и другие предприятия только в случае, если предлагаемая ими сметная стоимость заказа будет ниже стоимости, предложенной победителем конкурса.
Применение этого закона, начиная с 1966 года, позволило сектору МСП увеличить свою долю в государственных и муниципальных заказах с $38,8 млрд. в 1966 г. до $309 млрд. в 1992 году. При этом, из бюджетов местного самоуправления доля заказов, размещаемых в секторе МСП, в течение последних 20 лет удерживается на уровне 65-74 процентов.
Проведенные западными специалистами исследования феномена стремительного развития Японской экономики отмечают, что, во многом, этот успех базируется на тесной связи предприятий большого и малого бизнеса. Мощные компании, обладая большими ресурсами для обеспечения прямых контрактов с крупными заказчиками (включая и госзаказы), строят свои субподрядные отношения с МСП на правовой основе. Отличительной чертой является глубина взаимодействия между различными отраслями и степень увязки мелких фирм - поставщиков и субподрядчиков с долгосрочной политикой крупных компаний. Уровень взаимодействия Японских крупных и малых предприятий наиболее ярко может быть проиллюстрирован технологическим принципом "Just-in-time" (система подачи материалов, деталей и комплектующих узлов в заданном количестве и точно в срок). Применение этого принципа позволило скоординировать работу крупных и малых предприятий таким образом, что практически была исключена потребность в значительных складских запасах на всех этапах производства. Только в автомобильной промышленности это дало возможность сэкономить до 800$ на каждом автомобиле. Причем глубокое взаимодействие крупных и средних предприятий проявляется практически во всех отраслях производства, где значительная часть операций производится силами многочисленных специализированных малых предприятий.
Кратко рассмотрев перечень основных законов (табл.16), регулирующих деятельность МСП в Японии, можно видеть в какой последовательности видоизменялись правовые основы поддержки и развития МСП на различных этапах экономической жизни страны. Такой подход формирования правовых основ деятельности сектора МСП может быть применен и в Российской практике.
Успешность реформирования японской экономики с эффективным использованием потенциала МСП во многом определялась взаимодействием государственных, региональных и местных органов власти, а также слаженной работой разветвленной инфраструктуры поддержки МСП. Вопросами экономического развития и предпринимательства в Правительстве Японии занимаются две структуры - Национальное Земельное Агентство (НЗА), ответственное за планирование использования земель и Министерство международной торговли и промышленности (ММТП), которое занимается вопросами торговли и внутреннего экономического развития. НЗА и ММТП совместно разрабатывают стратегию развития МСП, обеспечивают и координируют реализацию связанных с этим мероприятий по поддержке и развитию МСП на национальном и региональном уровнях. В соответствии с этой стратегией, правительства регионов, на основе предложений с мест, подготавливают конкретные планы на перспективный период. Региональные планы развития согласовываются и утверждаются Правительством страны в части соответствия государственной стратегии и бюджетного финансирования. Эти планы периодически корректируется в соответствии с изменяющимися условиями, при этом координируется взаимодействие местных, региональных и государственных органов власти с соответствующими структурами поддержки МСП.
В национальном масштабе ММТП играет ведущую роль в развитии и поддержке сектора МСП на следующих направлениях:
- осуществляет законодательную и стратегическую поддержку МСП на государственном уровне;
- представляет и защищает интересы МСП, исходя из того, что этот сектор играет ведущую роль в возрождении экономики;
- производит анализ стратегии и практики в отношении МСП.
Правительство оказывает финансовую помощь МСП, большая часть которой распределяется через региональные, муниципальные и местные структуры поддержки МСП, при этом финансирование осуществляется:
- непрямыми инвестициями, когда капитал предоставляется венчурным фондом под небольшие проценты отдельным МСП;
- предоставлением гарантий погашения долга, когда правительство поощряет подписчиков облигаций компаний путем гарантирования части покупки продукции этих предприятий;
- прямыми инвестициями и путем непосредственной закупки Префектурой акций данной компании.
Вопросами поддержки занимаются также целый ряд специализированных организаций, среди которых, прежде всего, надо указать следующие:
- Агентство по поддержке МСП (АПМСП) является административным оперативным подразделением ММТП и разрабатывает политику в отношении МСП, в соответствии с которой ММТП дает рекомендации торговым палатам и промышленным ассоциациям различных уровней. АПМСП занимается вопросами политики и практики взаимодействия банковского сектора с МСП, координирует свою работу с другими секторами экономики и рассматривает случаи недобросовестных действий компаний по отношению к субподрядчикам.
- Правительственная организация - Народная Финансовая Корпорация (НФК) создана в 1949 году для оказания финансовая помощи МСП, осуществляемой через сеть из 125 филиалов и 905 агентств. К 1996 году НФК предоставила 2,72 млн. долгосрочных займов на общую сумму свыше $715 млрд., из них 1,73 миллиона займов были выделены малым предприятиям. Кредитная политика НФК предусматривает:
Ориентацию на малые предприятия со штатом менее 10 человек и размером ссуд приблизительно $70 тыс.; Освобождение от обеспечения при выдаче 88,5 % ссуд для компаний, не располагающих достаточным залоговым имуществом, или не имеющих других гарантов;
Предоставление длительных сроков выплаты по льготным ссудам.
- Японская финансовая корпорация малого бизнеса (ЯФКМБ) была создана в 1953 году как независимая организация, финансируемая из государственного бюджета и предназначенная для долговременной финансовой поддержки МСП. ЯФКМБ имеет 59 отделений и 795 агентств и ее уставной капитал составляет примерно $1,6 млрд. К 1995 году корпорацией было предоставлено долгосрочных займов малым предприятиям на общую сумму $89,9 млрд. Займы предоставляются на сумму не более $4 млн. и на срок до 10 лет. Корпорация также предоставляет ряд услуг (информационное обслуживание, финансовая диагностика, оперативное и стратегическое консультирование, проведение экономических исследований и оценка инвестиций на рынке МСП).
- Государственная Корпорация по Развитию Малого Бизнеса (ГКРМБ) полностью финансируется государством и обладает основным капиталом в $7,8 млрд. В состав Корпорации входят 8 исследовательских институтов, 2 технических центра и 7 отделений в крупнейших регионах Японии. Основная деятельность Корпорации ориентирована в следующих направлениях:
проведение политики структурного и технического совершенствования МСП, инвестирование и финансирование долгосрочных проектов сроком до 20 лет;
обучение и стажировка сотрудников МСП;
сбор и распространение информации для нужд МСП;
управление системой взаимопомощи для мелких предпринимателей;
управление системой предотвращения цепных банкротств в МСП.
Важной чертой всей деятельности в сфере МСП является значительный объем исследований проводимых по динамике развития предпринимательства, по распространению новых технологий в управлении и производстве, направляемые на распространение результатов успешной деятельности предприятий. Такая работа осуществляется целым рядом исследовательских институтов. Рассмотрим для примера только Японский Институт изучения малого предпринимательства (ЯИИМП), который является крупнейшей некоммерческой исследовательской организацией и обслуживает АМСП и ММТП. Институт имеет 6 филиалов в различных городах страны и стремится выполнять роль "мозгового центра" для сектора МСП. В числе важнейших направлений деятельности Института можно отметить в первую очередь следующие:
- исследования тенденций японской экономики и их влияния на МСП, издание аналитических сборников и информационное обслуживание МСП;
- региональные исследования состояния рынка МСП и разработка рекомендаций по оздоровлению экономики средствами МСП;
- экспертиза законопроектов и прогнозирование их влияние на развитие МСП;
- совершенствование управления предприятиями и подготовка программ обучения для всех категорий сотрудников МСП;
- исследование зарубежного опыта развития и поддержки МСП.
Институт принимает участие в исследовании деятельности МСП, направленном на установление областей экономического роста, наиболее благоприятных для развития МСП, среди которых можно перечислить:
- информация и связь;
- строительство жилья;
- медицина и социальное обеспечение;
- охрана окружающей среды;
- распределение продукции;
- производство товаров широкого потребления;
- энергетика;
- обновление городских районов;
- услуги деловым предприятиям;
- новые производственные технологии.
Перечень вышеприведенных законодательных и организационных мероприятий Японского правительства, направленных на развитие экономики страны и поддержку деятельности сектора МСП, может послужить примером для изучения и выработки рекомендаций по разработке аналогичных мер для Российской практики. Принимая во внимание масштабы нашей страны, широкую гамму различий в географическом положении, в наличии и степени разработки природных ресурсов, в уровне социально-экономического развития регионов и обширности занимаемых ими территорий, было бы целесообразным на региональном и местном уровнях приступить к разработке правовых механизмов обеспечения экономического оздоровления и развития территории.
Рассматривая послевоенное состояние Японской экономики, можно найти некоторые общие черты с нынешним состоянием продуктивных отраслей экономики России. Продолжающийся экономический кризис в России со слабостью и неразвитостью системы государственного управления и самоуправления на местах, сопровождается спадом и деградацией производства, особенно заметном на крупных специализированных предприятиях. Тяжелые социально-экономические последствия этого явления наблюдаются в местах сосредоточения предприятий, спрос на продукцию которых упал или вовсе прекратился. Прежде всего это относится к градообразующим предприятиям, ориентированным на оборонные заказы или на производство продукции, которая сейчас не находит спроса ни на внутреннем, ни на внешнем рынках.
В нынешней экономической ситуации в России, при острой необходимости реструктуризации находящихся в кризисной ситуации крупных предприятий нужно сначала произвести их всестороннюю диагностику. Причем комплексная оценка состояния крупных предприятий должна быть соотнесена и с социально-экономическим положением города, района и области, в которых они расположены. К числу первоочередных мер в этом вопросе желательно отнести законодательную инициативу по разработке правовых основ и механизма диагностирования крупных предприятий (в особенности градообразующих) и социально-экономической ситуации в местах расположения этих предприятий.
Только по результатам всестороннего и объективного диагностического анализа крупных предприятий и социально-экономической ситуации в местах их расположения можно разрабатывать рекомендации по реструктуризации этих предприятий и развитию взаимодействия крупных и малых предприятий. В условиях чрезвычайной ограниченности финансовых ресурсов и необходимости принятия наиболее эффективных мер по оздоровлению экономики было бы целесообразным разработать законодательные меры по проведению такой диагностики силами специализированных государственных, либо независимых диагностических центров. Это даст возможность объективной оценки ситуации и позволит вырабатывать эффективные решения по реструктуризации кризисных крупных предприятий, улучшению их управляемости, рациональному развитию взаимодействия крупных и малых предприятий. Кроме того, это позволит более целенаправленно проводить программы социально-экономического оздоровления города, района и области в которых расположены такие предприятия. В самом общем виде предлагаем рассмотреть возможную схему процедур диагностирования крупных предприятий. Инициатива такой диагностики в первую очередь должна исходить от местных органов власти (рис.9). Это связано с тем, что руководство крупных предприятий из субъективных интересов обычно не заинтересовано в диагностике состояния своих предприятий во избежание аргументированных доказательств неэффективного управления предприятием.
Другое предложение касается разработки закона и соответствующих ему нормативных актов, которые бы определили правила и порядок размещения государственных, региональных, муниципальных и местных заказов на крупных и малых предприятиях. Необходимо четко проработать механизмы реализации этого закона, порядок проведения конкурсов, пропорции распределения госзаказов между крупными и малыми предприятиями, ответственность исполнителей, порядок оформления договоров (контрактов) на госзаказы. Установить структуру государственных, региональных и местных организаций и предприятий, имеющих право и обязанных размещать такие заказы на малых предприятиях. Определить организации, которые будут проводить конкурсы среди малых предприятий на право получения госзаказов и формировать реестры предприятий, пригодных для выполнения таких заказов.
Разработка комплекса мероприятий по решению проблем предприятия и по социально-экономическому оздоровлению города (района)
Заявка на диагностирование
Перечень вышеприведенных законодательных и организационных мероприятий Японского правительства, направленных на развитие экономики страны и поддержку деятельности сектора МСП, может послужить примером для изучения и выработки рекомендаций по разработке аналогичных мер для Российской практики. Принимая во внимание масштабы нашей страны, широкую гамму различий в географическом положении, в наличии и степени разработки природных ресур, сов,, в, уровне социально-экономического , , ра, звит, , ия р, ег, , ио, нов , и об, ши, рности занимаемых ими территорий, было бы целесообразным на региональном и местном уровнях приступить к разработке правовых механизмов обеспечения экономического оздоровления и развития территорий.
В условиях экономики переходного периода и при ограниченности ресурсов, практически все страны прибегли к интенсивному развитию МСП, однако Японское Правительство, начиная с 1945 г., и по настоящее время продолжает неизменную политику всемерной поддержки и развития МСП.
Правительство Японии постоянно оказывает законодательную, организационную, техническую и финансовую поддержку сектору МСП. В бюджете страны предусмотрены ежегодные инвестиции на эти цели в размере 0,3 процента от расходной части бюджета.
Из государственных и местных бюджетов, а так же из других источников (фонды развития науки и техники, образования, экономического содействие и т.п.) ежегодная финансовая помощь МСП со стороны государства превышает $8 млрд. Следует отметить, что бюджетные средства в основном служат для оказания косвенной финансовой помощи сектору МСП (развитие инфраструктуры поддержки, создание различных фондов, проведение исследований и т.д.), а так же для привлечения средств частного капитала. Сумма государственных займов и инвестиций сектору МСП в 1995 г. достигла $51 млрд. и составила 12,8 процента от всего объема государственных займов и инвестиций. Столь высокий уровень развития сектора МСП был достигнут благодаря скоординированной и целенаправленной государственной политике в отношении МСП, основанной на сохранении и развитии национальных хозяйственных традиций и на стремлении к достижению максимальных социально-экономических результатов в условиях жесточайших ресурсных ограничений.
Промышленная политика Японского Правительства выражается в долговременной стратегии по следующим основным направлениям:
- обеспечение высокой конкурентоспособности товаров, продуктов и услуг;
- развитие и совершенствование общепромышленной инфраструтуры;
- внутриотраслевая организация и координация инвестиционных потоков;
- распределение ресурсов между отраслями;
- обеспечение равноправия всех субъектов предпринимательской деятельности Основными методами реализации Японской промышленной политики являются:
- непосредственное воздействие (законодательство, лицензирование, субсидирование, предоставление квот, организационные решения и др.);
- косвенное воздействие (льготы, дотирование, установление ограничений, преференции и др.);
- координационное взаимодействие (предоставление информации, консультации, согласования, перспективное прогнозирование и т.д).
Государственная политика в отношении МСП была пересмотрена после кризиса 1998 г., изменен "Закон о МСП" (N 154 от 03/12/1999 г.), увеличены размеры предприятий и уставные фонды. Основными целями стали: повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий, улучшение доступа к ресурсам, активизация инновационной деятельности, ускорение создания новых предприятий, расширение взаимопомощи в предпринимательской среде. Высшим государственным органом, ответственным за стратегию развития МСП осталось Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТП). В нем образован "Совет по политике в отношении МСП" и в 2001 г. в целях улучшения координации работ всей государственной структуры поддержки МСП было создано "Агентство МСП" (АМСП) в составе МЭТП.
Государственная стратегия развития МСП в Японии начиная с 2000 г. постоянно корректировалась в целях замедления продолжающегося спада в экономике, сокращения количества предприятий (до 2% в год) и деловой активности сектора МСП. В середине 2002 г. МЭТП приняло новую стратегию экономического восстановления и развития страны, а так же следующие меры в отношении МСП:
- введение системы гибкого управления экономикой;
- усиление поддержки инновационной деятельности;
- усиление устойчивости и развитие систем экономической безопасности МСП;
- улучшение условий труда и социального обеспечения в секторе МСП;
- списание задолженности по незавершенным займам;
- увеличение мобильности трудовых ресурсов в сфере услуг;
- облегчение доступа к финансовым ресурсам и к акционерному капиталу;
- повышение взаимодействия структур поддержки и развития МСП.