Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:07, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является – изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
- Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
Объект исследования. Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей.
Предмет исследования. Изучение стилей лидерства, и применение их в различных ситуациях.
Моя курсовая работа состоит из введения, основной части заключения, списка используемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА.…………………..……….5
1.1. Сущность и определение понятия лидерства.……………….……………5
1.2. Подходы к изучению лидерства Концепции лидерства..……………….11
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ.…………..…..16
2.1. Стили управления.…………………………………………………………16
2.2. Управление лидерством в организации…………………………….……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………………32
Лайкерт
описывает руководителей, относящихся
к системе 1, как эксплуататорско-
Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений.
Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.5
В
современных условиях успех дела
предопределяется не только характером
отношений между руководителем
и подчиненными и степенью свободы,
которая им предоставляется, но и
рядом других обстоятельств. Отражением
этого является «многомерные» стили
управления, представляющие собой комплекс
взаимодополняющих, переплетающихся подходов,
каждый из которых независим от других,
поэтому может реализовываться наряду
с ними.6
2.2.
Управление лидерством
в организации.
Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Сама же задача нередко формулируется как управление лидерством, хотя такая формулировка далеко не бесспорна. Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, является формирование лидерства управляемым или это стихийный в своей основе процесс. Иными словами, лидерами становятся или рождаются?
Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос, имеющиеся теоретические и практические разработки позволяют говорить об управлении Проблема управления лидерством в организации включает по меньшей мере пять аспектов.
1.
Выявление лиц с прирожденными
и (или) сформировавшимися
Существует несколько способов выявления лидерских способностей. Это тестирование и другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей и т.д. В реальной политике государства и других корпораций ориентация на лиц с уже имеющимися лидерскими качествами находит свое выражение в том, что система подготовки руководящих кадров среднего и высшего звена принимает лиц, уже доказавших свои лидерские способности преимущественно на низовых, первичных руководящих должностях.
Известный американский исследователь лидерства Стивен Кови утверждает, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие. Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:
1)
непрерывное
2) ориентация на служение другим;
3)
излучение положительной
4) вера в других;
5)
рациональное распределение
6)
внутренняя уверенность,
7)
самокритичность,
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.
2.
Развитие лидерства —
3
Тесная увязка и интеграция
индивидуальных целей и
4.
Сочетание в деятельности
5.
Организационная интеграция
Большой
ущерб управлению персоналом и деятельности
организации в целом способны
нанести деструктивные лидеры, например
лидеры групп противников
Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер — последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т.д.
Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.
Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — перехват его основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер. Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений относительно их будущего.
Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства — подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть достигнуто, в частности, за счет вежливого, но постоянного показа на собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, сомнительности его нравственных качеств, беспер-спективности или опасности тех действий, к которым он побуждает, и т.п.
Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются, обусловливая новые потребности в соответствующих лидерских качествах. Факторами эволюции качеств лидера можно считать:
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у власти и развитием определенных качеств у лидера. Исследование этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
И,
тем не менее, для любого лидера наступает
время, когда надо освободить место
для нового лидера, в котором нуждается
организация. Для самого лидера и
организации будет лучше, если это
произойдет вовремя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Информация о работе Значение лидерства в современной организации