Договор морского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение вопроса морского страхования, его основных понятий.

Поставленная цель работы обусловила необходимость решения в ходе исследования следующих взаимосвязанных задач:

•изучить исторические предпосылки морского страхования;
•дать определение «морскому страхованию»;
•рассмотреть основные понятия морского страхования;
•выявить характерные черты морского страхования;
•раскрыть основные понятия и условия договора морского страхования;
•провести анализ типов торговых сделок.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Морское страхование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.1. Исторические предпосылки морского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2. Основные понятия и характерные черты морского страхования. . . . . . . . . . 7

2. Договор морского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.1. Основные понятия и условия страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.2. Типы торговых сделок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Работа состоит из  1 файл

Страхование - Морское страхование.docx

— 54.56 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Морское страхование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.1. Исторические предпосылки морского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2. Основные понятия и характерные черты морского страхования. . . . . . . . . . 7

2. Договор морского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.1. Основные понятия и условия страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.2. Типы торговых сделок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Список  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Страховое право как часть современной  российской правовой системы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения  в сфере страхового дела.

     Морское страхование является одним из основных и важных вопросов во внешнеэкономической  деятельности, как судоходных компаний, так и государства.

     С древнейших времен мореплавание считалось  занятием, которому сопутствует множество  опасностей. Конечно, в современном  мире многое изменилось – и теперь большинство из этих рисков прошлого неактуальны.

     Тем не менее, вероятность гибели судна, или груза, перевозимого данным рейсом, существует до сих пор – хоть и в меньших масштабах. Именно поэтому для организаций, работающих в сфере морских перевозок, и для лиц, финансовое положение которых зависит от благополучного исхода рейса, так актуально морское страхование.

     Морское страхование является особым видом страховых услуг, направленных, прежде всего, на защиту имущественных интересов лиц, связанных в своей деятельности с мореплаванием.

     Морское страхование – это комплекс следующих страховых услуг:

  • страхование любых судов (морских и речных, в том числе маломерных судов, судов специального назначения и т.д.);
  • страхование имущественных интересов лиц, заинтересованных в морском предприятии;
  • страхование груза;
  • страхование фрахта;
  • страхование ответственности перед другими судовладельцам, перед третьими лицами;
  • страхование ожидаемых доходов от рейса.

     Такой комплексный подход обеспечивает всестороннюю страховую защиту – что, собственно говоря, и является главной целью, которую преследует морское страхование.

     Морское страхование охватывает вопросы  эксплуатации судов и водных путей  и помогает защитить интересы всех сторон участвующих или причастных к мореплаванию.

     С развитием судоходства и увеличением  объёма морских перевозок вопросы  морского страхования приобретают  всё большее значение.

     Судоходство и перевозка грузов морем является очень сложным процессом, в котором  задействуются суда, порты, портовые сооружения, всевозможные портовые службы. Вступают в действие морские конвенции, охватывающие правила судоходства  и морской перевозки различных  грузов. Вопросы морского страхования  очень тесно связаны между  собой и охватывают все области  судоходства.

     Целью данной работы является изучение вопроса морского страхования, его основных понятий.

     Поставленная  цель работы обусловила необходимость  решения в ходе исследования следующих  взаимосвязанных задач:

  • изучить исторические предпосылки морского страхования;
  • дать определение «морскому страхованию»;
  • рассмотреть основные понятия морского страхования;
  • выявить характерные черты морского страхования;
  • раскрыть основные понятия и условия договора морского страхования;
  • провести анализ типов торговых сделок.

     В целях решения поставленных задач, структура данной работы построена  следующим образом. Работа состоит  из введения, основной части, заключения, а так же списка используемой литературы. 
 
 

1. Морское страхование.

1.1. Исторические предпосылки морского страхования 

     Среди всего круга опасностей, сопровождавших торговое предприятие, стихийно выделилась особая группа – морские опасности, где ущерб мог приобрести катастрофические размеры. Морские опасности увязывались с возможным неблагоприятным исходом данного морского предприятия, означавшим гибель морского торгового судна, перевозимого груза, а также членов экипажа и имевшихся на борту судна пассажиров.

     Морская стихия, воплощавшая риск морского предприятия, выражала объективно существующее противоречие между человеком и  обществом, которое находило конкретные формы разрешения по мере технического и экономического прогресса. Благодаря  этому участники морского предприятия  могли с большей степенью достоверности  рассчитывать на благоприятный исход  задуманного дела. К факторам экономического прогресса можно отнести опыт хозяйственной практики, конкретизированный в кредитных отношениях, т.е. денежной ссуде под организуемое морское  предприятие.

     Если  морское предприятие оканчивалось неудачей, т.е. морское торговое судно  погибало в морской стихии, пропадало  без вести либо оказывалось захваченным  пиратами с последующим разграблением  всего находившегося на его борту, то судовладелец (или иное третье лицо – выгодоприобретатель), которому ранее был выдан морской заем, освобождался от обязанности вернуть денежную ссуду и сумму причитающихся процентов. Иначе говоря, кредитный договор, опираясь на правовые нормы обычая, сложившегося в морской торговле (обычное право, обыкновение морской торговли), приобретал черты элементов вероятностного характера. По сути дела, здесь отчетливо были видны признаки денежного пари и связанных с этим совершенно субъективных ожиданий и надежд на успешный исход задуманного морского предприятия. Причитающиеся кредитору по морскому займу проценты по выданной ссуде одновременно были и платой за риск, связанный с осуществлением морского предприятия. Участники кредитного договора становились также сторонами устанавливаемого страхового правоотношения: кредитор по морскому займу (первоначально меняла-ростовщик или группа менял-ростовщиков) – морским страховщиком, а заемщик (судовладелец) – морским страхователем.1

     Заемщик, в лице судовладельца или иного  – третьего лица (например, грузовладелец), подписывая условия договора морского займа, складывающиеся под воздействием обыкновений международной морской торговли, приобретал страхование задуманного предприятия от различных морских опасностей. С учетом страхования заемщик был обязан оплатить кредитору по успешном окончании морского предприятия проценты в большем размере, чем требуемые по обычным кредитным договорам.

     Первоначально вопросами выдачи морского займа  и их документальным (в том числе  нотариальным) оформлением при свидетелях занимались менялы-ростовщики. Затем, по мере развития финансово-денежных отношений, страховая деятельность выделилась из сферы обращения ростовщического  и банковского капитала в совершенно самостоятельное звено финансовой системы – в страховые компании (акционерные страховые общества и клубы взаимного страхования). Одновременно получила должное развитие соответствующая инфраструктура, связанная с оценкой риска морского предприятия, позволяющая аргументировано делать суждения относительно мореходных качеств судна и профессионального опыта капитана и экипажа (морской сюрвей).

     Морское страхование начало опираться на научные математические основы своей  деятельности. Научный арсенал страховых  компаний составили накопленные  данные статистического наблюдения за морскими происшествиями, авариями и катастрофами. Активно стал использоваться также математический аппарат теории вероятностей и действие закона больших  чисел.

     Из  числа кредиторов, и в первую очередь  менял-ростовщиков, обеспечивающих операции морского займа, выделилась особая группа профессионалов – морских страховщиков, или андеррайтеров, в руках которых сосредоточились денежные ресурсы страхового фонда.  

1.2. Основные понятия  и характерные  черты морского страхования 

     Морское страхование – это один из видов  имущественного страхования. Его целью  является возмещение ущерба, причинённого страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с  которым связан его имущественный  интерес.2

     Морской путь – это время стоянки, время  перевалки, складирования, промежуточной, речной, сухопутной перевозки.

     На  сегодняшний день на долю морского транспорта приходится более 60% общего объема перевозок в мировой внешней торговле (Рис.1).

     Рис.1. Объем перевозок в мировой  внешней торговле3

     Страхователем может быть любое лицо, имеющее  законный имущественный интерес  в морском предприятии или  в его составных частях, и получать выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь, повреждения. Можно страховать не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый от благополучного завершения морского предприятия.

     Согласно  ст.249 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ «объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, – судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование)».

     Страховая сумма должна соответствовать страховой  стоимости, но при страховании грузов сюда включается ожидаемая прибыль.

     Суда  делятся на группы по:

  • назначению;
  • районам плавания;
  • материалам постройки;
  • ходу движения (парусные, колёсные, винтовые);
  • роду двигателя (ветровые, паровые).

     Торговые  суда делятся на наливные и сухогрузы.

     Страховщики принимают на страхование любой  имущественный интерес, связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.

     Условия страхования плавающих средств  зависят от цели их использования. Наиболее крупная сфера деятельности –  это страхование торговых судов.

     КАСКО страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения и конструктивной гибели транспортного средства.

     Страховое покрытие распространяется на:

  • судно;
  • машинное оборудование;
  • оснащение;
  • всё, что есть на борту.

     Страхуя все убытки, которые произошли  во время судовождения, различают  понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.

     Полная  гибель судна – это означает, что судовладелец потерял судно  безвозвратно.

     Полная  конструктивная гибель судна – это  собственность, находящаяся в состоянии, не подлежащем восстановлению, она  признаётся в случае, если затраты  на ремонт больше стоимости корабля  после ремонта.4

     Включение оплаты спасательных работ в объёме страхового покрытия было вызвано необходимостью защиты окружающей среды от вызванных  аварий.

     Характерными  чертами страхования судов являются:

  • ограничение области страхования; она является крайне конкурентной, т.к. в мире насчитывается около 80 тыс. судов;
  • срок страхования обычно один;
  • в полисе обязательно указываются географические рамки планирования грузов;
  • страховая сумма и тариф установлены индивидуально для каждого судна, т.к. нет одинаковых условий эксплуатации и характеристики судов.

Информация о работе Договор морского страхования