Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение вопроса морского страхования, его основных понятий.
Поставленная цель работы обусловила необходимость решения в ходе исследования следующих взаимосвязанных задач:
•изучить исторические предпосылки морского страхования;
•дать определение «морскому страхованию»;
•рассмотреть основные понятия морского страхования;
•выявить характерные черты морского страхования;
•раскрыть основные понятия и условия договора морского страхования;
•провести анализ типов торговых сделок.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Морское страхование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Исторические предпосылки морского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Основные понятия и характерные черты морского страхования. . . . . . . . . . 7
2. Договор морского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. Основные понятия и условия страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2. Типы торговых сделок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Морское страхование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Исторические предпосылки морского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Основные понятия и характерные черты морского страхования. . . . . . . . . . 7
2. Договор морского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. Основные понятия и условия страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2. Типы торговых сделок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список
литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Введение
Страховое право как часть современной российской правовой системы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере страхового дела.
Морское страхование является одним из основных и важных вопросов во внешнеэкономической деятельности, как судоходных компаний, так и государства.
С древнейших времен мореплавание считалось занятием, которому сопутствует множество опасностей. Конечно, в современном мире многое изменилось – и теперь большинство из этих рисков прошлого неактуальны.
Тем не менее, вероятность гибели судна, или груза, перевозимого данным рейсом, существует до сих пор – хоть и в меньших масштабах. Именно поэтому для организаций, работающих в сфере морских перевозок, и для лиц, финансовое положение которых зависит от благополучного исхода рейса, так актуально морское страхование.
Морское страхование является особым видом страховых услуг, направленных, прежде всего, на защиту имущественных интересов лиц, связанных в своей деятельности с мореплаванием.
Морское страхование – это комплекс следующих страховых услуг:
Такой комплексный подход обеспечивает всестороннюю страховую защиту – что, собственно говоря, и является главной целью, которую преследует морское страхование.
Морское страхование охватывает вопросы эксплуатации судов и водных путей и помогает защитить интересы всех сторон участвующих или причастных к мореплаванию.
С
развитием судоходства и
Судоходство и перевозка грузов морем является очень сложным процессом, в котором задействуются суда, порты, портовые сооружения, всевозможные портовые службы. Вступают в действие морские конвенции, охватывающие правила судоходства и морской перевозки различных грузов. Вопросы морского страхования очень тесно связаны между собой и охватывают все области судоходства.
Целью данной работы является изучение вопроса морского страхования, его основных понятий.
Поставленная цель работы обусловила необходимость решения в ходе исследования следующих взаимосвязанных задач:
В
целях решения поставленных задач,
структура данной работы построена
следующим образом. Работа состоит
из введения, основной части, заключения,
а так же списка используемой литературы.
1. Морское страхование.
1.1.
Исторические предпосылки
морского страхования
Среди всего круга опасностей, сопровождавших торговое предприятие, стихийно выделилась особая группа – морские опасности, где ущерб мог приобрести катастрофические размеры. Морские опасности увязывались с возможным неблагоприятным исходом данного морского предприятия, означавшим гибель морского торгового судна, перевозимого груза, а также членов экипажа и имевшихся на борту судна пассажиров.
Морская стихия, воплощавшая риск морского предприятия, выражала объективно существующее противоречие между человеком и обществом, которое находило конкретные формы разрешения по мере технического и экономического прогресса. Благодаря этому участники морского предприятия могли с большей степенью достоверности рассчитывать на благоприятный исход задуманного дела. К факторам экономического прогресса можно отнести опыт хозяйственной практики, конкретизированный в кредитных отношениях, т.е. денежной ссуде под организуемое морское предприятие.
Если
морское предприятие
Заемщик, в лице судовладельца или иного – третьего лица (например, грузовладелец), подписывая условия договора морского займа, складывающиеся под воздействием обыкновений международной морской торговли, приобретал страхование задуманного предприятия от различных морских опасностей. С учетом страхования заемщик был обязан оплатить кредитору по успешном окончании морского предприятия проценты в большем размере, чем требуемые по обычным кредитным договорам.
Первоначально
вопросами выдачи морского займа
и их документальным (в том числе
нотариальным) оформлением при свидетелях
занимались менялы-ростовщики. Затем,
по мере развития финансово-денежных отношений,
страховая деятельность выделилась
из сферы обращения
Морское страхование начало опираться на научные математические основы своей деятельности. Научный арсенал страховых компаний составили накопленные данные статистического наблюдения за морскими происшествиями, авариями и катастрофами. Активно стал использоваться также математический аппарат теории вероятностей и действие закона больших чисел.
Из
числа кредиторов, и в первую очередь
менял-ростовщиков, обеспечивающих операции
морского займа, выделилась особая группа
профессионалов – морских страховщиков,
или андеррайтеров, в руках которых сосредоточились
денежные ресурсы страхового фонда.
1.2.
Основные понятия
и характерные
черты морского страхования
Морское страхование – это один из видов имущественного страхования. Его целью является возмещение ущерба, причинённого страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связан его имущественный интерес.2
Морской путь – это время стоянки, время перевалки, складирования, промежуточной, речной, сухопутной перевозки.
На сегодняшний день на долю морского транспорта приходится более 60% общего объема перевозок в мировой внешней торговле (Рис.1).
Рис.1. Объем перевозок в мировой внешней торговле3
Страхователем может быть любое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях, и получать выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь, повреждения. Можно страховать не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый от благополучного завершения морского предприятия.
Согласно ст.249 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ «объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, – судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование)».
Страховая сумма должна соответствовать страховой стоимости, но при страховании грузов сюда включается ожидаемая прибыль.
Суда делятся на группы по:
Торговые суда делятся на наливные и сухогрузы.
Страховщики принимают на страхование любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.
Условия страхования плавающих средств зависят от цели их использования. Наиболее крупная сфера деятельности – это страхование торговых судов.
КАСКО страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения и конструктивной гибели транспортного средства.
Страховое покрытие распространяется на:
Страхуя все убытки, которые произошли во время судовождения, различают понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.
Полная гибель судна – это означает, что судовладелец потерял судно безвозвратно.
Полная конструктивная гибель судна – это собственность, находящаяся в состоянии, не подлежащем восстановлению, она признаётся в случае, если затраты на ремонт больше стоимости корабля после ремонта.4
Включение оплаты спасательных работ в объёме страхового покрытия было вызвано необходимостью защиты окружающей среды от вызванных аварий.
Характерными
чертами страхования судов