Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть социально-экономическую сущность средств Фонда обязательного медицинского страхования и изучить порядок формирования и использования его средств.
Для достижения поставленной цели предназначены следующие задачи:
1. Исследовать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования: функции, полномочия, средства.
2. Рассмотреть нормативно-правовую сторону формирования и функционирования Фонда обязательного медицинского страхования.
Введение………………………………………………………………....... 3
1. Сущность фонда обязательного медицинского страхования………... 5
1.1 Понятие фонда обязательного медицинского страхования РФ…. 5
1.2 Роль, функции обязательного медицинского страхования РФ….. 9
2. Руководство фондом обязательного медицинского страхования и его финансирование…………………………………………………………… 13
2.1 Управление фондом ОМС в РФ…………………………………… 13
2.2 Финансирование обязательного медицинского страхования…… 15
3. Реализация фондом обязательного медицинского страхования социальных функций государства………………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………. 25
Список используемой литературы……………………………………....... 27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность фонда обязательного медицинского страхования………... 5
1.1 Понятие фонда обязательного медицинского страхования РФ…. 5
1.2 Роль, функции обязательного медицинского страхования РФ….. 9
2. Руководство фондом обязательного медицинского страхования и его финансирование…………………………………………
2.1 Управление фондом ОМС в РФ…………………………………… 13
2.2 Финансирование обязательного медицинского страхования…… 15
3. Реализация фондом обязательного медицинского страхования социальных функций государства…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………......
ВВЕДЕНИЕ
Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Тема медицинского страхования звучит злободневно, где говорят о серьезных просчетах и недостатках в этой области. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
Также актуальность данной темы характеризуется тем, что Фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.
Цель курсовой работы - раскрыть социально-экономическую сущность средств Фонда обязательного медицинского страхования и изучить порядок формирования и использования его средств.
Для достижения поставленной цели предназначены следующие задачи:
1. Исследовать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования: функции, полномочия, средства.
2. Рассмотреть нормативно-правовую сторону формирования и функционирования Фонда обязательного медицинского страхования.
3. Исследовать особенности управления фондом медицинского страхования.
Теоретическую базу исследования, проведенного в курсовой работе составили нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы), регламентирующие деятельность ФОМС РФ, а также опубликованные в периодический изданиях «Финансы», «Российский Экономический Журнал» материалы о деятельности фонда медицинского страхования.
Информационную базу исследования, проведенного в курсовой работе составили, следующие источники: учебники и учебные пособия таких авторов, как Анисимов В.И., Бородин А.Ф., Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. и др., статьи и публикации Гехта И.А., Гришина В.В., Резникова А.А., прочая научная литература.
1. СУЩНОСТЬ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Понятие фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России[6]. Он является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
ФОМС является самостоятельным государственны
ФОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и уставом Федерального фонда ОМС[2]. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав ФОМС[1].
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования (ст. 1 Закона РФ от 28 июня 1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).
Названным выше Законом РФ установлены два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное.
В статье 2 названного Закона РФ сказано, что в качестве субъектов медицинского страхования выступают граждане, страхователи, страховые медицинские организации и медицинские учреждения[2].
Граждане являются застрахованными лицами. Для работающих граждан страхователями выступают работодатели, заключившие с ними трудовые или гражданско-правовые договоры. Для неработающего населения страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
С целью реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС и ТФОМС)[2]. Они аккумулируют поступающие от страхователей финансовые средства, разрабатывают правила обязательного медицинского страхования граждан, а также выполняют другие функции в рамках реализации возложенных на них задач.
Страховая медицинская организация осуществляет обязательное медицинское страхование только при наличии лицензии на право заниматься этой деятельностью. В обязанности такой организации входит финансирование предоставления застрахованным лицам медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. Медицинские учреждения осуществляют деятельность по оказанию медицинской помощи населению на основании лицензии.
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации[1]. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе (ст. 22 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).
Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан устанавливают общие требования к Правилам обязательного медицинского страхования граждан, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – территориальные Правила обязательного медицинского страхования).
Гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством гарантируются предоставление медицинской и лекарственной помощи и ее оплата через систему обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях действующей на территории субъекта Российской Федерации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, включающая обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами в соответствии с гл. 2 Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[2].
Территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, разрабатываемой и утверждаемой в субъекте Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Взаимоотношения страхователя и страховой медицинской организации при обязательном медицинском страховании осуществляются на основании договора.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» отношения по обязательному медицинскому страхованию работающих граждан возникают с момента заключения гражданином трудового договора с работодателем, зарегистрированным в установленном порядке в качестве налогоплательщика в территориальном налоговом органе и уплачивающим единый социальный налог (взнос) или иной налог в части, исчисляемой и уплачиваемой в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 3.3 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утв. Федеральным фондом ОМС 3 октября 2003г. №3856/30-3/и). Договор страхования заключается не менее чем на год.
В договоре предусматривается, что страховая медицинская организация обязывается при обращении застрахованного гражданина в медицинское учреждение, включенное в территориальную программу обязательного медицинского страхования, за получением медицинских услуг, также включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования, оплатить стоимость предоставленной лечебной помощи. Максимальная ответственность страховой медицинской организации по индивидуальному риску каждого застрахованного не ограничивается.
Кроме основных условий страхования, договор должен содержать данные о контингенте застрахованных и перечне медицинских учреждений, предоставляющих помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Страховщик обязан заключить договоры о предоставлении медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию со всеми учреждениями, включенными в данный перечень.
Конкретные условия составления и заключения договора обязательного медицинского страхования осуществляются в территориальных правилах обязательного медицинского страхования, принимаемых органами исполнительной власти каждого субъекта РФ.
Для заключения договора обязательного медицинского страхования страхователь может обратиться в любую страховую медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление обязательного медицинского страхования.
1.2 Роль, функции фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Роль федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ заключается в реализации социальных функций государства раскрывается через его функции.
Основными задачами федерального фонда ОМС являются[6]:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных задач Федерального ОМС предусмотрены следующие функции[15]:
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;
Информация о работе Фонд обязательного медицинского страхования