Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть социально-экономическую сущность средств Фонда обязательного медицинского страхования и изучить порядок формирования и использования его средств.
Для достижения поставленной цели предназначены следующие задачи:
1. Исследовать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования: функции, полномочия, средства.
2. Рассмотреть нормативно-правовую сторону формирования и функционирования Фонда обязательного медицинского страхования.
Введение………………………………………………………………....... 3
1. Сущность фонда обязательного медицинского страхования………... 5
1.1 Понятие фонда обязательного медицинского страхования РФ…. 5
1.2 Роль, функции обязательного медицинского страхования РФ….. 9
2. Руководство фондом обязательного медицинского страхования и его финансирование…………………………………………………………… 13
2.1 Управление фондом ОМС в РФ…………………………………… 13
2.2 Финансирование обязательного медицинского страхования…… 15
3. Реализация фондом обязательного медицинского страхования социальных функций государства………………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………. 25
Список используемой литературы……………………………………....... 27
Расходование средств ФОМС осуществляется во исполнение возложенных на него задач и в соответствии с утвержденным бюджетом.
Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2009 год составили 550,8 млрд. рублей, или 98,6% от суммы расходов, утвержденных в бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В 2009 году в структуре расходов территориальных фондов 94,4% составляют расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (2008 год – 84,0%).
Снижение доли средств федерального бюджета в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 годами объясняется отсутствием в 2010 году расходов на финансирование мероприятий в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.
Основную часть расходов Фонда в 2008-2010 годах составят расходы, связанные с долевым финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования и расходы, направленные на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.
Объемы финансирования по указанным направлениям в 2008-2010 годах были существенно увеличены.
При этом необходимо отметить, что в 2008-2009 годах при отсутствии на территории муниципального образования (городского округа) учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета осуществлялись денежные выплаты медицинским работникам первичного звена, оказывающим дополнительную медицинскую помощь в медицинских организациях, в которых в порядке, установленном законодательством, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных ФМБА и РАМН.
Проектом закона не предусмотрены расходы на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, так как средства на указанные цели предусмотрены в составе расходов на ежемесячные денежные выплаты, учитываемые в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством отдельные категории граждан ежегодно до 1 октября заявляют о желании пользоваться набором социальных услуг за счет вычета соответствующей суммы из ЕДВ.
Вместе с тем, в 2008 году финансирование дополнительного лекарственного обеспечения в рамках действующего законодательства осуществлялось через систему обязательного медицинского страхования, при этом объем средств на указанные цели в 2008-2010 годах определялось ежегодно в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» после 1 октября соответствующего года, исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, содержащейся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи с внесением изменений в Федеральный закон о бюджете Фонда в установленном порядке.
В 2008-2010 годах Фонд продолжил направление средств Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в 2008 году и сумме 16,6 млрд. рублей, в 2009-2010 годах — до 17,0 млрд. рублей ежегодно.
Новый Федеральный закон принят Государственной Думой 21 сентября 2011 года и одобрен Советом Федерации 28 сентября 2011 года.
Исполнение бюджета Фонда осуществлялось на основании Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
В целом доходы бюджета Фонда в 2010 году составили 101 843,6 миллиона рублей. Доходы бюджета Фонда без учёта межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составили 97 109,6 миллиона рублей (95,4% от общего объёма поступивших средств), из них страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 91 027,8 миллиона рублей.
За 2010 год сумма средств, переданных Фонду из федерального бюджета на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составила 4 734,0 миллиона рублей.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ФОНДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Более чем десятилетний опыт функционирования внебюджетных фондов свидетельствует о достаточно высокой эффективности этого звена финансов. Однако отсутствие опыта в организации их деятельности, сложная экономическая ситуация, длительное время существовавшая в стране, некоторые неожиданные изменения в концепции функционирования внебюджетных фондов, а иногда и прямое нарушение законодательства стали причиной существенных недостатков в их деятельности.
Особенно много вопросов по-прежнему возникает относительно проводимой в стране реформой здравоохранения. С большим опозданием выходят комментарии к новым законам[12].
Особую тревогу вызывает непредсказуемость и неожиданность изменения законодательства, несоблюдение сроков утвержедения бюджетов внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении (особенно ФФОМС), отсутствие прозрачности в деятельности фондов и недостаточный контроль за их расходованием. Так что сфера приложения сил как научных, так и практических работников в части совершенствования функционирования социальных внебюджетных фондов все еще продолжает оставаться очень широкой[6].
Большие трудности возникли с принятием мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами. Несмотря на хорошие финансирование, многие категории граждан не были в полной мере оснащены необходимыми лекарственными препаратами в нужные сроки. А на данную статью расходов потрачено значительное количество средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Готовый проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на плановый период 2012-2013 предусматривает общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 335 968 300,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 21 140 700,0 тыс. рублей;
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2012 год в сумме 369 166 400,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 23 250 000,0 тыс. рублей, и на 2013 год в сумме 403 541 600,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 18 810 000,0 тыс. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2012 год в сумме 369 166 400,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19 000 000,0 тыс. рублей, и на 2013 год в сумме 403 541 600,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 23 000 000,0 тыс. рублей.
В последние годы очень много говориться о проблемах, которые накопились в российском здравоохранении. Важная роль в решении этих проблем отводится Фонду обязательного медицинского страхования. До настоящего времени в нашей стране сохраняются огромные различия в системе финансирования и управления сферой здравоохранения в регионах. В настоящее время в России еще не созданы необходимые условия для предоставления квалифицированной высокотехнологичной медицинской помощи всем в ней нуждающимся. Медленно решается проблема оснащения российских лечебных учреждений современной техникой и оборудованием.
Подведя черту, можно сказать, что несмотря на все трудности, возникающие в организации реализации социальных функций государства, в целом Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является развивающимся фондом. Много успехов достигнуто в развитии и функционировании новых проектов, направленных на повышение заработной платы медицинским работникам и стимулирование их труда[15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения.
Обязательное медицинское страхование обеспе
Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ.
ФОМС формируется за счет: отчислений от сельхозналога; отчислений от единого налога на вмененный доход; добровольных взносов юридических и физических лиц; а также за счет доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.
Федеральный и территориальные фонды обязат
В настоящее время система ОМС сталкивается на пути своего развития с большим числом проблем, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами. Проблемы, существующие при введении ОМС, не только вызывает споры и дискуссии о путях его введения, но иногда ставят вопрос и о целесообразности реформирования здравоохранения.
Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы страховых операций, размера основного капитала, запасных фондов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ. – М.:Приор, 2010. – 48 с.
2. Закон РФ от 28.06.91 № 1499-1 (ред.23.12.2003) «О медицинском страховании граждан в РФ»
4. Андреева,О., Контроль качества медицинской помощи – основа защиты прав пациентов // Медицинский вестник - 2009. № 32. – С 18.
5. Алексеев, А.А. Страхование: учебное пособие для вузов /А.А. Алексеев - РнаД.: Феникс 2008. – 167с.
6. Брызгалин, А.В. Страховые взносы в 2010 году / А.В. Брызгалин, А.Н. Головкин – Омега, 2010. – 86 с.
7. Гейц, И.В. Новый порядок исчисления и уплаты страховых взносов / И.В. Гейц - М.:ДИС,2009. – 124 с.
8. Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования /В.Гришин //Здравоохрание РФ. – 2008. - №4. – С.16-20.
9. Иванников, И.А. Медицинское право. Учебное пособие / И.А. Иванников, Рубанова. – 2009. – 256 с.
10. Колоколов Г.Р. Медицинское обслуживание / Г.Р Колоколов. - М.:ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2008. – 186 с.
11. Косаренко, Н.Н. Современное страховое право: учебное пособие / Н.Н Косаренко. - М.:Экономика, 2009. – 157 с.
12. Кузнецова, О.В. Добровольное страхование / О.В. Кузнецова. - М.:Издательство "Юрайт", 2008. – 178 с.
13. Полетаев, А.В. Расходы на страхование работников: Методическое пособие / А.В. Полетаев. - М.:ДИС, 2009. – 86 с.
14. Рыбин, В.Н. Основы страхования: Учебное пособие для вузов / В.Н. Рыбин. - М.:КноРус, 2010. – 125 с.
15. Сплетухов, Ю.А. Страхование / Ю.А. Сплетухов, Е.Ф. Дюжиков. - ИНФРА-М, 2008. – 98 с.
16. Федорова, Т.А. Основы страховой деятельности / Т.А. Федорова. - М.: БЕК, 2007. – 154 с.
17. Шихов, А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов. / А.К. Шихов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 174 с.
18. http://www.medcompany.ru
29. http://top.medlinks.ru/
20. http://www.webmedinfo.ru
21. http://www.medvestnik.ru
22. http://www.rosmedstrah.ru
23. http://ora.ffoms.ru
2
Информация о работе Фонд обязательного медицинского страхования