Государственное регулирование страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:24, контрольная работа

Описание

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы государственного регулирования страхования.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. рассмотреть государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления;
2. исследовать государственный надзор за страховой деятельностью;
3. проанализировать лицензирование страховой деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления 4
2. Государственный надзор за страховой деятельностью 7
3. Лицензирование страховой деятельности 17
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Страховое право_Государственное регулирование страхования(контрольная).doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

      Санкт-Петербургский  Гуманитарный университет профсоюзов 
 

      Кафедра государственного права 
 
 
 

      Учебная дисциплина «Страховое право» 
 
 
 

      Контрольная работа

      Государственное регулирование страхования 
 

      Выполнил: студент V курса

      юридического  факультета

      № учебной группы

      Архипов Сергей Геннадьевич

      Научный руководитель: доцент

      Денисова  Ю.Н. 
 
 
 
 

      Санкт-Петербург

      2011

 

      Содержание

Введение 3

1. Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления                                                                                                             4

2. Государственный надзор за страховой деятельностью 7

3. Лицензирование страховой деятельности 17

Заключение 19

Список  литературы 20 

 

      Введение

     Актуальность  выбора темы обусловлена тем, что в условиях переходного периода  регулирующая функция государства в страховой деятельности играет большую роль, так как затрагивает все сферы, что непосредственно связанны с интересами населения, а проблема возмещения потерь для человека всегда была и остается первостепенной.

     Государственное регулирование  проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление  в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования,  проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций.

     Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

     Актуальность  рассматриваемого вопроса усиливается  еще и потому, что в современном  обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом   страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)

     Кроме того, изменения затрагивают также  сферу имущественного и личного страхования граждан, что непосредственно связанно с интересами населения, а проблема возмещения потерь для человека всегда была и остается первостепенной.

     Многовековой  опыт и история страхования убедительно доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий.

     Нынешнее  состояние страхования  не соответствует  в полной мере запросам хозяйствующих  субъектов, и будущее его в  таком виде бесперспективно.

     Для реализации возможностей страховой  отрасли нужна активная государственная  поддержка и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту.

     Цель  работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы государственного регулирования страхования.

     Для достижения цели были определены следующие  задачи:

     1. рассмотреть государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления;

     2. исследовать государственный надзор за страховой деятельностью;

     3. проанализировать лицензирование страховой деятельности.

     Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 

1. Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления

     Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

     а) прямое участие государства в  становлении страховой системы  защиты имущественных интересов;

     б) законодательное обеспечение становления  и защиты национального страхового рынка:

     в) государственный надзор за страховой  деятельностью;

     г) защита добросовестной конкуренции  на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

     Повышение эффективности государственного регулирования  страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

     Прямое  участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью, во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантии тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан1.

     Законодательство  о страховании имеет комплексный  характер и может быть выделено в  качестве отдельной комплексной  отрасли законодательства, включающей в себя законы, регулирующие страховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции, издаваемые в пределах своей компетенции федеральными органами по надзору за страховой деятельностью2.

     Как институт гражданского права страхование  регулируется нормами только ГК Российской Федерации и ряда других специальных законов. Но сама страховая деятельность как вид хозяйственной деятельности, основывающейся на массиве частноправовых и публично-правовых отношений, регулируется целым комплексом различных нормативно-правовых актов, начиная от закона и заканчивая приказами и инструкциями федерального органа по надзору за страховой деятельностью. Сюда же следовало бы отнести и локальные, внутрифирменные акты, действующие только в пределах и на территории конкретного юридического лица.

     Глава 2. Государственный надзор за страховой деятельностью

     Государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

     Система государственного надзора за страховой  деятельностью должна предполагать:

     1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

     2)создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

     3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

     4) установление единых квалификационных  требований к руководителям и  специалистам страховых организаций,  сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.

     Государственный надзор за страховой деятельностью  на территории Российской Федерации  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим  на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ (Закон о страховании. Ст. 30).

     Постановлением  Совета Министров — Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за cтраховой деятельностью.

     Федеральная служба России по надзору за страховой  деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

     Указом  Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

     Основными  функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

     1)  выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

     2) ведение единого Государственного  реестра страховщиков и объединений  страховщиков, а также реестра  страховых брокеров;

     3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков:

     4) установление правил формирования  и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых  операций и отчетности о страховой  деятельности:

     5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

     6) обобщение практики страховой  деятельности, разработка и представление  в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

     Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:

     1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;

     2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

     3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

     4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

     Во  исполнение Постановления Совета Министров  — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609 «О территориальных органах страхового надзора» (Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)» (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:

Информация о работе Государственное регулирование страхования