Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:38, доклад
Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба.
В данной работе рассматривается история страхования в России.
Особый порядок
взаимодействия с Министерством
внутренних дел существовал для
иностранных страховых обществ.
Доля иностранного капитала в страховом
деле в 1890 году составляла 24,4 процента.
Для открытия операций в России зарубежные
компании были обязаны предварительно
внести в Государственное казначейство
денежный залог в 500 тысяч рублей
золотом и резервировать на счетах
государственного банка 30 процентов
поступивших страховых
Для всех страховых
компаний устанавливалась обязательная
публичная отчетность. Регулированию
со стороны Министерства внутренних
дел подлежала также
В компетенцию Министерства внутренних дел входило также регулирование деятельности страховых посредников. Была установлена обязательная регистрация всех страховых агентов, причем ответственность за подачу этих сведений именно страховщик, а не сам агент. Каждая страховая организация была обязана направлять в министерство информацию о материальном, общественном и моральном положении вновь назначаемого агента. Кроме того, на региональном уровне надзором за деятельностью страховых агентов занимались местные представители власти и земские страховые организации.
Российская дореволюционная страховая система была достаточно развитой и активно взаимодействовала с международным страховым и перестраховочным рынком. Она обладала необходимой системой государственного регулирования, инструментами рыночного саморегулирования и элементами рыночной инфраструктуры. В числе последних стоит отметить общество актуариев, появившееся в России одновременно с другими странами Запада.
Однако если по страховым
и перестраховочным операциям и
их регулированию в целом можно
было говорить о достижении уровня,
сопоставимого с мировым, то по развитию
отдельных элементов
3. Страховое дело в России в советское и постсоветское время
К сожалению, развитие
страховой системы в России было
прервано Первой Мировой войной. Впоследствии,
после Великой Октябрьской
Однако сама жизнь заставила новую власть возродить страхование. В 1918 г. был создан Всероссийский Кооперативный Страховой Союз.
Новая власть пошла по старому испытанному пути и начала возрождать страховое дело с создания негосударственных страховых организаций. В 1921 г. декретом Совета Народных Комиссаров возрождается государственное страхование. С течением времени, по мере отхода властей от НЭП, негосударственное страхование сворачивалось, вплоть до полной его ликвидации.
В период построения
фундамента социалистической экономики
(1926 - 1932 гг.) государственное имущественное
страхование развивалось
В годы массовой коллективизации,
начало которой было положено в 1928 г.,
государственное имущественное
страхование было ориентировано
на осуществление политических целей
создания крупного социалистического
сельскохозяйственного
Однако на практике часто допускались и извращения данной политики, что вызывало необоснованное раскулачивание середняцких хозяйств специфическими финансовыми методами через государственное страхование.
С целью повышения экономического значения государственного страхования с 1934 г. было увеличено число объектов обязательного страхования, повышено страховое обеспечение, расширена ответственность. Восстанавливалось добровольное страхование имущества граждан, которое было отменено временно в 1931 г.
Крупным этапом в развитии государственного имущественного страхования стало принятие Верховным Советом СССР Закона "Об обязательном окладном страховании" от 4 апреля 1940 г., который на многие годы определил принципы обязательного имущественного страхования.
В годы Великой Отечественной
войны средства государственного страхования
направлялись в первую очередь на
нужды фронта и тыла. За 1941-1944 гг.
Госстрах СССР передал в государственный
бюджет в порядке приобретения облигаций
госзаймов и в порядке
В послевоенные годы
государственное имущественное
страхование развивалось по пути
всемерного расширения объема страховой
ответственности и
В 1956 г. значительные
изменения вносились в
С 1 января 1968 г. были
введены новые условия
С 1969 г. по новым правилам стало проводиться страхование домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам. Расширена ответственность по заключаемым договорам с населением и одновременно снижены тарифы.
Крупная реформа
сельскохозяйственного
Начиная с 1983 г. по новым условиям стало проводиться обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам. Были разработаны новые оценочные нормы на строения личной собственности. Оценка строений стала производится исходя из действующих государственных розничных цен. Новыми условиями был отменен ряд ограничений в выплате гражданам за уничтоженные или поврежденные строения.
В 1983 г. было отменено обязательное страхование мелкого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах граждан. Оно стало проводится только в добровольной форме (полностью отменено как самостоятельный вид страхования в 1987 г).
С 1986 г. перечень видов добровольного имущественного страхования дополнился страховым договором "авто-комби", который заключался с автолюбителями и представляет собой комплекс страховых услуг.
Бурный рост кооперативного
движения и индивидуальной трудовой
деятельности в конце 1980-х - начале 90-х
годов сопровождался
В начале 90-х годов
в Российской Федерации началось
возрождение национального
В 1996 г. Правительством
Российской Федерации было принято
Постановление "О первоочередных
мерах по развитию рынка страхования
в Российской Федерации", которым
предусмотрен ряд мер, направленных
на совершенствование налогового законодательства,
связанного со страховой деятельностью,
а также участие международных
финансовых организаций в финансировании
мероприятий по развитию рынка страхования
в России. В 1997 г. разрабатывается
специальная целевая программа
развития страхования и перестрахования
рисков от крупных промышленных аварий,
катастроф и стихийных
Заключение
Подводя итоги, отметим,
что развитие страхового дела в России
сопровождалось переходом от государственной
страховой монополии к
Россия обладает
собственным уникальным историческим
опытом, требующим внимательного
изучения и применения отдельных
его элементов в современной
практике регулирования страхового
рынка. Однако анализ этого опыта
подтверждает, что российский страховой
рынок и система его
Информация о работе История развития страхового права в России