Экономические проблемы государственного пенсионного страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа

Описание

Цель исследования: проанализировать экономические проблемы государственного страхования пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность, структуру пенсионной системы России;
- проанализировать сущность и деятельность Пенсионного Фонда;
- определить проблемы государственного пенсионного страхования в России.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….……3
1. экономические проблемы государственного пенсионного страхования в России………………………………………………………...5
1.1 Понятие страхования как экономическая и правовая категория……………….5
1.2 Пенсионная система: сущность, структура………………………………………7
1.3 Основные проблемы государственного пенсионного страхования…………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………22

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Современные проблемы развития пенсионной системы России обусловлены разными  факторами (экономическими, социальными, политическими, историческими, демографическими).

Следует отметить опережающий рост численности получателей пенсий в связи с особыми условиями труда.

Действующая сегодня в России система  досрочных пенсий сложилась еще  в 40-60-е годы в условиях социалистической системы хозяйствования и за время  перестройки и радикальных экономических  перемен не претерпела сколько-нибудь существенных изменений.

В настоящее время система досрочных  пенсий в связи с неблагоприятными условиями труда является наиболее массовой формой компенсации профессиональной утраты трудоспособности. Об этом красноречиво свидетельствуют статистические данные: ежегодно более четверти миллиона человек приобретают право на пенсию по льготным основаниям до достижения общеустановленного пенсионного возраста, что на порядок выше числа новых назначений по пенсионерам по инвалидности, связанной с трудовым увечьем, а также числа случаев возмещения предприятиями ущерба своим работникам в связи с утратой ими трудоспособности.

При этом право работника на досрочную (а в ряде случаев и большую  по размеру, чем обычная пенсия по старости) пенсию ничего не стоит для  работодателя - за все платит ПФР или, точнее, все занятое население страны. Более того, благодаря возможности предоставления права на льготную пенсию предприятия привлекают рабочую силу на производства с вредными и опасными условиями труда, в районы с экстремальными природно-климатическими условиями, практически не вкладывая средств в мероприятия по компенсации своим работникам потерь здоровья в связи с работой в подобных условиях. В последние годы задача улучшения условий труда, компенсации работникам потери здоровья из-за работы в экстремальных природно-климатических условиях вообще не включается в повестку дня, так как экономический кризис лишил подавляющее большинство предприятий необходимых финансовых ресурсов.

Разработанное применительно к  социалистической системе хозяйствования льготное пенсионное обеспечение уже сегодня входит в противоречие с основными принципами рыночных отношений. И дело не только в том, что эта система является экономически неэффективной и расточительной, но и в том, что она не позволяет обеспечить надежную и всестороннюю защиту работников от неблагоприятных условий труда, объективно оценить затраты на воспроизводство рабочей силы на уровне предприятий, что не стимулирует их к улучшению условий труда. Таким образом, система досрочных пенсий не оказывает медико-реабилитационную помощь пострадавшим в конкретных жизненных ситуациях, а отдает приоритет компенсации утраты трудоспособности в более поздние периоды жизни человека.

При росте средней заработной платы  в экономике на 71,2% и прожиточного минимума пенсионера на 130,6% средний размер трудовой пенсии с учетом компенсации возрос всего на 52%.

Одной из важнейших проблем развития пенсионного страхования является ослабление связи размера пенсии с трудовым вкладом (который обычно определяется через трудовой стаж и заработок) пенсионера.

Изложенное свидетельствует о  том, что, несмотря на коррективы, внесенные  в действующее пенсионное законодательство, реализация новых норм сталкивается со значительными трудностями, обусловленными общеэкономическими причинами, особенно в районах Крайнего Севера, что не позволяет добиться оптимального расходования пенсионных средств.

ПФР осуществляет сбор страховых взносов  и получает целевые бюджетные  средства, направляемые затем в другую институциональную структуру - органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пенсии. ПФР также перераспределяет средства между регионами.

Не решены и законодательно четко  не урегулированы проблемы взаимоотношений  ПФР с местными органами социальной защиты населения.

Поскольку конкретные механизмы организации  отдельных видов личного страхования  законом также не определены, необходима разработка их уполномоченными на то органами, отвечающими за организацию  и обеспечение этих видов обязательного  страхования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате развития пенсионной системы  России создана новая модель пенсионной системы, обеспечена государственная  гарантия минимального размера базовой  части, пенсии, сняты  ограничения  по размеру заработной платы, получило развитие, дополнительное пенсионное страхование, внедрена система индивидуального персонифицированного учета, стабилизировалась работа клиентских служб, налажена работа по обращениям гражданам. Развитие пенсионной системы имеет  огромное социально-экономическое и политическое значение  для повышения уровня жизни пенсионеров.

Экономическими проблемами развития пенсионной системы являются дефицит  бюджета Пенсионного Фонда России, тенденции к снижению покупательной  способности  пенсии, сужение дифференциации размеров пенсии, обусловленное стремлением работников скрыть свои доходы, утрата связи с трудовым вкладом, снижение стимулов к уплате взносов работодателями и работниками, ухудшение демографических факторов, сохранение нестабильности финансовых ресурсов.

Решение проблемы финансовой устойчивости пенсионной системы РФ возможно только на основе пенсионного страхования, вовлечения в этот процесс самих работников и установления жестких закономерных правил по увязке объема взносов и размеров пенсий.

Из социальных проблем развития  пенсионной системы можно назвать следующие: увеличение нагрузки пенсионной системы на работающее население, вызванное старением населения, опережающий рост численности пенсионеров, уходящих на пенсию на льготных основаниях, низкий уровень жизни пенсионеров.

Основными среди направлений повышения  эффективности пенсионного страхования  являются: развитие дополнительного  пенсионного страхования, ликвидация дефицита  бюджета Пенсионного  Фонда и проблема финансовой устойчивости пенсионной системы, и самая главная  – это повышение уровня жизни пенсионеров, то есть соответствие средних размеров пенсий и прожиточного минимума пенсионера.

Важным условием успеха проведения развития пенсионной системы является законодательное закрепление механизма  выполнения и контроля четко зафиксированных  обязательств всех участников (государства, работодателей и работников) на долгосрочной перспективе на 30-40 лет.

Дополнением к государственному пенсионному  обеспечению в РФ сформирована система  негосударственного обеспечения, включающая в себя непосредственно Негосударственные Пенсионные Фонды, вспомогательные компании, а также органы контроля за их деятельностью. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться  в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.

Исходя из сделанных выводов, можно сделать следующие рекомендации:

·    Пересмотреть законодательство о льготном пенсионном обеспечении  и создать профессиональные пенсионные системы.

·    Установить единый для  всех организаций и работодателей  тариф страховых  взносов независимо от отраслевой принадлежности.

·  Стимулирование добровольных формирований гражданами пенсионных накоплений, используя  СМИ, печатные издания, информационно - агитационные материалы.

     Реализация рассмотренных  принципов, перспективных направлений  развития пенсионной реформы позволит постепенно стабилизировать финансовое положение пенсионной системы и создать механизм, обеспечивающий соответствия условий предоставления и установления размеров пенсии объему участия в пенсионном страховании каждого конкретного лица и повысить уровень социальной защищенности граждан Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации – от 31.07.1998 N 145-ФЗ, с  изменениями и дополнениями Ч  II.

2. Федеральный закон РФ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», с изменениями и дополнениями.

3. Федеральный закон РФ №173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в РФ»  с изменениями и дополнениями.

4. Федеральный закон РФ №166-ФЗ  «О государственном пенсионном  обеспечении в РФ», с изменениями и дополнениями

5. Федеральный закон РФ №27-ФЗ  «Об индивидуальном (персонифицированном)  учёте в системе обязательного  пенсионного страхования», с изменениями и дополнениями.

6. Федеральный закон РФ №  214-ФЗ «О  Бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» с изменениями и дополнениями.

7. Вавулин Д.А. Пенсионная система  Российской Федерации: проблема  выбора управляющего средствами  накопительной части трудовой  пенсии, Финансы и кредит. – 2011. - №48.

8. Соловьев А.К. Пенсионное страхование:  Учебное пособие. – М: Издательство  «Норма», 2010.

9. Федоров Л.В.  Пенсионный фонд Российской Федерации:  Учебник. – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2009.


Информация о работе Экономические проблемы государственного пенсионного страхования в России