Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:58, контрольная работа
Формирование и развитие системы налогообложения страховых организаций. Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка.
Введение. 3
1. Формирование и развитие системы налогообложения страховых организаций. 5
1.1.Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления
страхового рынка. 5
1.2. Современное состояние налогообложения страховой деятельности. 6
1.3. Особенности исчисления и уплаты налогов страховой организации. 13
2. Проблемы совершенствования действующей системы налогообложения стра-ховой деятельности. 16
2.1.Совершенствование налоговых взаимоотношений между филиалами и
головной организацией. 18
3. Перспективы альтернативного механизма налогообложения. 20
3.1 Выбор оптимальной схемы налога на страховые взносы. 20
3.2 Зарубежный опыт взимания налогов на страховые взносы 21
Заключение. 25
Список используемой литературы. 27
• Транспортный налог. С 01.01.94 г. по 15.11.97 г.
страховые организации, а также их филиалы, имеющие расчетный
счет и баланс с конечным финансовым результатом, являлись
плательщиками транспортного налога (как и другие предприятия).
Он показал свою неэффективность. Но поскольку в одном из вариантов Налогового кодекса упоминался как перспективный, некоторые вопросы этого налога будут рассмотрены далее. Он занимал незначительное место в налоговых платежах страховщика и составлял не более 1% от всех налоговых платежей страховых организаций.
• Подоходный налог. У страховых организаций существует особенность уплаты данного налога, поскольку взимается он не только с фонда оплаты труда сотрудников, но также с фонда страховых выплат застрахованным за счет средств предприятий. Порядок налогообложения страховых выплат и перспективы дальнейшего развития изложены дальше. Место подоходного налога в налоговой системе страховщиков менялась из года в год в пределах от 9% до 30%.
• Земельный налог. Его платят страховщики, а также филиалы, имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом, получившие в свою собственность землю и зарегистрированные как владельцы земли в местных представительных органах власти. Занимал незначительное место в налоговых платежах страховщика и не превышал 1% от всех налоговых платежей страховщиков, в последнее время вырос до 9% от всех налоговых платежей страховщиков.
• Налог на добавленную стоимость. Операции по страхованию и перестрахованию освобождены от уплаты этого налога. Однако с 1993 г. страховые организации по операциям нестраховой деятельности уплачивают налог на добавленную стоимость. К таким операциям относятся: доходы от консультационных услуг, сдачи основных средств в аренду. С 1996 года страховые организации уплачивают налог на добавленную стоимость с агентских услуг, оказываемых другим страховщикам. В зависимости от специализации страховщиков данный налог занимает втрое место в налоговой системе страховых организаций в пределах от 2% до 30%.
• Платежи за загрязнение окружающей среды.
Страховые организации платят в отличие от других предприятий,
только за превышающие предельно допустимые нормы выбросы
газов автомобилями, имеющимся на балансе страховщика. В связи с
этим страховщикам необходимо иметь разрешение соответствующих организаций на эксплуатацию автомобилей с соответствующими выбросами. Если же такого разрешения нет, то относить платежи к затратам (независимо от размеров загрязнения) не разрешается, все они будут производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении страховщика после уплаты налогов и других платежей в бюджет. В настоящее время включается в стоимость бензина не более 5 копеек на литр бензина и занимает незначительное место в налоговых платежах страховщиков (не более 1%).
С введением второй части Налогового кодекса данный платеж будет отменен.
В Налоговом кодексе заложено, что отчисления страховщиками в фонд пожарной безопасности будут относиться на себестоимость страховых услуг без ограничений, что негативно отразится на налоговых поступлениях в бюджет, т.к. бюджетные средства отвлекаются на внебюджетный фонд.
1.2.2. Налоги, относимые на финансовый результат.
Налоги, относимые на финансовый результат, не влияют на себестоимость страховых услуг, но сказываются на конечном финансовом результате страховщика прибыль (убыток).
• Налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы страховые организации платят на общих основаниях от объема реализуемых страховых услуг. Это местный налог введен с 01.01.93 г., а в Москве - с 01.04.94 г. При этом расходы предприятий на содержание социально-культурных объектов (в пределах установленных нормативов) вычитаются из суммы данного налога, как, например, у ОАО "Росгосстрах". Налог для страховых организаций занимает 1-5% от всех налоговых платежей страховщиков.
Сбор на нужды образовательных учреждений как местный налог был введен с 01.01.93 г., а в Москве - с 01.04.94 г. Страховщики, а также филиалы (до 01.01.2000), имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом, платят сбор, относя его на финансовый результат страховой деятельности. Ставки едины, как и для других предприятий. Размер этого сбора не превышает 1% от всех налоговых платежей страховщиков.
• Налог на имущество предприятий. Страховые организации, а также филиалы (до 01.01.2000), имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом являются плательщиками налога на имущество предприятий, как и все предприятия. Среди налогов, относимых на финансовый
результат страховых организаций, данный налог дает от 1% до 10%
всех налоговых платежей страховщиков.
С введением Налогового кодекса первые два налога будут отменены.
1.2.3. Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
Налоги, уплачиваемые за счет прибыли не влияют на себестоимость страховых услуг, а влияют только на чистую прибыль, которая распределяется между акционерами в виде дивидендов.
• Налог на прибыль (доход). В 1992-1993 гг. страховые организации платили налог на доходы. Комиссионные вознаграждения страховых агентов включались в себестоимость страховых услуг, т.е. исключались из налогообложения. А оплата труда штатных работников была предусмотрена из дохода, остающегося в распоряжении страховой организации после уплаты налогов. С 1994 г. Указом Президента Российской Федерации "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" страховые организации
переведены на уплату налога на прибыль. Налоговая база существенно уменьшилась. Одновременно были повышены ставки налога. Изменения порядка уплаты налога и сумм (увеличение или уменьшение) поступлений от такой трансформации налога будут рассматриваться в следующем параграфе.
Порядок налогообложения налогом на прибыль иностранных лиц на территории России изложен в Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. №34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". К доходам из источников в Российской Федерации, в частности, относятся следующие доходы: премии по прямому страхованию и сострахованию, премии по перестрахованию, а также проценты на депо премий, формируемых российскими страховщиками по договорам, переданным в перестрахование иностранным перестраховщикам, и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру. При этом доходы от премий по прямому страхованию и сострахованию рассчитываются, исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,25, а доходы от премий по перестрахованию - с применением коэффициента 0,125. Ставка налога равна 20%.
• Налог с превышения величины оплаты труда являлся составной частью налога на прибыль. Нормируемая величина расходов на оплату труда, начиная с 1994 г. по 1995 г., представляла собой необлагаемую величину расходов предприятий на оплату труда, равную шестикратному размеру установленной законодательством минимальной оплаты труда. Данный налог был существенным для страховщиков. Анализ данного налога необходим потому, что страховые организации стали его уплачивать при переходе с уплаты налога на доходы к налогу на прибыль, что в свою очередь сказалось на ужесточении налогового бремени для страховщиков. Но существует и другая причина для ее рассмотрения: из-за чрезвычайно большой разницы в доходах различных слоев населения и необходимости обеспечения "социальных корзин", неоднократно поднимался вопрос о введении налога с превышения фонда заработной платы в видоизмененном виде.
Налог с превышения нормативной величины оплаты труда распространялся на страховые организации с переходом на уплату налога на прибыль. Страховые организации, у которых фактические расходы на оплату труда работников в составе себестоимости страховых услуг превышали их нормируемую величину, уплачивали ежеквартально в бюджет налог с суммы этого превышения. Налог на прибыль с суммы расходов на оплату труда, превышающей их нормируемую величину, уплачивали все плательщики независимо от результатов их деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли: в федеральный бюджет - 13% , а в бюджет субъектов Российской Федерации - по действующим ставкам налога на прибыль. Но были исключения, например, в Новосибирске налог на прибыль от страховой деятельности уплачивался по ставке 30% , а налог на превышение средней величины оплаты труда - по ставке 25%.
1.3. Особенности исчисления и уплаты налогов страховой организации.
Все остальные налоги, уплачиваемые страховыми организациями, можно распределить в зависимости от налоговой базы следующим образом:
- налоги, уплачиваемые с фонда оплаты труда;
- налоги, уплачиваемые с выручки;
- налоги, уплачиваемые с различных баз.
1.3.1. Налоги с фонда оплаты труда.
К налогам, уплачиваемым с фонда оплаты труда относится, прежде всего подоходный налог. Порядок расчета налоговой базы, срок представления расчетов за своих сотрудников для страховых организаций те же, как и для других предприятий и организаций. Налог со страховых выплат застрахованным (по конкретному страхованию) страховщики уплачивают в те же сроки. Удержанный налог подлежит перечислению в бюджет не позднее установленного дня выплаты заработной платы. Ставки постоянно пересматриваются и представляют собой прогрессивную шкалу.
До 01.01.95 г. в совокупный доход физических лиц включались страховые взносы по накопительным видам страхования, заключенным за счет средств предприятия. В совокупный годовой доход работников не включались страховые выплаты, получаемые физическими лицами по обязательному государственному страхованию или по договорам добровольного страхования, за исключением тех случаев, когда страховые взносы по добровольному страхованию осуществляются за счет средств предприятий, учреждений или организаций, а также других работодателей. Если же условиями договора страхования предусмотрено, что страховое обеспечение перечисляется страхователю, который и выплачивает его гражданам, то удержание налога производится указанным страхователем.
Таким образом, в совокупный годовой доход включались взносы по договорам добровольного страхования, за исключением договоров, заключенных самими физическими лицами, и страховые выплаты по договорам добровольного страхования, заключенным за счет средств предприятий.
Если предприятия, учреждения и организации производят за конкретного гражданина оплату медицинских услуг, являющихся в обычных условиях платными, то суммы средств, направленных предприятием (учреждением, организацией) за граждан по добровольному медицинскому страхованию, включаются в состав дохода граждан.
Суммы страховых выплат в связи со смертью гражданина, застрахованного по договору добровольного страхования за счет средств предприятия, включаются в совокупный годовой доход выгодоприобретателя и подлежат налогообложению подоходным налогом. В 1995 г. был изменен порядок налогообложения страховой деятельности. Стали облагаться налогом все страховые выплаты по договорам страхования, заключенным за счет средств предприятия, в полном объеме независимо от того, каков страховой случай (сломал ли человек руку, сгорел ли у него дом или угнали машину). На такой "порядок" серьезные нарекания были как со стороны страхователей, так и страховых организаций. К тому же это изменение налогообложения не увеличило поступлений, поскольку выплаты происходят в каждом десятом или даже сотом договоре страхования (в зависимости от вида страхования), заключенном за счет средств предприятия. В середине 1995 г. налогом стали облагаться страховые взносы по договорам страхования, заключенным за счет средств предприятий, в размере нагрузки, определенной в структуре тарифной ставки, утвержденной страховой организации при лицензировании страховым надзором. Данный механизм вызывал критику со стороны страховщиков, так как затруднял определение нагрузки по комбинированным видам страхования, что также затрудняло проведение документальных проверок налоговыми инспекциями. Но вместе с тем эти нововведения подстегивали страховые организации реально пересматривать и уменьшать нагрузку, что, в свою очередь, приводило к удешевлению страховых услуг и в конечном результате - к росту количества договоров страхования. Освобождались от налогообложения, как уже отмечалось, суммы страховых выплат, получаемых физическими лицами по обязательному государственному страхованию и по договорам добровольного страхования, за исключением тех случаев, когда страховые взносы по добровольному страхованию уплачивались за счет средств предприятий, учреждений, организаций, а также других работодателей. Таким образом, возникновение объекта налогообложения в виде страховых выплат было поставлено в прямую зависимость от источника уплаты страхового взноса. Страховые выплаты по договорам добровольного страхования не подлежали налогообложению, если страховой взнос уплачен за счет средств физического лица.
В остальных случаях, если предприятиями, учреждениями, организациями или иными работодателями были заключены договоры страхования физических лиц в пользу последних (застрахованных), страховая выплата подлежала налогообложению у источника выплаты (страховой организации, заключившей договор страхования в пользу третьих лиц). При заключении таких договоров добровольного страхования с части страхового взноса (именуемой нагрузкой) организация, оплатившая за своих сотрудников или иных граждан сумму страхового взноса, также обязана была удержать подоходный налог.
Если наступление страхового события вызвано умышленными действиями страхователя, выгодоприобретателя или иных заинтересованных лиц, то суммы, получаемые по ним, рассматриваются как прочие выплаты и подлежат налогообложению в составе совокупного дохода физических лиц.
Суммы пенсий, ренты, текущих выплат (аннуитетов) по договорам страхования жизни являются разновидностями страховой выплаты. И если такие выплаты производятся в порядке, предусмотренном страховым надзором, то в целях налогообложения их следует рассматривать как страховые. Взыскание незаконно полученного возмещения должно быть учтено в дальнейшем путем пересчета налога, хотя инструкцией это не предусмотрено.
1.3.2. Налоги с выручки.
К таким налогам относятся налог на пользователей автомобильных дорог, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образований на их основе слов и словосочетаний, налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы.
Понятие выручки для страховой деятельности - эмпирически выведенная величина, которая не отражает экономической сущности хозяйственной деятельности страховой организации.
Если торговое предприятие от своей деятельности несет убытки, то в худшем случае выручка от деятельности будет равна нулю. Производственное предприятие точно знает, сколько сырья, расходных материалов ему потребуется для выпуска определенной продукции, каковы транспортные расходы, каковы потери от естественной порчи. Для целей налогообложения было введено понятие "ниже себестоимости". Это означает, что на величину занижения продажной цены по отношению к существующей рыночной цене для целей налогообложения налогом на прибыль.
2. Проблемы совершенствования действующей системы налогообложения страховой деятельности.
В вопросах налогообложения любого предприятия важнейшими элементами выступают налоговая база по данному налогу и ставка налога. При определении налоговой базы налогов, уплачиваемых страховыми организациями, многие доходы и расходы учитываются у страховщиков, как и у других предприятий. Существует единый подход, как и у всех предприятий по уплате страховыми организациями сборов во внебюджетные фонды (Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд занятости), подоходного налога, платежей за загрязнение окружающей среды, сбора на нужды образовательных учреждений. По остальным налогам существуют особенности, которые были рассмотрены в первой главе. Темп роста страховых взносов резко превышает темп роста налога на прибыль. Данные динамики не совпадают вследствие того, что страховая организация при наступлении страховых событий производит страховые выплаты. На отставание темпов роста налога на прибыль от темпов роста собираемых налогов также влияет структура расходов. Страховые выплаты являются объективным условием проведения страхования, а расходы на ведение дела являются субъективными. Налоговые органы административными методами могут установить пределы административных расходов и конкуренция между страховщиками может привести к тому, что расходы станут реально обоснованными, но для этого требуется длительное время. Введение предельных размеров по расходам на ведение дела для страхования трудно прогнозируемо, так как страховые организации имеют различные величины рентабельности и прибыльности по одним и тем же видам страхования.