Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Содержание

1. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ 3
1.1 Понятие финансовых правоотношений и их особенности 3
1.2 Структура финансового правоотношения и его функции 6
1.3 Возникновение и изменение финансовых правоотношений 7
1.4. Классификация финансовых правоотношений 10
2. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТЫ И ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 16
2.1.Понятие валюты 16
2.2. Понятие валютные ценности 18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВАНИЯ И ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА 23
3.1. Страхование как экономическая категория 23
3.2. Классификация страхования 27
ЗАДАЧА № 8 42
СТАТЬЯ 81. РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 45

Работа состоит из  1 файл

Фин право.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

2. Недоимки (просроченного платежа);

3. Выполнение  задания по государственным доходам  по бюджету или внебюджетным  фондам;

4. Использование выданных бюджетных ассигнований;

5. Осуществление  компетентными органами права  взыскания недоимки по налогам;

6. Прекращение  правоотношений по налогам с  населения происходит по достижении  определенного возраста, предусмотренного  законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

    1.4. Классификация финансовых правоотношений

      Многообразие  финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.

      В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на: регулятивные и охранительные.

      Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

      Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно невелик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогового права они стали занимать более заметное место в системе финансовых правоотношений.

      Финансовое  охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы. Его надо отличать от всякого другого, в частности, административного охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением финансово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции.

      К финансовым охранительным правоотношениям  относятся те, которые возникают  в связи: с налоговым правонарушением, предусмотренным в гл.16 НК РФ. Кроме  того, к охранительным финансовым правоотношениям следует отнести правоотношения, возникающие в связи с: а) невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе; б) неперечислением либо несвоевременным перечислением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст.290, 291 БК РФ); в) нарушением порядка ведения кассовых операций и некоторые другие.8

      В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными.

      Материальные  финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно на основе процессуальных финансово-правовых норм.

      К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового органа - требовать его уплаты; право предприятия обращаться к финансовому органу за получением бюджетного кредита и обязанность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д.

      К процессуальным финансовым правоотношениям  относятся правоотношения: по бюджетному процессу; возникающие в ходе производства по делам о налоговых нарушениях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсрочек и т.д.

      В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т.п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

      В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности.

      Например, на стадии составления проекта бюджета  к ним относится обязанность  Правительства РФ представить в  установленный срок Государственной  Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.9 Процессуальные финансовые отношения являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.

      Финансовые  правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация актуальна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права.

      По  этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения:

а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю;

б) бюджетные;

в) по финансам государственных и муниципальных  унитарных предприятий;

г) налоговые;

д) по неналоговым  доходам;

е) по государственному внутреннему долгу;

ж) по сметно-бюджетному финансированию;

з) по государственному внебюджетному финансированию;

и) по государственному страхованию;

к) по денежному  обращению и расчетам;

л) по валютному  регулированию.10

      Финансовые  правоотношения могут быть также  подразделены на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта.

      Объектом  имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция - налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных  финансовых правоотношений таковая  не является. В качестве объекта  здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

      К имущественным финансовым правоотношениям  относятся отношения по: уплате налогов  и сборов в бюджет и государственные  и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и внебюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др.

      К неимущественным финансовым правоотношениям  относятся отношения по: бюджетному процессу; государственному финансовому  контролю; установлению налогов и  предоставлению налоговых льгот  и т.д.

      Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Простые финансовые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных финансовых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

      Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются  в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.

      Сложные финансовые правоотношения преобладают  в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые  правоотношения.

      Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявления - на двусторонние и многосторонние.

      Двусторонние  финансовые правоотношения реализуются  на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотношения. В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю.

      Большинство финансовых правоотношений - двусторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д.

      Однако  в финансовом праве имеют место  и многосторонние правоотношения. Так, трехсторонними финансовыми правоотношениями являются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное казначейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является Главный распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третьей стороной является банк, через который непосредственно финансируется распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета. Здесь воля каждой стороны правоотношения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоотношения.11 Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены:

а) по юридическому характеру взаимоотношений участников - на вертикальные и горизонтальные;

б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

- органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

- вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

- предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

- финансовыми органами и гражданами;

- самими финансово-кредитными органами.

 

  1. Понятие валюты и валютных ценностей

    2.1.Понятие валюты

   Валюта (англ. Currency) - это денежная единица страны, используемая для измерения величины стоимости товаров. Понятие валюты рассматривается в нескольких аспектах: 1) валюта – счетная монетная единица страны, которая выражается обыкновенно монетой из того или иного металла определенного качества и веса. В случае выпуска бумажно-денежных знаков или банковских билетов говорят о банковской валюте, т.е. о счетной единице, на которой пишутся эти денежные знаки;12 2) валюта –денежные знаки иностранных государств, другие платежные и кредитные документы, выраженные в иностранных денежных единицах, применяемые в международных расчетах.13

   Уровень и состояние валютных отношений  зависит от множества факторов, прежде всего, от развития экономики, национальной и политической систем. Выделяют следующие виды валютных систем:                  

     1) национальная – совокупность  экономических валютных отношений,  посредством которых осуществляется  межгосударственный оборот платежных средств, формируются и используются валютные ресурсы страны;

     2) мировая – совокупность международных  валютных отношений, сформированных  в связи с эволюцией мирового  хозяйства и получившая закрепление  в международных соглашениях.  Мировая валютная система основана на резервной валюте, выполняющей функции международного платежного средства. Следует отметить, что мировая валютная система, помимо резервной валюты, может быть основана и на международной счетной денежной единице. Международная счетная денежная единица – валютная единица, своеобразный условный размер для сопоставления и соизмерения международных требований и обязательств, а также установления валютного курса. 14

Информация о работе Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела