Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:43, контрольная работа
Социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.
1. Общая характеристика права социального обеспечения как отрасли права. Предмет, метод, источники права социального обеспечения…………………
2. Обязательное медицинское страхование РФ…………………………….
Список использованной литературы……………………
Содержание:
1. Общая характеристика
права социального обеспечения
как отрасли права. Предмет,
метод, источники права
2. Обязательное
медицинское страхование РФ…………
Список использованной литературы…………………………………………..
1. Общая характеристика права социального обеспечения как отрасли права. Предмет, метод, источники права социального обеспечения
Социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.
Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки:
- объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;
- особые фонды, источники социального обеспечения;
- особые способы предоставления средств к существованию;
- закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах.
Под правом социального обеспечения следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством (это материальные отношения), а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение, установлению необходимых для этого юридических фактов (процедурно-процессуальные отношения).
Общественные отношения, входящие в предмет ПСО могут быть разгруппированы на:
материальные - делятся на отношения по предоставлению благ в денежной форме и по предоставлению благ в натуральной форме;
процедурно-процессуальные - в зависимости от их объекта подразделяются на отношения по поводу: 1) установления юридических фактов; 2) реализации права на тот или иной вид социального обеспечения; 3) защиты нарушенного права.
Предмет науки в отличие от предмета отрасли значительно шире, ибо наука как система (совокупность) научных знаний, правовых взглядов, идей охватывает знания не только о содержании правовых норм данной отрасли, но и:
- дает понятие самой отрасли, ее предмета, метода правового регулирования, системы;
- раскрывает все основные элементы правоотношений (основания их возникновения, изменения, прекращения, содержание, круг субъектов);
- содержит знания об истории развития отрасли и м/н правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению, а также о законодательстве других стран.
Система ПСО - это научная классификация правовых норм, предполагающих деление отрасли на Общую и Особенную части. Общая часть включает нормы, выражающие:
- принципы и задачи правового регулирования;
- основные права граждан в области социального обеспечения;
- разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения. Особенная часть включает нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения и образующие отдельные институты (например пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; пособия по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.)
Метод ПСО - совокупность приемов и способов воздействия ПСО на определенные отношения. Метод ПСО характеризуется:
- сочетанием централизованного (федерального), регионального и локального регулирования, что обусловлено распределительным характером этих отношений;
- сочетанием нормативных и договорных способов воздействия;
- спецификой юридических фактов (не зависит от воли людей; имеет, как правило, вынужденный характер);
- спецификой ответственности: неограниченность размеров заработной платы (в отличие от трудового права), отсутствие штрафных санкций (в отличие от гражданского права);
- спецификой формы защиты.
Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.
В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.
Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:
1. по юридической силе (по степени важности и субординации),
2. по сфере их действия;
3. по
органам, принявшим
4. по форме акта;
5. по правовым институтам.
1.
По юридической силе источники
делятся на законы и
Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В
ряде статей Конституции РФ изложены
основные права граждан в сфере
социального обеспечения. Так, например,
в ст.39 Конституции РФ записано, что
каждому гарантируется
В
качестве примера кодификационного
акта в области социального
При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г.
2. По форме акта источники ПСО делятся на: законы (примеры приводились выше); указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств.
3. По сфере действия источники ПСО делятся на:
· общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),
· республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)
· отраслевые
· локальные.
4.
Источники ПСО можно
1. по пенсионному обеспечению граждан,
2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.
3. по
предоставлению социальных
Система обязательного
медицинского страхования создана
с целью обеспечения
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года (далее - Закон).
Закон установливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.
Обязательное
медицинское страхование
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
В 2010 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация, что сопоставимо с данными за 2009 год (8 142 медицинские организации).
В 2010 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей. Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО.
Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.